На создании мультипликационных проектов можно неплохо зарабатывать. Авторы и владельцы известного проекта «Маша и Медведь» сумели создать бренд, известный не только в России, но и за рубежом. Доход обеспечивают разные направления деятельности, в основном – продажа лицензий на использование изображений. Однако подобные проекты имеют большой срок окупаемости и нуждаются в государственной поддержке.

 

Вряд ли на территории России и стран СНГ найдется ребенок, который не смотрел хотя бы один мультик из цикла «Маша и Медведь». Мультфильм стал настолько популярен, что превратился в бренд, под которым налажен выпуск детских игрушек, одежды, книг и других товаров для детей. Многим кажется, что анимационная студия Анимаккорд как бизнес приносит большой доход. Так ли это на самом деле?

Немного истории

Создатель мультфильма – российская анимационная студия Animaccord. Основателем ее стал художник-аниматор Олег Кузовков, который еще в 2007 г. разработал идею создания серии мультфильмов, придумал и отрисовал всех персонажей. Совместно с предпринимателями Сергеем Кузьминым и Дмитрием Ловейко в 2008 г. и была создана анимационная студия. Первый выпуск мультфильма был показан в передаче «Спокойной ночи, малыши» и сразу обрел популярность у детской аудитории.

Это интересно: 17 серия мультсериала — «Маша + каша» вошла в пятёрку самых просматриваемых видео Youtube и в Книгу рекордов Гиннесса как самый просматриваемый анимационный ролик в мире.

В дальнейшем проект стал развиваться как на телеканалах, так и на YouTube, перейдя уже на международный уровень. Штат проекта увеличился до 63 человек.

Рис. 1. Общие сведения о студии Анимаккорд. Источник: ФНС РФ

Рис. 1. Общие сведения о студии Анимаккорд. Источник: ФНС РФ

В настоящее время бывший собственник Анимаккорд Сергей Кузьмин, как и второй владелец Дмитрий Ловейко, передали свои доли другому лицу, оставив за собой управленческие функции. Олег Кузовков остается режиссером, сценаристом и продюсером проекта.

Рис. 2. Учредители студии

Рис. 2. Учредители студии

На чем зарабатывает Анимаккорд

Анимаккорд стал вполне успешным проектом, хотя окупился, по признанию владельцев, только через 5 лет. Хотя основной деятельностью компании считается производство мультфильмов, с 2012 г. на YouTube их можно смотреть бесплатно. Это и стало отличительной особенностью бизнеса Анимаккорд – владельцы изначально сделали ставку на вирусное распространение контента, не борясь с пиратством, как остальные компании, а наоборот, поощряя его. Качественный контент вкупе с массовостью позволили быстро раскрутить узнаваемость персонажей.

Доход студии складывается в основном из эксплуатации бренда:

  • 60% выручки – продажа лицензий;
  • 30% выручки – контент (продажа прав на показ мультфильмов);
  • 10% рекламные отчисления, в том числе реклама на YouTube.

Все активные проекты студии связаны с раскруткой темы «Маша и Медведь».

Так как «Маша и Медведь» получили большую популярность за рубежом, к 2017 г. 40% выручки стало складываться от поступлений от зарубежных лицензиатов и рекламы на зарубежных YouTube-каналах.

Таблица 1. Проекты Animaccord

Название проекта

Год запуска

1

«Маша и Медведь»

2009

2

«Машины сказки»

2011

3

«Машкины страшилки»

2014

Менеджеры компании вели продуманную маркетинговую политику, стараясь не подмочить репутацию нового бренда сотрудничеством с партнерами, производящими низкокачественный товар. И такая стратегия дала свои результаты – брендом заинтересовались серьезные мировые производители, а изображение «Маши» стало конкурировать с изображениями героев такого гиганта мультипликационной индустрии, как Disney.

Для справки: лицензии на использование изображений Маши приобрели больше 150 компаний по всему миру, в т. ч.: Danone, Ferrero, различные производители игрушек, канцтоваров и другие.

Бизнес в тему: Нюансы торговли детскими игрушками.

Лицензии приобретаются на использование музыки, изображений персонажей, локаций. Размер роялти от продажи лицензии в среднем составляет около 10%.

Компания не собирается останавливаться на достигнутом. Она находится в поиске новых авторов с интересными идеями, которые можно реализовать силами профессиональных художников-аниматоров.

Рис. 3. Проект «Машкины страшилки» тоже полюбился зрителям

Рис. 3. Проект «Машкины страшилки» тоже полюбился зрителям

Сколько денег приносит Animaccord

О том, насколько финансово успешны мультипликационные проекты в России, можно судить по финансовой отчетности студии, опубликованной Росстатом.

Рис. 4. Финансовая отчетность студии за 2014-2017 гг.

Рис. 4. Финансовая отчетность студии за 2014-2017 гг.

С 2016 г. компания вновь была вынуждена привлечь заемные средства, от которых избавилась в 2014 г. Также наблюдается рост кредиторской задолженности. При этом активы компании уменьшились с 2017 г. более чем вдвое. Это говорит о том, что компания находится в кризисе и полностью зависима от сторонних вливаний средств со стороны кредиторов.

Не слишком радужная картина складывается и при анализе отчета о прибылях и убытках.

Рис. 5. Чистая прибыль студии за 2014-2017 гг.

Рис. 5. Чистая прибыль студии за 2014-2017 гг.

Чистая прибыль студии с 2015 г. отрицательная (убыток), несмотря на рост выручки. При этом в динамике убыток становится все больше. Хотя компания и получает валовую прибыль, чистый убыток образуется за счет высокого уровня прочих расходов, не связанных с продажами и управлением. Это подтверждается и данными портала СБИС.

Рис. 6. Динамика выручки и прибыли Анимаккорд за 2009-2017 гг.

Рис. 6. Динамика выручки и прибыли Анимаккорд за 2009-2017 гг.

Перечень прочих расходов, которые столь негативно влияют на финансовый результат компании, публично не раскрывается.

Если подобная тенденция сохранится в ближайшие пару лет, анимационная студия может столкнуться с угрозой банкротства.

Будет ли развитие студии

Для вывода компании из кризисной ситуации была разработана глобальная медиа-стратегия, которая нацелена на развитие диджитал-направления, в частности –YouTube. Новый руководитель Анимаккорд Владимир Горбуля планирует диверсифицировать бизнес и развивать не только собственные проекты, но и работать как лицензионное агентство, развивая и продвигая сторонние анимационные бренды.

Первым проектом, который Анимаккорд продвигает в качестве лицензионного агентства, стал популярный в странах Латинской Америки детский анимационный сериал для дошкольников «Cleo & Cuquin». Студия планирует познакомить с этим проектом зрителей России и стран СНГ уже в 2019 г.

Рис. 7. Новый проект студии – детский анимационный сериал.

Рис. 7. Новый проект студии – детский анимационный сериал.

В целом можно сделать вывод, что, несмотря на успех и узнаваемость бренда, такое направление, как детская развивающая мультипликация, все же требует и государственной поддержки, т.к. такой жанр имеет не только коммерческую, но и культурную сторону, влияя на подрастающее поколение.