Любой начинающий бизнесмен мечтает, что его дело вырастет до значительных масштабов. Но почему-то развитие большинства компаний прекращается на определенном этапе, и пересечь эту черту не удается. Эксперт в области стратегического планирования и управления рассказывает о 3 основных причинах, которые тормозят рост бизнеса.

Эксперт Александр Высоцкий. Автор 4 книг, консультант по управлению, лектор, основатель международной компании Visotsky Consulting. Разработчик лучших консалтинговых проектов по внедрению инструментов управления в малом и среднем бизнесе «Школа Владельцев Бизнеса» и Business Booster. Эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем.

Что больше всего сдерживает развитие бизнеса? Почему бизнесы не растут? Почему застревают на определенном этапе? Почему так много маленьких компаний очень успешно стартуют, выходят на какой-то уровень дохода, застревают на нем и не могут прорваться дальше. Мне часто предприниматели задают эти вопросы. Я вам назову три основные причины, почему это происходит.

Причина № 1. Нанимаем исполнителей, а не инициаторов

Корни этой проблемы, наверное, в каком-то неверии в самого себя, самообесценивании себя как лидера компании. А заключается она в следующем: когда у нас маленькая фирма, вместо того, чтобы нанять людей с большим потенциалом, которые могут дать рост, мы берем исполнителей, которые не мечтают ни о чем большем, чем выполнять курьерские функции или стоять за прилавком, или что-то еще.

И, когда таких людей становится много, получается, что вы, как руководитель, окружены исполнителями, и нет никаких возможностей сделать из набранных сотрудников менеджеров. В результате управление этими людьми занимает все больше времени. Хаоса в компании становится все больше и больше. И предприниматель попросту не может со всем этим справиться.

Фото: безликие, безынициативные единицы в штате. Источник: freepik.com/rawpixel-com

Фото: безликие, безынициативные единицы в штате.
Источник: freepik.com/rawpixel-com

Например, одна моя знакомая на Манхэттене несколько лет вынашивала идею создать компанию. Это бренд, который делает печеньки для кофешопов. Они без глютена, сахара и молока, такой здоровый продукт. Она долго экспериментировала с разными рецептами и, что интересно, в конце концов, выработала успешный. Поскольку она делала такие пробные партии, и я время от времени их пробовал, могу сказать, что за это время пошел большой прогресс, и печеньки стали вкусными. Следующее, что она сделала очень правильно, — обратилась к хорошему умному парню, который занимается брендингом. Он ей разработал классную упаковку. В результате у нее были печеньки и упаковка. И затем она просто начала работать с кофешопами на Манхэттене. Их там тысячи, и каждый год открываются минимум 2 сотни новых кафешек, из них около 95% закрываются. Ее печеньки начали пользоваться спросом.

Идея и тема сработали, бизнес достаточно высокорентабельный. Казалось бы, все теперь должно «заиграть», и деньги польются рекой. Но нет, сразу после появления повышенного спроса она начала делать управленческие ошибки. Она очень быстро обнаружила, что теперь кто-то должен бегать и работать с этими кофешопами, договариваться и так далее. Довольно простые обязанности, не космос, и, чтобы их выполнить, она начала искать продавца.

Но, понимаете, какую ошибку она сделала: не стала подбирать человека, который будет директором по продажам в ее компании в Нью-Йорке или мире. Она искала исполнительного человека, у которого мускулистые ноги, и он может бегать по Манхэттену туда-сюда, следуя разработанному ей шаблону.

Источник: freepik.com/master1305

Источник: freepik.com/master1305

Могу гарантировать, что уже скоро она однозначно придет к моменту, когда будет окружена вот этими ребятами с мускулистыми ногами, но никто из них не сможет работать головой.

В тему! Как не должен думать начинающий предприниматель.

Ничто на самом деле не мешало ей кинуть клич во Вселенную, написать в социальных сетях, обратиться к друзьям, дать объявление, в котором сообщить, что растущая международная компания ищет директора по продажам. Признаться честно, что на этом этапе нужно бегать, договариваться с кофешопами, а в перспективе это управление всей сетью продаж в Соединенных Штатах и, возможно, во всем мире.

Почему она так не сделала? Она думала: «Ну я ж не могу сейчас много платить! Кто пойдет ко мне работать? Я плачу совсем мало». Это очень дурацкая точка зрения, потому что есть много талантливых молодых людей, которым понравится эта идея. Это будут сотрудники, которые хотят сделать карьеру, верят в  бизнес и его будущее, которые готовы побегать пару месяцев по Манхэттену, чтобы понять принцип, а потом управлять продажами. Это люди с другим мышлением, они думают как руководители и маркетологи.

Мой совет: не делайте этой ошибки. Даже если вы маленькие, не можете много платить, это не имеет никакого отношения к тому, чтобы снижать планку. Набирайте в команду настолько крутых людей, насколько можете найти. Давайте им ту зарплату, которую способны заплатить прямо сегодня. При этом обязательно показывайте им перспективу роста и растите бизнес вместе с ними. Такие люди принесут вам деньги и будут способствовать развитию компании.

Причина № 2. Не желаем выходить из зоны комфорта

Вторая ошибка, из-за которой мы застреваем в развитии бизнеса, — это неспособность делегировать. Понимаете, у каждого из нас есть любимый конек, любой из нас что-то любит делать, есть привычки, рутина. Мы привыкли определенным образом работать с людьми, с каждым продавцом и сотрудником нянчимся. Это попросту привычка. Так вот, то, чему вы должны научиться как предприниматель, чтобы быстро растить свой бизнес, — это правилу, что, как только освоил, умеешь что-то, делегируй это немедленно.

Фото: он тоже боится встать со стула. Источник: freepik.com/copperpipe

Фото: он тоже боится встать со стула.
Источник: freepik.com/copperpipe

Знаете, что нас на самом деле в этом больше всего останавливает? Не проблемы с делегированием, об этом есть очень много книг, курсов, тренингов, консалтингов, не это нас тормозит. Нас останавливает только собственная трусость. Потому что, после того как передали обязанности, нужно будет сделать шаг в ту область, где вы не являетесь экспертом, не обладаете знанием и не чувствуете себя комфортно.

Просто осознайте, что, когда не делегируете, останавливается рост компании. Перестаньте бояться, передав свою рутину, пойти в ту область, с которой незнакомы. Но если хотите вырастить бизнес, да вы должны, прямо как охотничья собака, бросаться на такие вещи. Нужно вырабатывать эту точку зрения, что вы — первопроходец, идете всегда в те области, которые непонятные, страшные, вы пробуете это. Это так на самом деле.

Это как доктор, который открыл мед. кабинет и думает, как бы вырастить бизнес. Он обычно никогда этого не делает, потому что любит быть врачом. Ему нравится возиться с пациентами, он чувствует себя очень уверенно, комфортно, так как учился этому 7 лет, у него 15 лет практики. А чтобы растить бизнес, ему нужно отдать это и сделать шаг в предпринимательство, управление людьми, найм, маркетинг. Он не знает об этом ничего, его собственная трусость и неспособность смотреть на новые области останавливают развитие его дела на уровне «мне хватает».

Читайте о 12 ошибках руководителей, которые разрушают ваш бизнес.

Причина № 3. Не умеем управлять людьми

Понимаете, бизнес — это люди. Когда сам делаешь работу эксперта — это не бизнес, а кустарщина. Это когда готов умереть за прилавком собственного магазина, с гордостью говоря: «Зато я всю жизнь честно работал за прилавком своего магазина».

Управление людьми — это специальность и профессия. В этом есть законы, очень четкие инструменты, методики. К сожалению, большинство предпринимателей не знают об искусстве управления ничего.

Фото: быть «выше» – это не про управление. Источник: freepik.com/gerain0812

Фото: быть «выше» – это не про управление.
Источник: freepik.com/gerain0812

Потому что, возвращаясь к примеру с доктором, он — классный специалист, потратил на обучение 7 лет, у него 15 лет практики, но сколько часов/дней/месяцев/лет он потратил на то, чтобы стать классным руководителем и научиться управлять людьми цивилизованно, правильно ставить задачи и планы, добиваться исполнения и распределять обязанности между ними?

Да нисколько он не тратил, а эта область деятельности профессиональна, ее нельзя как-то органически приобрести, срисовать, просто наблюдая за тем, как это происходит вокруг. Нет, это так не работает.

Поэтому нужно этому научиться, на это надо потратить время. Поэтому этот доктор так и работает в своем офисе и зарабатывает как врач, но не может и никогда не начнет это делать как предприниматель. Чтобы получать как бизнесмен, нужно руководить людьми. Это другие навыки, другая работа. Поэтому третий момент, который сдерживает, — неспособность управлять людьми.

Вывод

Если вы, прочитав статью, кивнули и согласились, что ж, думаю, уже догадываетесь, что нужно сделать, чтобы преодолеть барьер в развитии своего бизнеса. А если посчитали эти 3 причины банальными, значит, еще не созрели развивать компанию и находитесь только на уровне стартапа, где работаете по 15 часов в сутки, ничего не зарабатываете и управляете командой из 3–5 друзей без каких-либо описанных правил и регламентов.

У каждого предпринимателя свой калибр. Я никогда не хотел строить местечковый бизнес, и, когда 12 лет назад нанимал первых сотрудников и рассказывал про глобальные цели, многие не воспринимали всерьез. Но теперь у меня международная компания с более чем 200 сотрудниками, а ключевые топ-менеджеры в ней работают по 9–12 лет.