Валовая прибыль (EBIT, ВП) – это разница между выручкой и себестоимостью продукции/работы/услуги. Выражается в денежном эквиваленте.
Эффективность ведения любой коммерческой деятельности определяет размер ее прибыли или разница между доходами и расходами. Этот показатель не может быть отрицательным, в противном случае он называется убытком. В зависимости от состава издержек и особенностей расчетов прибыль может быть экономической, бухгалтерской, балансовой, валовой, чистой, операционной, маржинальной, целевой, недополученной, нормальной, консолидирующей и т. д. Всего существует более 20 видов прибыли.
Определение валовой прибыли
Валовая прибыль (EBIT, ВП) – это разница между выручкой и себестоимостью продукции/работы/услуги. Выражается в денежном эквиваленте.
Простыми словами: это прибыль, полученная от реализации товаров/услуг, не считая некоторые виды затрат (налоги, акцизы), которые не связаны с издержками на изготовление и продажу товаров/услуг.
Про особенности исчисления валовой прибыли можно узнать из видео:
Формула расчета
Для расчета ВП принято использовать следующую формулу:
ВП = В – С, где:
- В – выручка;
- С – себестоимость с учетом амортизационных отчислений.
Для торговых организаций больше подходит вариант:
ВП = ВД – С, где:
- ВД – валовый доход.
Выручка – денежные средства, полученные за реализацию услуги/работы/товара. Это сумма, которую покупатель оставляет в магазине и тем самым оплачивает себестоимость самой продукции, расходы на предпродажную подготовку, сумму налогов (НДС, акцизы), сервис. К выручке относятся только те поступления, которые возникли в результате ведения основной деятельности. Это денежный поток, который проходит через организацию.
Валовый доход – сумма выручки при реализации товаров/услуг, основных средств, акций, нематериальных активов, прав интеллектуальной собственности, рассчитывается по формуле:
ВД = (Т х СПН)/100, где:
- Т – товарооборот;
- СПН – средний процент надбавки.
Справка! Главное отличие валового дохода от выручки состоит в том, что в валовый доход входит оборот от других видов деятельности.
Себестоимость – стоимость расходов производства и реализации продукции. В нее включены:
- Суммы, потраченные на закупку сырья и материалов для изготовления продукции, или расходы на приобретение товаров для дальнейшей перепродажи.
- Амортизация основных средств.
- Оплата труда и социальные отчисления работникам, прямо и косвенно задействованным в процессе производства/перепродажи.
- Расходы на рекламу и маркетинг.
В себестоимость не включаются управленческие и коммерческие расходы.
Справка! Амортизация основных средств – постепенное списание стоимости закупки основных фондов (зданий, сооружений, оборудования, патентов и т. д.) в последующие после приобретения периоды. Иными словами, если компания купила станок за 10 млн руб., то в балансе она не отражает всю стоимость, иначе получится убыток, а списывает сумму приобретения в течение нескольких лет малыми долями.
Экономический смысл
EBIT – важный показатель финансово-хозяйственной деятельности любого предприятия. На основании ВП уже считаются все остальные виды прибылей, в том числе и чистая прибыль.
От чего зависит размер ВП
На размер ВП оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Определяющее значение имеет сфера и специфика деятельности компании, место ее расположения, размеры предприятия, охват аудитории, востребованность продукта.
Внутренние | Внешние |
---|---|
Цена товара/услуги | Размер налогов |
Затраты на рекламу и продвижение | Меры по регулированию спроса |
Конкурентоспособность | Изменение покупательского спроса |
Выручка от реализации товаров | Политический климат |
Затраты на доведение продукции/услуги до конечного потребителя | Появление новых конкурентов |
Объем выпуска продукции | Судебные разбирательства |
Скорость оборота товаров | Отзыв лицензии |
Внутренние факторы зависят от действий, предпринятых самой организацией, внешние – от других независимых сторон рыночной экономики. Все они влияют на себестоимость и объемы продаж.
Рис. 1. Рост валовой прибыли
Особое место занимают нереализованные товары. Они находятся на складах и приносят убытки. Непроданными они могут быть по разным причинам: падение спроса, была большая поставка, человеческий фактор (не выставили в продажу), сезонность, смена модных течений. Чтобы быстрее реализовать такие товары, применяют маркетинговые уловки: назначают скидки, устраивают акции. Можно вернуть товары поставщику, если они брались на реализацию.
Распределение ВП
ВП включает в себя все расходы, которые связаны с основной деятельностью компании. Поэтому полученные от реализации продукции/услуг средства нужно грамотно распределить, чтобы не упустить ни одну статью расходов.
Издержки, покрываемые за счет ВП:
- Аренда площадей.
- Проценты по обязательствам (кредиты, займы).
- Уплата налогов (налог на прибыль).
- Другие обязательные расходы.
В конечном остатке получается чистая прибыль, из которой формируется доход предприятия. Уже он направляется в резервные фонды, на обучение персонала, расширение, диверсификацию, развитие компании.
Пример расчета
Для анализа используют данные баланса за год, квартал или месяц. Скачать пример расчета можно в Excel.
Месяц | Выручка | Себестоимость | Валовая прибыль | Валовая прибыль 2017 к 2016 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2016 | 2017 | 2016 | 2017 | 2016 | 2017 | Отклонение | Рост,% | |
Январь | 125 000 | 185 000 | 65 000 | 98 000 | 60 000 | 87 000 | 27 000 | 145,0 |
Февраль | 134 000 | 210 000 | 75 000 | 110 000 | 59 000 | 100 000 | 41 000 | 169,5 |
Март | 119 000 | 176 000 | 55 000 | 99 000 | 64 000 | 77 000 | 13 000 | 120,3 |
Апрель | 95 000 | 148 000 | 45 000 | 75 000 | 50 000 | 73 000 | 23 000 | 146,0 |
Май | 75 000 | 129 000 | 40 000 | 78 000 | 35 000 | 51 000 | 16 000 | 145,7 |
Июнь | 87 000 | 125 000 | 42 000 | 67 000 | 45 000 | 58 000 | 13 000 | 128,9 |
Июль | 116 000 | 166 000 | 46 000 | 68 900 | 70 000 | 97 100 | 27 100 | 138,7 |
Август | 127 000 | 175 000 | 60 000 | 75 000 | 67 000 | 100 000 | 33 000 | 149,3 |
Сентябрь | 141 000 | 187 000 | 75 000 | 98 500 | 66 000 | 88 500 | 22 500 | 134,1 |
Октябрь | 156 000 | 197 000 | 85 000 | 115 000 | 71 000 | 82 000 | 11 000 | 115,5 |
Ноябрь | 177 000 | 240 000 | 91 000 | 135 000 | 86 000 | 105 000 | 19 000 | 122,1 |
Декабрь | 195 000 | 275 000 | 95 000 | 167 000 | 100 000 | 108 000 | 8 000 | 108,0 |
Год | 1 547 000 | 2 213 000 | 774 000 | 1 186 400 | 773 000 | 1 026 600 | 253 600 | 132,8 |
По таблице видно, что показатель ВП за каждый месяц 2017 года больше, чем он был в 2016-м. Значит, у компании дела идут лучше, несмотря на сезонную просадку с марта по июнь. Рост за год составил 253 600 тыс. руб. или 132,8%.
Рис. 2. ВП в динамике
Важно! При расчетах выручки и себестоимости нужно иметь в виду реальный уровень инфляции, т. к. он напрямую влияет на рост цен.
Норматив значения
У EBIT нет какого-то нормативного значения, т. к. чем больше валовая прибыль, тем лучше для предприятия. Сравнивать значение показателя нужно в динамике и в процентном соотношении к издержкам и чистой прибыли.