Розничный товарооборот – это совокупная выручка торгового предприятия за анализируемый период. Он представляет собой суммарное количество средств, полученное в ходе реализации товаров. Данные о продажах необходимо брать из бухгалтерских документов. При анализе товарооборота определяют его динамику в текущих и сопоставимых ценах, а также исследуют структуру показателя в разрезе товарных категорий. Конечной целью исследования является установление причин изменения товарооборота и пересмотр продуктовых групп.
В любой торговой организации важным экономическим показателем является товарооборот. Это совокупная стоимость проданных товаров и полученной прибыли. Показатель выражается в денежной форме, независимо от варианта оплаты (наличный, безналичный расчет) и категории покупателя (физические и юридические лица).
Простыми словами: товарооборот – сумма денег, полученных от покупателей за определенный период.
Это важнейший показатель эффективности деятельности торгового предприятия, который участвует в определении других параметров и коэффициентов.
Экономический смысл
Деятельность любой розничной торговой организации направлена на продажу товаров, где фирма выступает в роли посредника по доведению материальных благ до конечного покупателя. Конечные потребители, приобретая ценности, создают основные денежные потоки компании и приносят ей максимальный доход. Количество поступивших от покупателей денег образуют товарооборот. И чем больше это значение, тем лучше: каждое предприятие стремится его повысить.
Формула расчета
Вычисляют товарооборот по разным формулам. Самая простая выглядит так:
- Ц – цена;
- К – количество.
Однако на практике такой метод расчетов применяется крайне редко. Исключение: торговые организации и ИП, предлагающие узкий ассортимент продукции.
Данные о выручке не рассчитывают по формулам, а берут из документов. Источниками выступают:
- бухгалтерские счета;
- первичная документация;
- статистическая отчетность.
Получить данные можно на основании кассовой отчетности и выписки с банковских счетов. В бухгалтерии выручку от продажи товаров за наличные записывают с помощью проводки: Дт 50 Кт 46.
Данные берут за год, квартал, месяц.
Розничный товарооборот рассчитывают как сумму выручки за каждый день отчетного периода и разницу между объемом средств на счетах и в кассе на начало и конец дня:
- ДНКД – наличные деньги в кассе на конец рабочего дня;
- ДСКД – деньги на счетах на конец рабочего дня;
- ДННД – наличные деньги в кассе на начало рабочего дня;
- ДСНД – деньги на счетах на начало рабочего дня.
При этом учитываются только те средства, которые получены в качестве оплаты за товары.
Магазин может также предлагать клиенту и другие способы оплаты, например, рассрочку или кредит. Эти средства также учитываются в товарообороте.
Анализ показателя
Зачем анализировать розничный товарооборот? Это делать необходимо, чтобы:
- отследить динамику, по сравнению с предыдущими периодами;
- провести факторный анализ;
- определить структуру товарооборота;
- сделать выводы насчет обоснованности плановых значений;
- проверить выполнение плана;
- определить размер безубыточного объема продаж.
Таким образом, анализ показателя носит многоплановый характер. Важно уделять внимание еще и его структуре. Это позволит понять, какие позиции приносят максимальный доход, а какие – убыточны и требуют пересмотра работы с этими товарами.
Анализируют товарооборот по следующей схеме:
- сопоставляют план и факт, выявляют причины невыполнения плана (по необходимости);
- отслеживают динамику;
- проводят анализ состава товарооборота (по покупателям, формам оплаты, обслуживания);
- анализируют структуру товарооборота по товарам (вычисляют, какая доля каждой группы в общем объеме);
- проводят факторный анализ.
Динамику рассчитывают в текущих и сопоставимых ценах. Товарооборот в текущих ценах – совокупная величина продажи товаров. Если из этой величины убрать размер, на который выросли цены, то получится товарооборот в сопоставимых (условно-постоянных) ценах.
Динамика роста товарооборота в текущих ценах рассчитывается по формуле:
- ТТЦ ОГ – т/о отчетного года в текущих ценах;
- ТПГ – т/о прошлого года.
Суть метода расчета в сопоставимых ценах заключается в том, чтобы не учитывать фактор роста стоимости из-за инфляции, и получить реальные данные об изменении объема продаж и выручки. Формула расчета при этом будет выглядеть следующим образом:
- ТСЦ ОГ – товарооборот отчетного года в текущих ценах;
- ТПГ – товарооборот прошлого года.
В ситуации, когда был составлен план товарооборота, а цены в отчетном периоде изменились, применяют индекс цен. Его формула выглядит следующим образом:
- Ц1 – цена в отчетном периоде;
- Ц0 – цена в базовом периоде (принимается за 100%).
При анализе товарооборота важно понимать, какие социально-эконмические явления могут оказать на него влияние. Показатель меняется в зависимости от:
- спроса – чем выше спрос продукции на рынке, тем лучше ее будут покупать;
- предложения – большая конкуренция требует поддерживать определенный уровень сервиса и цены;
- ценовой политики – чем выше цена на товары, тем больше заплатят покупатели;
- налогов – размер НДС и акцизов закладывается в цену товара;
- себестоимости – чем дороже товар стоит у поставщика, тем больше будет себестоимость закупа;
- инфляции – со временем цены поднимаются, это важно учитывать при прогнозировании объема продаж.
Рассмотрим, о чем может говорить снижение и рост показателя за последние 2 года.
Рост | Снижение |
---|---|
Поставщик повысил цену на продукцию. | Падение спроса. |
Вырос спрос. | Сужение ассортимента товаров. |
Руководство магазина проиндексировало цены. | Рост конкуренции на рынке. |
Запуск рекламной кампании. | Разрыв отношений с ведущим поставщиком. |
Расширение ассортимента товаров. | - |
Заключение сделки с крупными поставщиками. | - |
Пример расчета
Расчет показателя и динамики его изменения – одна из главных задач экономиста любого торгового предприятия. Для примера проанализируем показатель условного предприятия, результаты представлены в табличном виде (скачать в Excel).
Структура т/о | 2016 факт | 2017 план | 2017 факт | Динамика т/о в действ. ценах | Рост цен | Индекс цен | Т/о в сопост. ценах | Динамика т/о в сопост. ценах |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Продукты питания | 2 600 | 3 100 | 3 650 | 140,38 | 135% | 1,35 | 2 703,70 | 103,99 |
Игрушки | 1 450 | 1 780 | 1 900 | 131,03 | 120% | 1,20 | 1 583,33 | 109,20 |
Косметика | 580 | 640 | 760 | 131,03 | 140% | 1,40 | 542,86 | 93,60 |
Итого: | 4 630 | 5 520 | 6 310 | 136,29 | 131,67% | 1,32 | 4 792,41 | 103,51 |
На основании данных расчетов можно сделать следующие выводы:
- в текущих ценах наблюдается рост товарооборота по всем категориям – продукты питания, игрушки и косметика;
- в сопоставимых ценах рост только в категориях продукты питания (на 3,99%) и игрушки (на 9,2%). В косметике падение продаж на 6,4%.
Таким образом, рост товарооборота косметических товаров в 2017 году был достигнут только за счет повышения цен, фактически же объем продаж снизился. Но в целом по всем категориям динамика положительная.
Резюме
Товарооборот – важнейший показатель, характеризующий деятельность любой торговой организации. Важно не просто знать его значение (само по себе оно ни о чем не скажет), а применять для анализа динамики и структуры. Как только будет установлено, что произошли изменения, необходимо найти их причины. По результатам анализа делают выводы о перспективах роста товарооборота в будущих периодах и необходимости изменения его структуры.