Неисполнение обязательств – неприятность, с которой сталкивается большинство субъектов хозяйствования. Чтобы доказать свою правоту и восстановить нарушенные интересы, необходимо тщательно зафиксировать событие. В дальнейшем стороны могут заключить дополнительный договор, подписать мировое соглашение (акт об отказе от претензий) или инициировать судебное разбирательство.

Ищем причины

Ключевой вопрос, с которым необходимо разобраться, – почему не поставили товар.

В декабре 2014 г. Москва столкнулась с небывалым снегопадом, дороги встали. В этом случае неисполнение обязательств могло произойти ввиду форс-мажорного обстоятельства.

Если та или иная ситуация напрямую не описана и не урегулирована законодательством, то веских поводов для непоставки товаров не существует. Вместе с тем, нужно внимательно ознакомиться с договором. К примеру, если в соглашении прописано, что покупатель должен до перевозки предоставить тару или упаковку, но не сделал этого, исполнитель вправе отказаться от выполнения своих обязательств.

Варианты события – товар не поставлен:

  • по предоплате;
  • в полном объёме или поврежден – недопоставка;
  • на условиях отсрочки платежа.

Рекомендуем вести предварительную переписку с контрагентом и архивировать с помощью e-mail, viber, где невозможно удаление всех сообщений одним собеседником.

Права покупателя

Приобретатель ценностей может рассчитывать на:

  • исполнение договора в полном объёме;
  • возмещение понесённых затрат;
  • соразмерное снижение стоимости контракта.

Выбрав оптимальную в этом случае стратегию, нужно планировать дальнейшие действия. К примеру, если поставлена часть товаров, покупатель может дозаказать необходимые позиции у другого поставщика, а затем – истребовать разницу в цене у виновной стороны.

Пример
ООО «ААА» заказало у ООО «БББ» 100 мешков сухой строительной смеси для выполнения договора подряда с доставкой 20.11.2020 по 1 000 руб. за единицу. В указанный день на объект было доставлено только 50 мешков, в остальной части ООО «БББ» от исполнения обязательств отказалось. ООО «ААА» дозаказало у ООО «ВВВ» недостающий объём материалов по 1 500 руб. за единицу. Образовавшуюся из-за ненадлежащего исполнения обязательств переплату (25 000 руб.), а также пеню (штраф) по договору пострадавшая сторона имеет право взыскать через суд.

Источник: pixabay.com

Источник: pixabay.com

Что делать

Заказчику необходимо надлежащим образом отразить факт нарушения принятых контрагентом обязательств. В хозяйственных спорах доказывает правоту сторона, предъявляющая требования (заявляющей иск). В договоре или деловой переписке должно быть отражено время и место доставки продукции, что позволит идентифицировать событие.

Алгоритм действий при непоставке товара:

  1. Составить акт о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства (необязательно).
  2. Написать претензионное письмо и направить всеми доступными способами.
  3. Уведомить о расторжении договора.
  4. При отсутствии ответа или подозрении на обман – обратиться в правоохранительные органы.
  5. Подготовить документы для оформления иска.
  6. Подать заявление в Арбитражный суд.

Условия обращения в суд:

  • договор составлен в письменной форме;
  • пострадавшая сторона подготовила исковое заявление;
  • оплачена госпошлина.
Источник: pixabay.com

Источник: pixabay.com

Перед обращением в суд:

  1. Соберите документы, подтверждающие факт сделки (договоры, акты).
  2. Распечатайте документы о переводе денег.
  3. Приобщите к иску сведения о досудебной подготовке (претензионной работе).

Подача заявления сопровождается уплатой государственной пошлины в размере, установленном законом, – зависит от суммы требования.

Пострадавшая организация (ИП) вправе взыскать следующие санкции:

  • штраф;
  • пеня;
  • убытки, связанные с приобретением товара на менее выгодных условиях;
  • проценты за пользование чужими деньгами (если они не возвращены по первому требованию).

Требования должны быть обоснованными и разумными, иначе будут отклонены судом. Между причинёнными убытками и компенсацией обязательно наличие причинно-следственной связи.

Судебная практика

Пример 1. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.10.2020 оставлено в силе ранее вынесенное судебное решение.

Суть дела: ООО «С.» обратилось в суд с иском к ООО «ИК Э.» о взыскании долга по договору поставки на общую сумму свыше 90 000 руб. Из материалов дела следует, что между организациями было заключено соглашение с приложениями. По условиям договора, ООО «С.» обязано перечислить 100% предоплату, а ООО «ИК Э.» – в течение 30 дней подготовить товар к отгрузке.

Ценности доставлены несвоевременно, и к моменту исполнения обязательства потребность оказалась утраченной. Суд сослался на ст. 487 ГК РФ, согласно которой у покупателя, перечислившего предоплату, в случае неисполнения обязательства есть право как требовать отгрузки товара, так и возвратить ранее перечисленную сумму. В связи с чем, исковое заявление было полностью удовлетворено.

Пример 2. Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15.05.2020 оставлено в силе ранее вынесенное судебное решение.

Суть дела: ООО «Б.» обратилось с иском к ООО «П.К.» в суд о взыскании долга в сумме свыше 2,5 млн руб., неустойки 1,6 млн руб. Как следует из опубликованных решений, ООО «Б.» поставило в адрес ООО «П.К.» товаров на общую сумму около 23,4 млн руб., из которых было оплачено 21,7 млн руб.

Пострадавшая сторона просила взыскать долг, это требование удовлетворили в части, подтвержденной документально. Примечательно, что доказать факт отгрузки товаров по некоторым накладным не удалось, что подтверждает необходимость тщательного учета ТМЦ. Но требование взыскать неустойку не удовлетворили в связи с тем, что соглашение о ней отсутствовало в договоре.