Планирование – один из элементов системы управления предприятием. Применяют стратегическое планирование, на основании которого составляют годовые и оперативные планы. Главные задачи: определение направлений развития организации, обеспечение последовательности производственных операций и рациональное использование ресурсов. Это дает возможность улучшить результаты работы компании.
Планирование – важная функция управления, которая способствует нормальной работе и развитию предприятия.
Основные направления:
- Анализ текущего состояния компании. Включает анализ финансово-хозяйственной деятельности, определение наиболее рентабельных направлений работы. Этот этап также включает выявление сфер, в которых нужно повысить эффективность.
- Формирование задач. Они разрабатываются на основе анализа внешней и внутренней среды организации.
- Определение имеющихся и недостающих ресурсов. Включает в себя расчет потребности в деньгах, средствах производства, кадрах и т.д.
Эти направления взаимосвязаны, при планировании их используют в комплексе.
Цели
Главные цели планирования:
- определение перспективных направлений развития компании;
- рациональное использование ресурсов организации;
- расчет потребности в ресурсах, необходимых для достижения сформулированных задач;
- снижение предпринимательских рисков;
- обеспечение контроля за итогами работы компании.
Планирование дает возможность проанализировать результаты деятельности предприятия, определить слабые и сильные места, построить эффективную производственную структуру.
Стратегические планы
Стратегические, или долгосрочные, планы определяют целевые величины основных показателей работы предприятия и степень влияния внешних факторов (котировок валют, уровня инфляции).
Источник: freepik.com/ijeab
В первую очередь организация определяет миссию, которая задает направления развития, а также устанавливает главную цель существования компании. На ее основе разрабатывают стратегию.
Для реализации миссии организации стратегия строится с учетом всех ее элементов и не может отклоняться от ее смысла. При неверном определении стратегии компания направит ресурсы на достижение задач, не соответствующих выполнению главной цели – ее миссии.
Стратегия представляет собой главные направления развития компании, она имеет глобальный характер.
Для реализации стратегии требуется работа всех подразделений.
Источник: freepik.com/tirachardz
Поэтому на основании общей стратегии разрабатывают стратегию каждого отдельного звена.
Это дает возможность определить цели и задачи каждого подразделения, сформировать итоговые показатели выполнения стратегии. Если не выполнить эту работу, будет невозможно оценить вклад отдельных функциональных звеньев в общий результат.
Стратегические цели должны быть точными и измеримыми. Это позволяет проанализировать эффективность реализации стратегии на любой момент времени и оценить общую динамику. Например, в целевых показателях недостаточно указать «рост объемов продаж», нужно прописать определенный процент прироста или величину дохода.
Для удобства составляют карту стратегических целей, включающую:
- главную стратегию организации;
- стратегические цели подразделений;
- целевые показатели;
- отдел, отвечающий за достижение показателя.
Основная стратегия | Стратегические цели подразделений | Целевые показатели | Зона ответственности |
---|---|---|---|
Повысить конкурентоспособность организации | Увеличить долю присутствия на рынке | Доля рынка более 13% | Коммерческий отдел Производство |
Снизить расходы | Снижение операционных расходов на 5% | Финансовый отдел |
Кроме этого, процесс стратегического планирования должен учитывать влияние внешних факторов. Для этого составляют прогнозы внешних параметров – курсов валют, процентных ставок, налоговых отчислений и т.д. Для каждого элемента устанавливают возможные границы колебаний.
В тему! Как правильно составить бизнес-план.
Годовые планы
Для обеспечения выполнения главных показателей деятельности, прописанных в стратегии, формируют годовой план. В нем определяют конкретные мероприятия, необходимые для достижения намеченных целей, сроки их выполнения, требующиеся ресурсы, планируемые результаты.
Годовой план включает обязательное формирование бюджета, исполнение которого подлежит контролю. Цель контроля – следование запланированным показателям, выявление имеющихся отклонений и выяснение их причин.
Оперативные планы
Оперативное планирование предполагает составление помесячных планов и бюджетов. Обычно за это отвечают руководители подразделений.
Источник: freepik.com/pch-vector
Учитывая годовой план, они осуществляют календарное планирование реализации, закупок, выпуска продукции, рабочего времени и т.д.
Методы планирования
На практике используют несколько методов планирования, иногда – совместно друг с другом:
- Балансовый. Включает анализ баланса между требующимися и имеющимися ресурсами. На его основании определяют перечень недостающих ресурсов и способы их получения.
- Расчетно-аналитический. Используют при анализе достижения сформированных целей. При этом анализируют различные показатели: рентабельность, выручку, объем продаж, долю рынка и т.д. Все показатели рассматривают в динамике.
- Графо-аналитический. Метод, в котором в качестве инструмента используют графики. Они наглядно отражают взаимосвязь целевых показателей и различных факторов. Например, как изменения курса доллара повлияли на прибыль.
- Программно-целевой. Используют в процессе стратегического планирования. Он заключается в формировании стратегических целей и их дальнейшей разбивке на задачи и подзадачи.
- Экономико-математический. Применяют для определения количественных показателей, анализа финансово-хозяйственной деятельности. Представляет собой использование экономико-математических формул.
Обычно в организациях используют сразу же несколько из представленных методов планирования.
Узнайте, как наладить систему координаций в компании.
Основные принципы
Задачи планирования могут быть достигнуты только при условии следования основным принципам:
- Конкретность. Все планы должны быть четко определены и понятны всем сотрудникам. При наличии сложных терминов рекомендуется сделать глоссарий. Это даст возможность избежать недопонимания.
- Измеримость. Показатели, обозначенные в планах, должны быть легко измеримы, выражены конкретным числом, процентами или точной датой исполнения. Это позволит оценить степень их реализации.
- Комплексность. Планы должны учитывать стратегию и миссию компанию, быть взаимосвязаны друг с другом.
- Гибкость. Планы должны учитывать возможные изменения внешних условий. При этом, чем более краткосрочен план, тем более гибким он должен быть. Оперативные документы могут пересматриваться регулярно, в то время как стратегические – наиболее стабильны.
Соблюдение этих правил способствует эффективной организации планирования деятельности предприятия.
Планированием занимаются руководители различного уровня и специалисты, работающие в профильных подразделениях. При организации данного процесса следует исходить из реальной ситуации, учитывать влияние внешних и внутренних факторов. Это даст возможность развиваться в нужном направлении и достигать поставленных целей.