Существенный рост количества магазинов в сети Пятерочка начался с 2010 года, когда их суммарное число перевалило за 1 тысячу. Гибкая ценовая политика и хороший ассортимент товара – ключевые параметры, выводящие компанию в ряды лидеров российского ритейла. На текущий момент под брендом «Пятерочка» работает 14 850 магазинов. Но в следующем году руководство планирует продолжить увеличивать их количество.
Пятерочка – сеть магазинов, реализующих продовольственные товары в формате «у дома». Первая торговая точка открылась в 1999 году (хотя само основание фирмы датируют 1998-м) в Санкт-Петербурге.
За 20 лет компания успела превратиться в крупнейшую торговую сеть в РФ (даже больше Магнита), общее число магазинов работающих под брендом Пятерочка достигло 14 850.
Руководит работой компании мультиформатное предприятие розничной торговли X5 Retail Group. В структуру наряду с Пятерочкой входят супермаркеты Перекресток и гипермаркеты Карусель. По данным Forbes, группа – второй по величине частный бизнес в РФ (пальма первенства у Лукойла). По итогам прошлого года доля рынка X5 Retail Group составила 10,7%.
География присутствия в российских регионах
Магазины Пятерочка работают в 7 из 8 федеральных округах страны. Компания пока не представлена в Дальневосточном федеральном округе из-за его сильного территориального удаления от европейской части России.
Федеральный округ | Количество магазинов |
---|---|
Северо-Кавказский | 267 |
Сибирский | 644 |
Урал | 1263 |
Южный | 1345 |
Северо-Западный | 1674 |
Приволжский | 4015 |
Центральный | 5642 |
Источник: x5.ru
График 1. Территориальное распределение сети Пятерочка
Источник: x5.ru
Магазины распределены по РФ неравномерно. Больше всего торговых точек открыто в Центральной части страны. Самая маленькая концентрация Пятерочек на Северном Кавказе и в Сибири.
Сеть не ограничена российским рынком. По системе франчайзинга ее магазины открыты на территории Украины и Казахстана.
Показатель | 2018 г. | 2019 г. |
---|---|---|
Чистая выручка, млн | 297 946 | 337 778 |
Количество покупателей, млн. | 1 021,4 | 1 142,1 |
Средний чек, руб. | 333,2 | 340,9 |
Торговая площадь, тыс. кв.м | 5 291 | 5 778 |
В тему: Анализ показателей X5 Retail Group за 2013 - 2017 г.
Более детально ознакомиться с динамикой развития сети можно в отчете X5 Retail Group.
Скачать аналитику за 3 квартал
Фактически Пятерочку, входящую в структуру Х5, контролируют миллиардеры М. Фридман, Г. Хан и А. Кузьмичев. С июня 2018 г. пост генерального директора сети занимает С. Гончаров.
Как выросла Пятерочка за 20 лет
Ежегодно сеть увеличивала зоны своего присутствия в российских регионах. Делали это не только за счет открытия новых торговых точек. Применяли поглощение, покупки и слияния с другими организациями.
Источник: x5.ru
Самый ощутимый прирост магазинов произошел в 2016 г., когда было открыто 2 862 точки. На тот момент это составляло 34% от уже работающих под брендом предприятий. За 2019 г. компания расширилась на 1 328 точек продаж, что на 9,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Не все новые торговые точки Х5 оказываются прибыльными, часть закрывается из-за низкой рентабельности. Так в мае 2019 г. было отпраздновано открытие юбилейной 15 000-й Пятерочки, но по итогам года осталось 14 850 работающих объектов.
Чтобы повысить привлекательность магазинов для покупателей, руководство планирует в 2020 году полностью перевести работу Пятерочки на новую концепцию. В ней больше внимания будет уделено здоровому питанию, фреш-зонам и готовым блюдам собственного производства.
Планы по расширению и смене концепции сети
Обновленная стратегия развития Пятерочек ориентирована на актуальные тенденции потребительских ожиданий и предпочтений. Изменения затронули дизайн торговых точек, ассортимент и организацию пространства помещений. При этом магазины сохранят статус дискаунтера и не планируют проводить повышение цен.
Открывшийся в сентябре 2019 г. тестовый магазин, работающий по обновленной концепции, предлагает покупателям:
- фокусирование ассортимента на категории fresh-продуктов, занимающих половину торгового зала;
- большую выкладку товаров food-to-go и ready-to-eat (не требующих длительного приготовления);
- продукты, приготовленные на собственной пекарне;
- корзины для покупателей, произведенные из переработанного пластика, и многоразовые сумки;
- пункты приема пластика и алюминия;
- отдельную зону со свежим кофе, апельсиновым фрешем и зарядными устройствами для гаджетов;
- обновленный дизайн торговых залов с использованием натуральных материалов и простой навигацией.
Для удобства посетителей и персонала витрины магазина оборудованы электронными ценниками, позволяющими автоматически отображать текущую стоимость продуктов. Руководство планирует с 2020 года переводить на разработанную концепцию все новые и реконструируемые торговые точки.
В перспективе планируется продолжить расширение сети во всех регионах страны. Чтобы соответствовать требованиям покупателей, администрация и дальше будет придерживаться курса совершенствования ценовых предложений. Для улучшения работы сети продолжится активное внедрение информационных технологий.