Российский автопром прошел славный путь. Его история полна имен талантливых самоучек. Какие-то из них несправедливо забыты. Но «Победы», «Волги», «копейки», «Лады», ЗИЛы и МАЗы и многие другие прославленные марки наших автомобилей всегда будут помнить как пример славы автомобилестроения России

Автомобилестроение в России имеет многогранную историю. Именно русскому умельцу принадлежит изобретение одного из первых самодвижущихся транспортных средств. И по сей день производство автомобилей в России – это отрасль экономики, в истории которой хватает белых пятен.

Начало отсчета

Современный автопром уходит корнями в 1895 год. Именно тогда Г. Даймлер и К. Бенц построили по самодвижущемуся экипажу. Каждый из них был оснащен двигателем внутреннего сгорания, имел высокую степень сжатия и немалое количество оборотов.

Их знает мир, но так много имен оказалось забытыми. Без них не столь славным был бы путь автомобилестроения России. Более того, исследователи затрудняются назвать конкретное имя его основоположника, хоть заводы по производству автомобилей редкостью в царской России не были.

Самобеглые коляски

  • Шамшуренкова – была представлена в Петербурге в ноябре 1751, могла развить скорость в 15 км/час, но очень скоро забыта, совсем недолго послужив в качестве развлечения для придворных.
  • Кулибина, разъезжавшего по северной столице в 1791-м на своей самокатке о трех колесах. А она содержала практически все главные узлы, присущие железному коню будущих поколений: рулевое управление, перемена передач, тормозное устройство, подшипники качения. Плавная работа трансмиссии и торможение посредством пружин у него обеспечивал маховик.
  • Артамонова – реальный прообраз будущего велосипеда 1801 года.

Паромобили

  • Янкевича – быстрокат в 1830-м должен был ехать со скоростью 30 км/час, быстро тормозить, ускоряться и замедлять ход.
  • Орловского и Кепте – они в 1872 году получили первую лицензию на перевозку тяжестей своим паромобилем.

Электромобили

  • Романова – они имели вид: коляски (1899) в роли такси (37,4 км/час и возможность изменять скорость движения) и омнибуса с ведущими передними колесами и двумя электродвигателями. В 1901 году в Петербурге открылось движение на 10 линиях. Его электромобиль стал прообразом будущего троллейбуса. Сначала они строились АО П.А. Фрезе, а позднее собственной мастерской механика. Закат электромобилей пришелся на 20-е годы. Дешевых мощных аккумуляторов найти так и не удалось. Кроме всего, совершенствовались машины с бензиновыми двигателями.

Авто с двигателем внутреннего сгорания

  • Путилова и Хлобова и группы российских инженеров. Есть такие, кто считает первой машину, построенную ими в 1882 году в волжском городке и работающую на жидком топливе.
  • Яковлева – именно его двухместный автомобиль традиционно считают первым. Он выпущен в Санкт-Петербурге в мае 1896 года в каретных мастерских П.А. Фрезе.
  • Продолжателя дела Яковлева – Фрезе. Он с 1890 года наладил на своем предприятии сборку автомашин, используя при этом некоторые механизмы французской фирмы «Де Дион Бутон».

Названа лишь небольшая часть разработок русских изобретателей.

Серийный выпуск

  • Фабрика «Дукс» Ю.А. Меллера в отечественном промышленном автомобилестроении считается пионером. Хотя попытки рижского вагонного завода Руссо-Балт были более удачными.

«В период всеобщего увлечения велосипедом в Москве был основан завод велосипедов «Дукс», дела которого пошли настолько хорошо, что в скором времени он преобразовался в акционерное общество и занялся производством автомобилей − сначала паровых, а затем бензиновых. В настоящее время заводом изготовляются автомобили всевозможных типов, начиная от легких колясок и до тяжелых грузовых автомобилей и омнибусов. Формы кузовов самые разнообразные — тонно, фаэтоны, лимузины, купе, омнибусы. Отделка автомобилей не оставляет желать ничего лучшего». Журнал «Автомобиль», 1905.

Рис. 1. Автомобиль «Дукс» с двухцилиндровым двигателем в 12 л.с.

Рис. 1. Автомобиль «Дукс» с двухцилиндровым двигателем в 12 л.с.

  • Завод П.А. Лесснера из Петербурга и германский «Даймлер» заключили договор на постройку бензиновых двигателей (лицензионных) и авто. Луцкой, выдающийся автоконструктор, был приглашен в качестве консультанта. При его участии в период 1905-1910 годов были созданы и выпущены десятки отечественных автомашин, отвечающих мировому уровню. Среди них были легковые, пожарные, грузовые машины и автобусы. Это производство относят к первым серийным выпускам.
  • Автомобильный завод Пузырева – скорей, мастерская. На его авто стоял 4-х цилиндровый двигатель внутреннего сгорания (40 л.с.), с рычагами управления, разместившимися в кузове. За 1911-1914 годы, пока предприятие не было уничтожено пожаром, мастерской выпущено около 40 машин.
  • Мастерские М.М. Хрущева. Изобретатель-энтузиаст в 1913 в Орле создал авто с двигателем воздушного охлаждения. Так была реализована лишь одна его идея, хоть модель и оказалась не столь удачной, чем подобная у известного изобретателя Форда.
  • Завод Русско-Балтийский. Именно ему отводится наиболее видное место. Его вклад – почти 800 машин, начиная с 1907 по 1918 год. Если в самом начале при сборке авто еще применялись импортные детали, то уже через три года их полностью заменили на отечественные.

В дореволюционный период в России автомашины выпускали более 20 предприятий и мастерских в разных российских городах: Санкт-Петербурге, Орле, Ярославле, Рыбинске, Ростове-на-Дону, Мытищах.

При этом было развернуто немалое число фирм, производящих аккумуляторы, шины, автомобильные принадлежности, электрооборудование, одежду для водителей.

К крупнейшим отечественным предприятиям автопрома на территории России относятся прежде всего:

  •  «ГАЗ», продукцией которого оснащалась армия. Первый заводской легковой автомобиль, единственная в своем роде отличная «Победа» много значила для репутации советского автопрома. Она вызвала такой интерес, что в экспортном ее исполнении машина даже вышла на мировой рынок и продавалась за рубежом; «правительственные лимузины» ГАЗа в частные руки не попадали и обслуживали в основном госслужбу.
  • ВАЗ на Волге. Именно его легковушки были самыми популярными в Союзе
Таб. 1. Объемы выпуска автомобилей марки ВАЗ (оценка)

Модель ВАЗ

Миллионов автомобилей

2106

2,7

2101

2,7

21011

2,1

2103

1,3

2105

1,2

2102

0,9

2121 «Нива»

0,9

2107

0,7

2108

0,6

2109

0,5

Источник: drom.ru

  • На волжской земле работали КамАЗ, знаменитый своими грузовиками, УАЗ, машины которого получили широкое практическое применение. Свою продукцию выпускали КрАЗ и ЗИЛ. Преимущества советских грузовых автомобилей были оценены по достоинству далеко за пределами России:
  • надежность;
  • морозоустойчивость;
  • недорогое техобслуживание и запчасти;
  • высокая проходимость на самых сложных дорогах;
  • доступная цена.

А о живучести отечественных легковушек с гордостью рассказывали их владельцы. Это не знающая устали «Победа», резвая «Волга», труженики «Москвичи» и «Жигуленки».

Современное автомобилестроение России

Последние годы, начиная с 2012, наметилось отставание в производстве легковых автомобилей. По итогам 2016 года их выпуск составит 1 122 тыс. штук, или 57%, против уровня 2012 года.

Таб. 2. Производство важнейших видов транспортных средств в 2011-2016 годах, тысяч штук

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые

1 740

1 964

1 925

1 695

1 215

1 122

Автобусы

44,2

58,6

53,2

44,0

36,4

43,2

Автомобили грузовые (включая шасси)

207

212

207

153

128

137

Источник: Росстат

В истории автомобильной промышленности РФ этот спад не первый. Все помнят провал 1990-2000 годов, который задел практически все сферы жизни. Достаточно оценить производство автомобилей в динамике, чтобы наглядно убедиться, как неравномерно развивался российский автопром.

Рис. 2. Производство легковых автомобилей в России с 1920 года, тыс. штук  Источники: ЦСУ СССР, Росстат

Рис. 2. Производство легковых автомобилей в России с 1920 года, тыс. штук
Источники: ЦСУ СССР, Росстат

Что касается цен производителей продукции автопрома, они неуклонно растут. На конец 2016 года один легковой автомобиль выходил с завода по средней цене 525 860 рублей, грузовой – по 2 250 195 рублей, а автобус – 3 908 710 рублей.

Таб. 3. Средние цены производителей на транспортные средства на конец года, рублей за штуку
 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые

357 273

416 703

437 229

487 120

518 857

525 860

Автобусы

562 377

959 389

1 653 925

1 696 433

924 443

3 908 710

Автомобили грузовые (включая шасси)

1 388 704

1 326 515

1 283 696

1 592 296

1 914 867

2 250 195

Источник: Росстат

Из старых автогигантов в РФ работают ГАЗ, АвтоВАЗ и КамАЗ. С 2000 года на российской территории появились десятки автозаводов самых известных иностранных брендов. Среди них:

  • Ford,
  • Nissan,
  • Opel,
  • Skoda,
  • Kia,
  • Renault,
  • Toyota,
  • Volkswagen,
  • Peugeot,
  • Mitsubishi,
  • Chevrolet,
  • Citroen и др.

И автомобили, производимые на этих предприятиях в России, пользуются все большим спросом, наряду с моделями отечественных производителей.

Рис. 3. Ассортиментная структура продажи легковых автомобилей, %  Источник: Росстат

Рис. 3. Ассортиментная структура продажи легковых автомобилей, %
Источник: Росстат

Сегодня, по версии сайта abreview.ru рейтинг самых покупаемых моделей возглавляют:

  • Kia Rio;
  • Лада Гранта;
  • Лада Веста;
  • Hyundai Solaris;
  • Volkswagen Polo;
  • Renault Duster;
  • Лада ИксРэй;
  • Toyota RAV4;
  • Chevrolet Niva.

Отчасти это объясняется ценой на приобретаемую машину. Как оценивались новые, наглядно видно из таблицы.

Материал в тему: Крупнейшие автодилеры России.

Таб. 4. Продажи и средние потребительские цены на новые легковые автомобили

 

Продажа легковых автомобилей, тыс. штук

Средние потребительские цены на новый автомобиль
(на конец года, за штуку)

отечественный

импортный

иностранной марки, собранный на заводе в России

2011

2977

274 576

749 709

498 214

2012

3152

300 659

764 131

526 111

2013

2 518

324 566

791 257

548 079

2014

2 342

343 535

869 431

606 117

2015

1 601

432 072

1 005 710

689 064

2016

1 425

451 802

1 098 004

750 475

Источник: Росстат

«По итогам 2016 года средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила примерно 1,4 миллиона рублей. Это на 15% больше, чем годом ранее. Больше всего за прошедший год подорожали иномарки. Их средняя стоимость практически достигла отметки в 1,6 миллиона рублей, что соответствует росту в 16%. У отечественных автомобилей средневзвешенная цена в 2016 году составила порядка 600 тысяч рублей – на 14% выше показателя годичной давности». («Автостат»)

Начиная с 1950-х продажи легковушек неуклонно росли до 2010 года, пока их объем не достиг максимального значения – 2 070 тысяч. По оперативным данным за 2016 год продано 1 425 тысяч, что составляет 69% к уровню 2010 года.

Рис. 4. Продажи легковых автомобилей в России, тыс. штук  Источники: ЦСУ СССР, Росстат, данные за 2015-2016 годы – Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

Рис. 4. Продажи легковых автомобилей в России, тыс. штук
Источники: ЦСУ СССР, Росстат, данные за 2015-2016 годы – Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ)

Внешняя торговля транспортными средствами

В Россию ввозится все меньше импортных автомашин разных видов. Сборка моделей зарубежных брендов осуществляется на автозаводах непосредственно на российской территории.

Таб. 5. Импорт транспортных средств в РФ в 2011-2016 году
 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые, тыс. штук

1093

1082

894

704

350

267,0

Автобусы, штук

16436

14780

7631

4787

1232

Автомобили грузовые (включая шасси) тыс. штук

109

121

89,1

61,6

22,6

20,3

Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Почти 95% легковушек сегодня ввозится в Россию из ближнего зарубежья. Пять лет назад их доля была – 77,9% от общего объема импортных поступлений.

Рис. 5. Структура импорта легковых автомобилей в РФ в 2011-2016 году, %  Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Рис. 5. Структура импорта легковых автомобилей в РФ в 2011-2016 году, %
Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Официальная статистика с начала 1930-х фиксирует поставку машин отечественного производства на экспорт. Период с 1980 по 1985 год характеризуется максимальными объемами экспорта легковых автомобилей. Кризис 1995-2000 годов отразился и на поставках за рубеж. В этот период (1995) зафиксирован показатель в 835 тыс. авто, что на 47% ниже уровня 1985 года.

Рис. 6. Изменение доли экспорта легковых автомобилей из РФ в общем объеме производства  Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Рис. 6. Изменение доли экспорта легковых автомобилей из РФ в общем объеме производства
Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

В 1990 году практически каждая третья произведенная в России легковушка шла на экспорт. Сегодня на экспорт идет лишь 6% от произведенных автомашин.

Таб. 6. Доля экспорта легковых автомобилей из РФ в общем объеме производства
 

%

 

%

1935

0,11

1980

24,78

1940

1,64

1985

19,93

1950

8,05

1990

32,70

1955

11,97

1995

25,15

1960

21,76

2000

11,97

1965

24,16

2005

12,25

1970

24,35

2010

3,75

1975

24,61

2015

8,04

 

2016

6,06

Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

С 2013 года постоянно сокращается объем экспортных поставок практически всех видов производимого автотранспорта.

Таб. 7. Экспорт транспортных средств из РФ в 2011-2016 году
 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Автомобили легковые, тыс. штук

84,8

113,0

138,0

129,0

97,7

68,0

Автобусы, штук

3616

4278

3883

3383

1999

Автомобили грузовые (включая шасси)

20,4

18,8

27,0

22,5

20,0

14,3

Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

По итогам 2016 года треть экспортируемых легковых авто направляется в дальнее зарубежье.

Рис. 7. Структура экспорта легковых автомобилей в РФ в 2011-2016 году, %  Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Рис. 7. Структура экспорта легковых автомобилей в РФ в 2011-2016 году, %
Источники: Росстат, Федеральная таможенная служба

Автопром играет важную роль в экономике России. За все время своего существования он пережил не один подъем и не одно падение, в разные годы его влияние на развитие страны оказывалось определяющим. А появление на российском рынке иностранных брендов, строительство новых заводов буквально вынудило отечественных производителей модернизировать производства, чтобы их автомобили могли конкурировать с зарубежными аналогами.

«В 2017 году возможно начало восстановления российского автомобильного рынка: в базовом сценарии продажи начнут расти и достигнут 1,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей… К 2020 году объемы продаж в России достигнут уже 2 млн легковых автомобилей, чему будет способствовать восстановление покупательной способности населения, низкая степень обеспеченности населения автомобилями, солидный возраст автопарка и развитие бизнеса в России крупными международными игроками». (По материалам исследования, проведенного компанией EY «Автомобильный рынок России и СНГ», https://www.vedomosti.ru/).

Но какие бы сценарии ни предлагались в отношении автомобильного рынка, среди прочих факторов наиболее важным представляется цена на нефть. А это значит, остаются актуальными вопросы, связанные с добычей нефти, а также с деятельностью крупнейших нефтедобывающих компаний. Они определяют развитие всей российской экономики, тем более региональный рынок автомобилей.