Если в вашем бизнесе есть конкуренты, это огромное преимущество. Это подтверждает, что выбрали правильную нишу, где есть спрос. Они мотивируют именно вашу команду, показывают, какие стратегии в бизнесе работают.

Эксперт Александр Высоцкий. Автор 4 книг, консультант по управлению, лектор, основатель международной компании Visotsky Consulting. Разработчик лучших консалтинговых проектов по внедрению инструментов управления в малом и среднем бизнесе «Школа Владельцев Бизнеса» и Business Booster. Эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем.

Как вы относитесь к конкурентам? Боитесь их, ненавидите или хотите от них избавиться? Некоторые и вовсе не начинают свой бизнес, видя, что в этой нише много компаний, предоставляющих схожие услуги и продукты. Однако я считаю, что конкуренты — это наши друзья, а не враги. И на это есть несколько причин. 

Нет конкуренции — нет рынка

Допустим, вы придумали какую-то услугу или продукт, решили сделать бизнес. Проведя анализ рынка, обнаружили, что конкурентов у вас нет. Гарантирую, что с вероятностью 99,9% вы потерпите поражение. Всё очень просто: нет конкурентов — нет рынка. На вашу услугу или продукт не будет спроса.

Ведь потребители довольно консервативны: вы оперативно не продадите мороженое со вкусом картофеля, сколько бы вы ни рассказывали об его уникальности. Потребитель просто не собирается его покупать. Когда вы выбираете нишу для бизнеса или новый продукт и видите, что конкуренция высокая, то должны радоваться и хлопать в ладоши!

Мой опыт работы в конкурентной среде

Больше 20 лет назад я решил создать производственную компанию. Провёл анализ рынка и обнаружил, что есть 5 похожих фирм, которые жёстко конкурируют между собой и бьются за каждого клиента.

Далее я проанализировал следующие 4 фактора этих компаний: маркетинг, продажи, организацию и технологический уровень. Я пришёл к выводу, что побью их одной левой, не прикладывая больших усилий, ведь я знал, как сделать маркетинг, продажи и технологическую составляющую лучше, а организацию — более эффективной. В итоге моя компания стала первой в Европе по производству орденов и наград всего за 3 года.

Спрос рождает предложение

Если обнаружили много конкурирующих компаний, значит, продукты в этой нише пользуются спросом. Если бы я, собираясь открывать производственную компанию, не увидел конкурентов, то было бы понятно, что там нет денег и нет бизнеса. И в большинстве случаев это именно так.

Поэтому, когда выбираете бизнес-рынок или думаете, как продвигать продукт, смотрите на действия конкурентов, рассматривайте области, где есть жёсткая конкурентная борьба. Конечно, это противоречит идее популярной бизнес-книги «Стратегия голубого океана», не сомневайтесь, я читал её. Но задумайтесь: где есть деньги, где люди платят? Именно там, где есть конкурентная борьба.

Нет конкуренции — нет мотивации

Когда у вас нет конкурентов, это необычайно скучно, к тому же вам довольно-таки трудно управлять вашей могучей командой.

Источник: freepik.com/federcap

Источник: freepik.com/federcap

У нас, в области консалтинга, конкурентов, к сожалению, не так уж и много. Но всё же они есть! Мы ведём очень чёткий мониторинг, снимаем метрики с наших конкурентов, следим за их успехами. И это огромный мотивирующий фактор для моей команды.

Бороться за высокие цели, которые мы определили, – это хорошо, это заряжает. Но когда к этому добавляется противник, двигающийся примерно к этой же цели, это нас мотивирует. У него есть определённый объём продаж, темпы роста, контракты, мы об этом знаем. Можно очень чётко и ясно увидеть все возможности.

Опыт конкурентов — ваши знания

Не сомневаюсь, что вы умны и изобретательны. Но ваши конкуренты тоже далеко не дураки. Особенно здорово, если они больше вас, ведь у них больше ресурсов. Почему?

Они могут проводить больше экспериментов в области рекламы, маркетинга, продукта. Какие-то усилия будут плодотворными, какие-то начинания закончатся провалом. Но у них много денег, а значит, они могут себе это позволить.

Бенчмаркинг

Что же делаете вы? То, что называют бенчмаркингом — наблюдаете за всеми их действиями, экспериментами, стратегиями маркетинга. Вы увидите, что работает, а что — нет, а после сможете перенять наиболее эффективные стратегии.

Источник: freepik.com/master1305

Источник: freepik.com/master1305

Именно по этой причине быть лучшим очень нелегко. Ведь нередко говорят, что быть вторым — классно, эффективно и комфортно. И я согласен, но «Visotsky Consulting» — лидер в своей области, поэтому воспользоваться этими преимуществами у нас не получится! А вот если вы вышли на рынок совсем недавно или пока не занимаете высокую позицию, то у вас есть прекрасная возможность учиться на ошибках более успешных компаний.

Уточню, что основатель должен выделять на эти цели время, некоторые ресурсы, а главное, подходить к бенчмаркингу очень творчески.

Итог

Я считаю, что конкуренты — это действительно здорово. Они помогут выбрать правильную нишу и правильный продукт, особенно если они действительно сильные игроки. Они помогут вам не ошибиться, а кроме того, вдохновят вас, тем самым мотивировав вашу команду. В конце концов, это источник бесценной информации: вы можете узнать о ноу-хау, разработанных ими, и использовать их.

Попробуйте посмотреть на ваших конкурентов с этой точки зрения. И я думаю, что вы очень чётко увидите, какое преимущество они вам дают.