Аудиоверсия статьи, прослушать

Спрос на крупы в 2020 г. вырос из-за панических настроений граждан. Изготовители преимущественно торгуют оптом. В числе лидеров по сбору гречихи за 2018 г. – 5 регионов РФ. Их доля – 75 % от общей. На рынке 7 самых крупных предприятий с выручкой от 486 млн до 5 млрд 154 млн руб.

После новостей о нашествии коронавируса у коммерсантов появились новые идеи бизнеса во время пандемии, а россияне начали массово скупать всем известный вид круп. В Рунете даже появилась шутка о том, что компания «Алтайская гречка» ведет переговоры о приобретении сервиса «Яндекс.Такси». Неужели производители настолько разбогатели? Расскажем о коммерческих гигантах эпохи самоизоляции.

Агропромышленный комплекс (АПК) в России только начинает укреплять свои позиции благодаря государственным программам поддержки отрасли. Крупнейшие игроки на рынке – не только недавно образованные предприятия, но и имеющие столетнюю историю. Основные производители гречки в России – это бренды и компании, занимающиеся только оптовыми продажами, названия которых ничего не скажут большинству потребителей.

Сегодня страна полностью обеспечивает себя одной из любимейших в народе круп и занимается ее экспортом.

Гречку едят в основном только в России. На территории некоторых стран, близких по культуре или корням, ее также выращивают и употребляют (Польша, Украина, Беларусь), но для большинства она – дешевый корм для животных или, в лучшем случае, – витаминная добавка, которую продают в аптеке.

Краткий анализ рынка

Российский рынок гречки – один из самых нестабильных. Его колебания зависят не только от экономических факторов, но и от политических, социальных. Крупа – как лакмусовая бумажка: если она пропала с прилавков, значит, население готовится к очередному кризису.

На протяжении 2016-18 гг. цены на крупу падали: сказывались высокие урожаи и массовость посевов. Несмотря на то что в 2019 г. объем выращиваемой гречихи сократился до самого низкого с 2003 г., цены, начавшие расти после публикации этой информации, к концу года снова пошли вниз. Не помог и экспорт, который составил по данным ресурса «Агровестник» 15,7 тыс. тонн (за сезон 2018-2019 – 16,3 тыс. тонн). То есть 2020 г. Россия встретила со снижающимися закупочными ценами на гречку (График 1), самым маленьким урожаем за последние почти двадцать лет и с прошлыми складскими запасами.

Таблица 1. Регионы-лидеры по выращиванию гречихи на 2018 г.

Субъект РФ

Урожай, тыс. тонн (% от общего сбора)

Алтайский край

495,3 (53,2 %)

Республика Башкортостан

79,7 (8,6 %)

Орловская область

65,2 (7 %)

Новосибирская область

31,1 (3,3 %)

Кемеровская область

27,0 (2,9 %)

Источник: ab-centre.ru

Приведем динамику стоимости крупы.

График 1. Изменение оптовых цен на гречку, рублей за тонну.  Источник: gks.ru

График 1. Изменение оптовых цен на гречку, рублей за тонну. Источник: gks.ru

Топовые производители

Сравнивать изготовителей гречки довольно сложно: доступная информация опубликована не для конкретной крупы, а по отрасли в целом. Часть предприятий занимается только выращиванием и сбытом гречихи, а кто-то налаживает производство широкой линейки продукции, закупая сырье.

В тему. Список крупнейших агрохолдингов РФ.

Чтобы рассортировать компании по отдельным категориям, на открытых интернет-ресурсах недостаточно информации. Они приведены исходя из двух критериев:

  • Производят гречку.
  • Имеют самую большую выручку среди тех, кто зарегистрирован как производитель круп (по данным на 2018 год).
Таблица 2. Крупнейшие предприятия за 2018 г.

Место

Наименование

Выручка, млн руб.

7

ООО «Арчеда-Продукт»

486

6

ООО «Квантсервер»

531

5

ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов № 1»

717

4

ООО «Мельничный комплекс "Роса"»

1646

3

ООО «Сударушка»

1864

2

АО «Алтайская крупа»

2117

1

ООО «Ресурс»

5154

Источник: zachestnyibiznes.ru.

7 место. ООО «Арчеда-Продукт»

Бренды: «Крупно», Delika.

Выручка: 486 млн руб.

Адрес: Волгоградская обл., п. Пригородный.

Регистрация: 1998 г.

Сотрудников: 263 чел.

Активы: 267 млн руб.

Учредители: Якобашвили Д., Воронцов С. В., Кравченко В. Н.

Торговая марка «Крупно» рассчитана на покупателей, ориентированных на средний ценовой сегмент, Delika производит хлопья премиум-класса. Кроме работы с собственными брендами компания фасует продукцию для крупных сетей-ритейлеров.

6 место. ООО «Квантсервер»

Бренды: «ЭКО Крупа» и другие.

Выручка: 531 млн руб.

Адрес: г. Новосибирск.

Регистрация: 1999 г.

Сотрудников: 244 чел.

Активы: 267 млн руб.

Учредители: Казаков А. И. (100 %).

Помимо круп компания производит сухие завтраки, хлебобулочные изделия, кондитерскую продукцию. Предприятие активно сотрудничает с крупнейшими сетевыми ритейлерами и фасует свои товары под их марками.

5 место. ЗАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов № 1»

Выручка: 717 млн руб.

Адрес: Республика Татарстан, г. Бугульма.

Регистрация: 2002 г.

Сотрудников: 228 чел.

Активы: 473 млн руб.

Учредители: ЗАО «Евролинс», ОАО «Бугульминский комбинат хлебопродуктов №1».

Является старейшим предприятием города Бугульмы, основанным в 1914 году. Производит гречку и комбикорма. Ведет только оптовую торговлю крупой.

4 место. ООО «Мельничный комплекс Роса»

Бренды: «Алтайская сказка», Altalia.

Выручка: 1 млрд 646 млн руб.

Адрес: Алтайский край, село Шипуново.

Регистрация: 2009 г.

Сотрудников: 337 чел.

Активы: 699 млн руб.

Учредители: Юрченко Ю. Ф. (100 %).

Компания начала работать в 1992 году (от имени другого юридического лица). На сегодняшний день продвигается две марки: традиционная «Алтайская сказка» и крупы премиум-класса «Алталия».

3 место. ООО «Сударушка»

Выручка: 1 млрд 864 млн руб.

Адрес: Воронеж.

Регистрация: 2011 г.

Сотрудников: 70 чел.

Активы: 1 млрд 3 млн руб.

Учредители: Ушакова Л. П. (50 %), Корчагин П. И. (50 %).

Компания занимается производством и оптовой торговлей гречкой.

2 место. АО «Алтайская крупа»

Входит в агрохолдинг «Гудвилл».

Бренд: «Гудвилл».

Выручка: 2 млрд 117 млн руб.

Адрес: Алтайский край, село Советское.

Регистрация: 1998 г.

Сотрудников: 642 чел.

Активы: 1 млрд 742 млн руб.

Учредители: Ильичев А. Н., Решетник С. И., Гордиманова Г. И.

Основной продукцией является гречневая крупа. Агрохолдинг занимается как реализацией семенного материала, так и выращиванием, переработкой и поставкой конечной продукции.

1 место. ООО «Ресурс»

Бренд – «Увелка».

Выручка: 5 млрд 154 млн руб.

Адрес: Челябинская область, пос. Увельский.

Регистрация: 2001 г.

Сотрудников: 443 чел.

Активы: 5 млрд 467 млн руб.

Учредители: Зяблин В. П. (50 %), Филиппов В. В. (50 %).

Компания начала деятельность в 1992 году, построив цех по переработке гречихи. В начале 2020 г. производит не только крупы, но и полуфабрикаты, хлопья и прочую продукцию. Экспортирует товары более чем в 25 стран.