Планирование – один из элементов системы управления предприятием. Применяют стратегическое планирование, на основании которого составляют годовые и оперативные планы. Главные задачи: определение направлений развития организации, обеспечение последовательности производственных операций и рациональное использование ресурсов. Это дает возможность улучшить результаты работы компании.

Планирование – важная функция управления, которая способствует нормальной работе и развитию предприятия.

Основные направления:

  1. Анализ текущего состояния компании. Включает анализ финансово-хозяйственной деятельности, определение наиболее рентабельных направлений работы. Этот этап также включает выявление сфер, в которых нужно повысить эффективность.
  2. Формирование задач. Они разрабатываются на основе анализа внешней и внутренней среды организации.
  3. Определение имеющихся и недостающих ресурсов. Включает в себя расчет потребности в деньгах, средствах производства, кадрах и т.д.

Эти направления взаимосвязаны, при планировании их используют в комплексе.

Цели

Главные цели планирования:

  • определение перспективных направлений развития компании;
  • рациональное использование ресурсов организации;
  • расчет потребности в ресурсах, необходимых для достижения сформулированных задач;
  • снижение предпринимательских рисков;
  • обеспечение контроля за итогами работы компании.

Планирование дает возможность проанализировать результаты деятельности предприятия, определить слабые и сильные места, построить эффективную производственную структуру.

Стратегические планы

Стратегические, или долгосрочные, планы определяют целевые величины основных показателей работы предприятия и степень влияния внешних факторов (котировок валют, уровня инфляции).

Источник: freepik.com/ijeab

Источник: freepik.com/ijeab

В первую очередь организация определяет миссию, которая задает направления развития, а также устанавливает главную цель существования компании. На ее основе разрабатывают стратегию.

Для реализации миссии организации стратегия строится с учетом всех ее элементов и не может отклоняться от ее смысла. При неверном определении стратегии компания направит ресурсы на достижение задач, не соответствующих выполнению главной цели – ее миссии.

Стратегия представляет собой главные направления развития компании, она имеет глобальный характер.

Для реализации стратегии требуется работа всех подразделений. Источник: freepik.com/tirachardz

Для реализации стратегии требуется работа всех подразделений.
Источник: freepik.com/tirachardz

Поэтому на основании общей стратегии разрабатывают стратегию каждого отдельного звена.

Это дает возможность определить цели и задачи каждого подразделения, сформировать итоговые показатели выполнения стратегии. Если не выполнить эту работу, будет невозможно оценить вклад отдельных функциональных звеньев в общий результат.

Стратегические цели должны быть точными и измеримыми. Это позволяет проанализировать эффективность реализации стратегии на любой момент времени и оценить общую динамику. Например, в целевых показателях недостаточно указать «рост объемов продаж», нужно прописать определенный процент прироста или величину дохода.

Для удобства составляют карту стратегических целей, включающую:

  • главную стратегию организации;
  • стратегические цели подразделений;
  • целевые показатели;
  • отдел, отвечающий за достижение показателя.
Таблица 1. Карта стратегических целей (фрагмент)

Основная стратегия

Стратегические цели подразделений

Целевые показатели

Зона ответственности

Повысить конкурентоспособность организации

Увеличить долю присутствия на рынке

Доля рынка более 13%

Коммерческий отдел

Производство

Снизить расходы

Снижение операционных расходов на 5%

Финансовый отдел

Кроме этого, процесс стратегического планирования должен учитывать влияние внешних факторов. Для этого составляют прогнозы внешних параметров – курсов валют, процентных ставок, налоговых отчислений и т.д. Для каждого элемента устанавливают возможные границы колебаний.

В тему! Как правильно составить бизнес-план.

Годовые планы

Для обеспечения выполнения главных показателей деятельности, прописанных в стратегии, формируют годовой план. В нем определяют конкретные мероприятия, необходимые для достижения намеченных целей, сроки их выполнения, требующиеся ресурсы, планируемые результаты.

Годовой план включает обязательное формирование бюджета, исполнение которого подлежит контролю. Цель контроля – следование запланированным показателям, выявление имеющихся отклонений и выяснение их причин.

Оперативные планы

Оперативное планирование предполагает составление помесячных планов и бюджетов. Обычно за это отвечают руководители подразделений.

Источник: freepik.com/pch-vector

Источник: freepik.com/pch-vector

Учитывая годовой план, они осуществляют календарное планирование реализации, закупок, выпуска продукции, рабочего времени и т.д.

Методы планирования

На практике используют несколько методов планирования, иногда – совместно друг с другом:

  1. Балансовый. Включает анализ баланса между требующимися и имеющимися ресурсами. На его основании определяют перечень недостающих ресурсов и способы их получения.
  2. Расчетно-аналитический. Используют при анализе достижения сформированных целей. При этом анализируют различные показатели: рентабельность, выручку, объем продаж, долю рынка и т.д. Все показатели рассматривают в динамике.
  3. Графо-аналитический. Метод, в котором в качестве инструмента используют графики. Они наглядно отражают взаимосвязь целевых показателей и различных факторов. Например, как изменения курса доллара повлияли на прибыль.
  4. Программно-целевой. Используют в процессе стратегического планирования. Он заключается в формировании стратегических целей и их дальнейшей разбивке на задачи и подзадачи.
  5. Экономико-математический. Применяют для определения количественных показателей, анализа финансово-хозяйственной деятельности. Представляет собой использование экономико-математических формул.

Обычно в организациях используют сразу же несколько из представленных методов планирования.

Узнайте, как наладить систему координаций в компании.

Основные принципы

Задачи планирования могут быть достигнуты только при условии следования основным принципам:

  1. Конкретность. Все планы должны быть четко определены и понятны всем сотрудникам. При наличии сложных терминов рекомендуется сделать глоссарий. Это даст возможность избежать недопонимания.
  2. Измеримость. Показатели, обозначенные в планах, должны быть легко измеримы, выражены конкретным числом, процентами или точной датой исполнения. Это позволит оценить степень их реализации.
  3. Комплексность. Планы должны учитывать стратегию и миссию компанию, быть взаимосвязаны друг с другом.
  4. Гибкость. Планы должны учитывать возможные изменения внешних условий. При этом, чем более краткосрочен план, тем более гибким он должен быть. Оперативные документы могут пересматриваться регулярно, в то время как стратегические – наиболее стабильны.

Соблюдение этих правил способствует эффективной организации планирования деятельности предприятия.

Планированием занимаются руководители различного уровня и специалисты, работающие в профильных подразделениях. При организации данного процесса следует исходить из реальной ситуации, учитывать влияние внешних и внутренних факторов. Это даст возможность развиваться в нужном направлении и достигать поставленных целей.