При обработке драгоценных камней применяют компьютерные программы и лазерные установки, но полностью заменить руки мастера невозможно. Начинается технологический процесс с анализа камня, нанесения разметки, а заканчивается огранкой, полировкой и промывкой.

Не совсем корректно говорить, что бриллианты делают из алмазов, так как, по сути, это одно и то же. Скорее, люди извлекают поражающий красотой драгоценный камень из вполне обычного на вид минерала. Сложность обработки связана с твердостью минерала. Обычный металл его не берет.

В большинстве своем алмаз – прозрачный минерал с легким желтоватым оттенком, который придают окислы железа или кремния. Розовые, желтые, черные, голубые камни встречаются довольно редко, для ювелирного дела они представляют наибольшую ценность. Абсолютно прозрачные, чистой воды минералы встречаются не чаще цветных.

Источник фото: сайт «АЛРОСА»

Источник фото: сайт «АЛРОСА»

До 80% добываемых природных минералов не подходят для изготовления ювелирных украшений. Они становятся так называемыми «техническими» – идут для производства высокотвердых режущих инструментов, специальных покрытий.

Технология производства бриллиантов до сих пор подразумевает большой процент ручного труда. От таланта ювелира напрямую зависит конечная стоимость изделия.

Разметка

Не всегда крупный алмаз – синоним дорогого. Внутри кристалла могут быть пустоты, дефекты, которые существенно повлияют на цену, если обрабатывать его целиком. Специалист должен правильно оценить возможности исходного материала. После чего принять решение: как использовать его с максимальной выгодой. Часто крупные минералы выгоднее распилить на несколько высококачественных мелких, чем изготовить один бриллиант с низкими характеристиками, влияющими на конечную цену.

В работе помогают специальные компьютерные программы. Компьютер анализирует дефекты в отсканированном материале, просчитывает, как можно их обойти. Технолог рассматривает и оценивает возможные варианты распила. На выбор влияет суммарная стоимость камней, которые получатся из исходного кристалла. Специалист наносит разметку, по которой лазер распилит алмаз на нужные заготовки.

Распилка

Еще недавно для того, чтобы распилить алмаз, требовались долгие часы, а иногда – дни. Из-за высокой твердости обработать их можно только друг другом. Механический распил требовал кропотливой работы, концентрации внимания на протяжении долгого времени. Это тяжелый физический труд.

Сейчас для распила применяют лазерную технику, которая увеличила скорость обработки и подняла производительность на новый уровень.

Подшлифовка

Подшлифовка – начальный этап обработки алмазной заготовки. Шлифуется самая большая площадка камня. Начинает просматриваться форма будущего изделия.

Несмотря на то, что подшлифовка считается довольно грубой работой, она требует немалого мастерства. Излишне снятый материал может снизить массу и конечную стоимость камня.

Обдирка

Мастер по обточке (или обдирке, как еще говорят) подготавливает камень к окончательной огранке. Создается рундист – тонкий поясок, разделяющий верх и низ (корону и павильон) бриллианта и определяющий его диаметр.

Во время обдирки намечаются грани, придается правильная форма. Камни стачивают друг о друга. Для придания бриллианту сложной фантазийной формы применяют обработку лазером.

Фото: Названия частей бриллианта

Фото: Названия частей бриллианта

Огранка и шлифовка

Этап, который придает бриллианту его индивидуальный облик. Выбор способа огранки зависит от формы заготовки и предпочтений мастера. Готовые изделия могут иметь традиционные или фантазийные грани. Их тщательно полируют.

Изготовлением бриллианта занимается только человек. Машину, способную придать камню индивидуальные черты, еще не изобрели. Более того, опытные мастера говорят, что далеко не каждый может освоить все нюансы профессии. Мало овладеть техникой, нужно чутье.

После окончания полировки, драгоценности очищаются от смазки в несколько этапов, промывают в специальном растворе, затем в дистиллированной воде и спирте. Когда драгоценный камен приобрел законченный вид, его оценивают эксперты.

Эксклюзив

Фото: Бриллиант Куллинан I массой 530,2 карата в скипетре Эдуарда VII

Фото: Бриллиант Куллинан I массой 530,2 карата в скипетре Эдуарда VII

Каким бы странным ни казалось употребление слова «обычный» к по-настоящему драгоценным камням, однако большая часть – именно такие. Редкие бриллианты получают собственные имена и всемирную известность.

Самый большой алмаз в мире – Серхио. Этот черный кристалл нашли в 1895 году в Бразилии. Предполагают, что он – метеоритного происхождения. Масса 3167 карат. За его огранку не взялся ни один мастер, так как из-за внутренних напряжений велик шанс, что он лопнет при обработке.

Особо ценным камень может сделать не только природа, но и руки мастера. Редкая огранка, с большим числом граней, которая заставит его играть по-особому, может привести на крупнейшие ювелирные аукционы мира.

Крупнейшие бриллианты оцениваются в миллиарды долларов. Многие из них становятся героями по-настоящему детективных историй, некоторые бесследно исчезают. Имена владельцев известных камней часто хранятся в тайне.

Продажа бриллиантов

В России каждому неоправленному бриллианту дается сертификат, без него он не может поступить в розничную продажу. Так как подавляющее большинство камней производится компанией «АЛРОСА», по большей части реализацией занимается именно она, через офисы по всему миру.

В России огранкой самых необычных камней занимается смоленский завод АО «ПО "Кристалл"», а также московский филиал предприятия «БРИЛЛИАНТЫ АЛРОСА».

Самые крупные, фантазийные и особо ценные бриллианты реализуются на аукционах Sotheby’s или Christie’s. Чтобы попасть туда, они проходят сертификацию в геммологических лабораториях – GIA (Геммологический институт Америки) или лаборатория HRD в Антверпене (Бельгия).

Искусственные алмазы

Алмаз состоит из углерода. Такое простое происхождение не давало людям покоя со времен открытия этого факта. Попытки самостоятельно вырастить или изготовить драгоценный минерал из графита начались сразу же. Впервые это удалось сделать в 1953 году. С 70-х годов двадцатого века производство искусственных или синтетических кристаллов набирает обороты и постоянно развивается.

Искусственные алмазы получают разные названия: фианит, муассанит, циркон.

Состав, чистота, отсутствие дефектов – все в искусственных камнях соответствует природным оригиналам. Различить их можно только в лабораторных условиях, остальные признаки субъективны. Многие эксперты говорят, что будущее за искусственными кристаллами, так как природные запасы истощаются.

Способы изготовления ювелирных камней:

  • HPHT – термобарический. Под действием температуры 1500 ℃ при давлении 50-70 тысяч атмосфер и при участии металлов-катализаторов из углерода.
  • Взрывной синтез – из графита при воздействии взрывчатых веществ.
  • Ультразвуковая кавитация (выращивание) – в органический растворитель вводят суспензию графита, и под действием ультразвуковой кавитации выращивают кристаллы.
Таблица 1. Стоимость искусственных алмазов

Название

Цена за 1 карат, $

Диоксид циркония

от 1,5

Муассанит

от 75

Желтый алмаз

от 200

Розовато-оранжевый

от 3000

Источник: Zakamnem

Обработка в мире

Основная торговля происходит на алмазном рынке, где продают необработанные камни. Далее они попадают на гранильные и ювелирные предприятия, откуда выходят уже в составе ювелирных изделий.

Отрасль, которая занимается огранкой, называется Midstream. Мировой лидер – Индия. По данным портала БКС Экспресс, она импортирует около 90 % необработанного сырья и вывозит 75 % обработанных камней.

Крупные центры по продаже драгоценных камней находятся в США, Бельгии, Израиле, Гонконге. В Антверпене базируется 4 алмазные биржи из 22 в мире. Центр торговли бриллиантами есть в Дубае, Москве, Бангкоке, Милане, Стамбуле и ряде других городов.

Последнее время принято размещать предприятия по обработке вблизи точек добычи, например в странах Африки.

Структура рынка меняется, растет доля синтетических кристаллов, которая достигает уже 20%. Новое поколение руководствуется при выборе украшений высокотехнологичными и мирными принципами. Исходя из требований потребителей, большие усилия прилагаются к тому, чтобы была возможность отследить всю историю камня. Тогда потребитель будет уверен в его «не кровавом» происхождении.