Получение прибыли – главная цель работы любой компании. Оценить эффективность ее достижения позволит расчет нормы чистой прибыли, относительного показателя, который демонстрирует, сколько прибыли содержится в каждом рубле выручки. Оптимальным является значение на уровне 8-20 %. Но оно может быть и выше.

Получение прибыли – естественное ожидание от результата ведения деятельности любого предприятия. Это разница между доходами и расходами, которая выражается в денежном эквиваленте. В зависимости от методов расчетов, прибыль может быть разной (бухгалтерской, балансовой, маржинальной, номинальной, реальной, от конкретных операций).

Норма прибыли

Норма чистой прибылиЧП) – относительный показатель, который используется для оценки целесообразности инвестирования в фирму и при прогнозировании дальнейшего развития компании. Это отношение чистой прибыли к выручке компании. Используется как показатель доходности от ведения деятельности компании, позволяет оценить эффективность бизнес-процессов и управления в целом.

Простыми словами: Показатель означает, какова доля чистой прибыли в каждом рубле выручки.

Формула расчета

НЧП определяется по формуле:

  • Пч – чистая прибыль;
  • В – выручка за вычетом НДС и суммы активов.

Формула расчета по балансу:

  • Стр. 2400 – значение строки 2400;
  • Стр. 2110 – значение строки 2110.

Значение строки 2110 получают как разницу между суммой по кредиту счета 90 и НДС с акцизами, а 2400 – как разницу между 2110 и всеми расходами.

Определение и расчет чистой прибыли

Особое место в системе расчетов занимает чистая прибыль. Это доход компании за вычетом всех издержек (налогов, сборов, прочих отчислений в бюджет). Его размер определяет эффективность деятельности всей компании. Чем выше показатель, тем лучше.

Для расчета используется несколько формул.

1 формула:

ПЧ = В – С – РУ – РК – РП – Н, где:

  • В – выручка;
  • С – себестоимость товаров/работ/услуг;
  • РУ – управленческие расходы;
  • РК – коммерческие расходы;
  • РП – прочие расходы;
  • Н – налоги.

2 формула:

ПЧ = ПДН – Н, где:

  • ПНД – прибыль до налогообложения;
  • Н – налоги.

Есть также другие варианты расчета этого показателя, но все они дают один и тот же результат.

В балансе чистая прибыль отражается в строке 2400. Рассчитывается как:

ПЧ (стр. 2400) = с. 2110 – с.2120 – с. 2210 – с.2220 – с.2310 – с.2320 – с.2330 – с.2340 – с.2350 – с.2410, где:

  • С. 2110 – значение строки 2110 (выручка);
  • С. 2120 – значение строки 2120 (себестоимость продаж);
  • С. 2210 – значение строки 2210 (коммерческие расходы);
  • С. 2220 – значение строки 2220 (управленческие расходы);
  • С. 2310 – значение строки 2310 (доходы от участия в организациях);
  • С. 2320 – значение строки 2320 (проценты к получению);
  • С. 2330 – значение строки 2330 (процент к получению);
  • С. 2340 – значение строки 2340 (прочие доходы);
  • С. 2350 – значение строки 2350 (прочие расходы);
  • С. 2410 – значение строки 2410 (налог на прибыль).
Рис. 1. Доля прибыли по отношению к выручке

Рис. 1. Доля прибыли по отношению к выручке

Чистая прибыль – то, что остается для дальнейшего развития компании. Она влияет на платежеспособность предприятия, характеризует его финансовую устойчивость и надежность.

Норматив показателя НЧП

Считается хорошим знаком норматив прибыли на уровне 8-20 %. Однако нужно стремиться к максимальной величине: чем выше показатель, тем эффективнее работает компания. Но единого значения, которое бы подошло для всех организаций, нет.

Внимание! Значение НЧП во многом зависит от сферы деятельности компании, особенностей бизнеса, технологических процессов, условий работы и прочих внешних и внутренних факторов.

Показатель не может быть отрицательным. Это всегда положительное число. Его измеряют в процентах.

Важно! При убытке (отрицательном показателе прибыли) НЧП не рассчитывается. В этом нет смысла.

Пример расчета

Рассчитывать показатель лучше всего за несколько лет, чтобы иметь возможность проанализировать его в динамике. Для примера найдем НЧП за последние 7 лет работы условной компании. Все данные можно скачать в табличном виде в Excel.

Таблица 1. Расчет НЧП, тыс. руб.

Год

В

ПЧ

НЧП

2017

102 508

17 680

17,2

2016

95 650

19 650

20,5

2015

89 650

12 680

14,1

2014

105 680

11 020

10,4

2013

84 260

13 790

16,4

2012

76 023

10 380

13,7

2011

55 690

9 550

17,1

Таким образом, НЧП на предприятии за последние 7 лет была в рекомендуемых пределах. Однако в течение этого времени наблюдаются скачки значения в диапазоне 10,4-20,5 %.

Рис. 2. Изменения НЧП

Рис. 2. Изменения НЧП

Для чего нужно считать НЧП? Экономический смысл коэффициента

Показатель представляет интерес для собственников бизнеса, приглашенных управляющих, банков, инвесторов, других заинтересованных лиц.

Собственникам и управленцам он нужен для оценки финансового положения компании, поиска возможностей для привлечения инвестиций, оценки внутренней ситуации на фирме, проведения конкурентного анализа. Он используется для составления прогнозов, регулировки цен на товары и услуги, выявления скрытых возможностей финансирования, оценки финансовой устойчивости. Если показатель слишком низкий или высокий, то в первую очередь стоит оценить адекватность цен, сравнить их с прямыми конкурентами. Если цены находятся на приемлемом уровне, значит, дело в неэффективном управлении или кризисе.

Банки и инвесторы интересуются НЧП для оценки целесообразности вложений в бизнес. Это вспомогательный показатель, который нужен для представления полной картины о финансовом положении компании и позволяет увидеть, если фирма приносит убытки. Помимо нормы чистой прибыли, в расчет берутся значения рентабельности (инвестиций, капитала, затрат, активов).

Справка! Если компания собирается брать кредит в банке, то его процентная ставка не может быть выше НЧП. В противном случае обслуживание долга окажется неподъемной ношей.

Банки рассчитывают значение показателя с этой же целью – оценить платежеспособность потенциального клиента. После нахождения НЧП становится понятно, сможет ли предприятие выплачивать проценты при сохранении текущего уровня цен.

Выводы

Норма чистой прибыли является вспомогательным показателем для оценки финансовой устойчивости компании, он выражается в процентном отношении чистой прибыли к выручке. Полезен для собственников и управляющих бизнесом, банков и потенциальных инвесторов.