Прокат электросамокатов стал настоящим трендом и уверенно вошёл в повседневную жизнь населения столицы и регионов. Быстро, удобно, сделав пару нажатий на смартфоне, можно на необходимое время стать обладателем самоката и беспрепятственно доехать до пункта назначения. О сложностях и возможностях нового витка шеринг-индустрии рассказал Валерий Черкасов, сооснователь инвестиционной платформы «Мегаполис», в портфеле которой проекты проката самокатов.

Автор: Валерий Черкасов – предприниматель, основатель инвестиционной платформы «Мегаполис». В управлении компании находятся 350 млн руб. и более 200 привлечённых инвесторов.

Россия в шеринг-индустрии: в чем причина популярности

Вслед за западом, Европой и Америкой мегаполисы России буквально захлестнул самокатный бум. Наблюдая за развитием таких гигантов бизнеса, как Lime Bike, Bird, Spin, можно судить о том, что направление перспективное, трендовое и заслуживает внимания. Вопрос остается только в том, какие препятствия могут встретиться на пути построения успешного бизнеса, и как перекроить их в возможности.

Заходя на рынок самокатного шеринга в августе 2019 г., мы поняли, что там фигурируют от силы 6 активных игроков в Москве и регионах – это Urent, Samocat sharing, «Делисамокат». Сейчас же, с точки зрения появления новых конкурентов, наблюдается всплеск и подогрев интереса – уже более 15 участников рынка, среди которых те, кто 100% у всех на слуху: Whoosh, «Шеринг Карусель», «Рушеринг, E-motion, «ПоПути» и другие.

Причина роста популярности очень простая: передвигаться на автомобилях стало не совсем комфортно. В мегаполисе при выборе между такси и самокатом выберут второе, потому что это экономия бюджета, времени: в пробках можно простоять дольше и заплатить больше. Да и потом, транспорт последней мили – максимальное удобство для тех, кому нужно проехать небольшое расстояние до метро, торгового центра, парковки, на которой оставили машину.

Фото: emotion-sharing.com

Фото: emotion-sharing.com

Сказались и общие тенденции, такие как переход на электротранспорт. Сейчас появляются различные электромотоциклы, сигвеи, моноколеса, самокаты – альтернатива топливным системам как более экологичным, безопасным, современным.

Главное, что стоит учитывать, заходя в бизнес, который продает услугу, – эмоции. Эмоциональная составляющая – колоссальная часть выбора потребителя. Да, можно сидеть в комфортабельном такси, изнывать от жары в пробке или прокатиться с ветерком по красивым улочкам в теплую погоду на самокате. Чувствуете разницу? Нужно делать ставку на удовольствие от процесса.

В итоге получается, что фундамент рынка шеринга сейчас – финансовая выгода, быстрота и удобство передвижения, и самое главное – ощущения, эмоции от использования самокатов.

В тему! Сколько можно заработать на каршеринге.

По другую сторону бизнеса: имеет ли смысл развивать шеринг

А есть ли вообще смысл заходить в эту нишу, возможно ли здесь заработать?. Чтобы принять решение, необходимо проанализировать вопрос с разных сторон, учесть все, что может привести к провалу, разорению.

Фото: в крупных городах уже есть по несколько предложений. Источник: freepik.com/danifotografo

Фото: в крупных городах уже есть по несколько предложений. Источник: freepik.com/danifotografo

Сейчас в этом бизнесе крупные компании, такие как Whoosh, собственники которой S7 Airlines. Мы видим, как при скачивании их приложения первое, что попадается на глаза, – реклама авиакомпании и карты лояльности. Или Urent, которую выкупил Сбер, на их платформе рекламируют «Ситимобил». Сейчас и «Яндекс» пытается выйти на рынок и сделает это успешно.

Это абсолютно другие масштабы и незаинтересованность в прибыли как таковой именно на этом виде бизнеса. Для них отлично, если выручка будет перекрывать операционные издержки, потому что шеринг в этом случае — исключительно рекламная площадка.

При решении заниматься прокатом нужно понимать сдерживающие факторы, которые присутствуют при развитии направления:

  1. Это специфика России – согласование мест для установки самокатов.

    Изначально в Москве существовала практика free flow, которая подразумевает свободу движения. При таком подходе самокаты можно было «бросать» там, где удобно. Мировая практика шеринга, кстати, знает масштабный провал этой схемы. В 2018 г. в Сан-Франциско буквально все было заполнено брошенными самокатами, что вызвало агрессию со стороны вандалов, просто населения города.

    Фото: станция в Екатеринбурге. Источник: emotion-sharing.com

    Фото: станция в Екатеринбурге. Источник: emotion-sharing.com

    Чтобы не повторять ошибок, мэрия Москвы, например, борется с самокатным беспорядком и очень заинтересована в парковочных станциях. Сейчас мы видим, что их наличие в установленных местах обязательно.

  2. Если выходить на региональные рынки, нужно помнить об элементарном вандализме, тех убытках, которые он может принести.

    Оговорюсь, что и в Москве такое встречается, но гораздо реже, так как под камерами сложнее сделать это безнаказанно.

  3. Перед запуском шеринга нужно помнить о том, что операционные расходы (OPEX) высоки, так как эксплуатация оборудования дорогая и едва перекрывается выручкой.

    Это то, что по опыту характерно для Москвы: самокаты разбросаны по разным проулкам, чтобы, например, технической службе физически прокатиться поменять батареи, нужно решить дополнительные проблемы с парковками, возможными штрафами.

    Фото: станция рушеринг на ВДНХ. Источник: @ megapolis_platforma

    Фото: станция рушеринг на ВДНХ. Источник: @ megapolis_platforma

Как опередить спрос на подобные услуги, предвосхитить и закрыть возражения:

  1. Масштабировать бизнес.

    Но только в том случае, если у вас хорошее программное обеспечение. Подключаете новые станции, вкладываете деньги в производство самокатов, их поставку из Китая. Нужно учитывать, что реальность такова: для захода в нишу в сезон 2021 закупать оборудования необходимо уже сейчас, так как самокатный рынок развивается очень быстро, производители физически не успевают сделать поставки сразу же. Поэтому, заказав самокаты в перед сезоном, их можно будет получить только к его концу.

  • Прогнозировать окупаемость.

    Она зависит от локации, где базируется станция, объема пешеходного трафика, технических характеристик мобильного приложения, обслуживания, лоцирования самокатов. Все это, в конечном итоге, влияет на выручку. В среднем, окупаемость бизнеса по нашим наблюдениям — от 1 до 3 сезонов.

Выгодная идея! Прокат сигвеев – сколько на этом можно заработать.

Запуск проекта, привлечение новых пользователей

Этапы подготовки и тестирование умещаются буквально в несколько пунктов:

  1. Закуп оборудования без промедления, организация его хранения. Там, естественно, есть особенности. Нужно обратить внимание на условия хранения батарей (они не могут находиться на холодном складе), их нужно заряжать, разряжать, чтобы они функционировали, давали максимальную емкость в сезон.
  2. Базисное – мобильное приложение или покупка франшизы.
  3. Согласование мест расположения станций во время проката.
Фото: без мобильного приложения не обойтись. Источник: moscow.urent.city

Фото: без мобильного приложения не обойтись. Источник: moscow.urent.city

В начале сезона выставляют все это оборудование на улицу, эксплуатируют и следят за техническим состоянием, обслуживают, осуществляют клининговые мероприятия.

Инструменты привлечения пользователей, рекламная составляющая – мощный профит этой ниши бизнеса. Шеринг – тот случай, когда не требуется дополнительных маркетинговых мероприятий. Если приложение отлажено, самокаты внешне привлекательны, исправны, то этот бизнес сам себя продает. Не нужно списывать со счетов выгоду в виде рекламы внутри приложения, брендирование самих самокатов, станций – это та составляющая, которая может повысить эффективность.

Резюмируя, я бы подчеркнул, что самокатный бизнес находится в стадии развития, он явно останется с нами надолго: это мобильно, экологично, удобно и, безусловно, эмоционально цепляюще для потребителя.

Фото: франшиза шеринга. Источник: samocat.net

Фото: франшиза шеринга. Источник: samocat.net

Пути входа в этот вид бизнеса сводятся к двум стратегиям:

  1. Открытие своей компании с нуля. Придется рисковать, прощупывать сферу изнутри, вкладывать много денег, платить за свои ошибки, продумывать систему рекламного провайдерства.
  2. Инвестировать финансы в те проекты, которые уже завоевали долю рынка. Таких компаний немного, но они есть.

Аналитический отдел инвестплатформы «Мегаполис» по результатам кризисного полугодия 2020 г. сделал вывод, что бизнес по шерингу самокатов будет укреплять свои позиции среди российской аудитории не только Москвы, но и регионов. Таким образом, рассматривать это направление для инвестирования перспективно и выгодно.