Любой договор поставки подразумевает получение покупателем качественного товара. Если обнаружен брак, некомплектность, несоответствие техдокументации, можно требовать заменить ТМЦ, устранить недостатки или вернуть деньги. Для этого фиксируют все изъяны, составляют акт разногласий и направляют претензию продавцу. Если вопрос не решается, обращаются в суд.

Надлежащее качество товара – одно из условий договора поставки. Если продавец отгрузил ТМЦ, не отвечающие требованиям по безопасности, внешнему виду, комплектности и т.д., покупателю придётся отстаивать свои права. Для этого крайне важно фиксировать всю последовательность событий.

На что может рассчитывать пострадавшая сторона

При доставке некачественного товара покупатель имеет право:

  • отказаться от приёма ТМЦ, сделав соответствующую отметку в сопроводительных документах;
  • потребовать бесплатно заменить продукцию в кратчайшие сроки;
  • принять товар на хранение, с оговоркой об отказе от оплаты до урегулирования претензий.

Согласно ст. 518 ГК РФ, покупатель не вправе предъявлять претензии лишь в том случае, если некачественный товар был без промедления заменён продавцом. В иных ситуациях можно отстаивать свои права в рамках ст. 475 ГК РФ.

Важно: переговоры со второй стороной нужно вести в письменном виде (через обычную или электронную почту, мессенджеры) и сохранять её.

А если приняли товар

Бытует мнение, что если покупатель принял ТМЦ, не указал о наличии дефектов в накладной, то в будущем он не сможет предъявлять продавцу претензии. Это утверждение верно лишь отчасти: процесс доказывания усложнится.

Дефекты могут быть скрытыми, незаметными при визуальном осмотре. Источник: freepik.com/tongpatong

Дефекты могут быть скрытыми, незаметными при визуальном осмотре.
Источник: freepik.com/tongpatong

Поэтому фактическая отгрузка некачественных ТМЦ не избавляет поставщика от обязанности возместить убытки, если вина будет доказана.

Варианты дефектов:

  • брак на производстве – продукция не соответствует стандартам;
  • ненадлежащая перевозка – ТМЦ повреждены в процессе транспортировки;
  • неправильное хранение – до приезда на склад продукция пришла в негодность из-за нарушения режима температуры и влажности, истек срок годности и т.д.

Подготовка к урегулированию

Покупатель не обязан разбираться, на какой стадии товары утратили надлежащее качество. Но, как показывает практика, этот шаг значительно экономит время. Так, изделие мог повредить перевозчик, чья ответственность застрахована. В этом случае процесс возмещения убытков значительно ускорится. Страховая компания выплатит причинённый вред, если подтвердятся виновные действия перевозчика. Но чаще вопрос ставится именно к поставщику.

Чтобы доказать факт поставки некачественного товара, необходимо:

  1. При приёмке ТМЦ (отказе от неё) полностью перечислить установленные изъяны.
  2. Составить акт о разногласиях.
  3. Изготовить фотоснимки, подтверждающие выявленные несоответствия.
  4. В необходимых случаях получить заключение эксперта, акт лабораторного исследования.

У поставщика и покупателя могут быть разные взгляды на качество товара.

Входящий контроль качества – важный этап приемки. Источник: freepik.com/sorapolujjin

Входящий контроль качества – важный этап приемки.
Источник: freepik.com/sorapolujjin

Но если в договоре не указано иное, предполагается, что продукт соответствует требованиям, предъявляемым к аналогичным ТМЦ. К примеру, при поставке пересортицы, уцененных товаров это должно быть отражено в соглашении. Нет ссылки на отступление от норм технических актов – значит, предполагается продажа обычной продукции.

Права покупателя

При поставке некачественного товара можно требовать:

  1. Возврата денег, уплаченных по договору.
  2. Устранения недостатков за счёт продавца.
  3. Возмещения убытков, понесенных на приведение товара в надлежащий вид.
  4. Выплаты неустойки в сумме, предусмотренной соглашением или законом.
  5. Замены товара на продукцию надлежащего качества.
  6. Соразмерного снижения стоимости по договору.

В ст. 475 ГК прописана последовательность в отстаивании прав. Если недостатки могут быть устранены за приемлемую сумму, то продавцу или покупателю нужно в первую очередь заняться этим. Расходы, понесенные приобретателем, возмещает поставщик.

Что делать

Исходя из времени появления недостатков, нужно планировать дальнейшие действия. Если убытки причинены перевозчиком, претензии предъявляют ему (если нанят покупателем) или продавцу (если нанят поставщиком).

Фото: Чтобы сэкономить время и лучше разобраться в событиях, можно вести переписку одновременно со всеми контрагентами. Источник: freepik.com/user14607558

Фото: Чтобы сэкономить время и лучше разобраться в событиях, можно
вести переписку одновременно со всеми контрагентами.
Источник: freepik.com/user14607558

Порядок действий для урегулирования спорной ситуации:

  1. Подготовить претензию на имя поставщика и/или перевозчика, где отразить факт отгрузки некачественных товаров. Нужно указать, в чём конкретно заключается изъян, несоответствие техническим нормативным актам, комплектности.
  2. Подробно перечислить требования к поставщику: расторгнуть договор, выплатить штраф, снизить стоимость и т.д.
  3. Подготовить документы, подтверждающие факт заключения сделки и отгрузки некачественных товаров. Это договор и приложения к нему, акты и фотоснимки, заключение эксперта.
  4. Если требования не удовлетворены, обратиться в Арбитражный суд с исковым заявлением. К нему прилагают документы, подтверждающие доводы истца. Обязательно досудебное урегулирование – это нужно отразить в заявлении.

Внимание! В арбитражных спорах обязанность доказывания лежит на истце. Следовательно, в иске должны быть приведены исчерпывающие доводы, подтверждающие как факт поставки, так и ненадлежащее качество товара.

Судебная практика

Верховный суд России в своем определении от 07.12.2020 поставил точку в споре ПАО «А.» (покупатель) и ООО «Ин.» (поставщик).

Суть дела: между организациями был заключен договор поставки 6 конвейерных лент на общую сумму свыше 120 тыс. евро. Соглашением предусмотрена обязанность продавца устранить недостатки в гарантийный период. Во время эксплуатации продукции были выявлены дефекты 2 лент. Покупатель уведомил поставщика о данном факте, однако ООО «Ин.» отказалось от возмещения убытков, посчитав дефекты негарантийными.

ПАО «А.» провело экспертизу, подтвердившую доводы организации. После оставления без ответа претензии был подготовлен иск в суд. Требования удовлетворили в полном объёме.

Ещё один показательный пример – в определении ВС РФ от 05.11.2020. Им разрешен спор между двумя предпринимателями – П. и А.

Суть дела: ИП П. (покупатель) обратился с иском к ИП А. (поставщик) за товар ненадлежащего качества. В адрес истца отгрузили конфеты и карамель общей суммой около 1 млн руб. Покупатель за ТМЦ не рассчитался, и задолженность была взыскана с него судом. Тогда ИП П. подал иск к ИП А., указывая о том, что имела место поставка некачественного товара. Однако это заявление было отклонено.

Примечательно, что покупателю отказали в удовлетворении требований, так как не был соблюдён порядок приёмки товара по качеству. Об обнаруженных недостатках он поставщика не уведомил. В результате – даже если его доводы и имели под собой какую-то базу, сроки на доказывание правоты вышли.