Детство Петра Дмитриевича прошло в украинском городе Славута. В 1970 г. будущий управленец направился на учебу в Москву. После получения профильного образования Кацыв занял должность инженера по безопасности Химкинской автоколонны № 1786. Затем он работал гендиректором «Мострансавто», министром транспорта и вице-губернатором Московской области. В 2004 г. стал заместителем главы РЖД, а в 2019 г. покинул пост.

Детство и ранние годы

В СССР не было понятия self-made – считалось, что успеха добиваются главным образом благодаря мудрой политике партии. Между тем биография Кацыва – это именно история человека, который целиком и полностью сделал себя сам. К социальному строю она отношения не имеет: автобусное и железнодорожное движение нужно налаживать во всех странах и при всех режимах.

Пётр Кацыв родился 5 февраля 1953 года в украинском городе Славута Каменец-Подольской области, которую через год переименовали в Хмельницкую. Скромный регион оказался богатым на управленцев: незадолго до Кацыва здесь родились бывший глава Роструда Юрий Герций и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Мальчик отлично учился и успевал активно заниматься спортом. Особенно преуспел он в настольном теннисе, где со временем получил разряд кандидата в мастера спорта.

Закончив школу в 1970 году, Пётр решил штурмовать столицу – он подал документы в Московский автодорожный институт, преодолел нешуточный конкурс и стал студентом.

Образование Петра Кацыва

С учебой в Москве у украинского паренька проблем не было. За пять лет Кацыв зарекомендовал себя с лучшей стороны и получил «удобное» распределение. Инфраструктура тогда развивалась по всей стране, но Петра Дмитриевича направили в Московскую область, в Химкинскую автоколонну № 1786. Близко к столице, но и ответственность большая: интенсивность автобусных перевозок в Подмосковье сравнима с московской, а вот альтернатива в виде метро отсутствует.

Пётр Дмитриевич Кацыв

После защиты диплома Пётр поступил в аспирантуру, но загруженность по работе и рождение ребенка отложили получение ученой степени на два десятилетия: только в 1999 году, уже будучи маститым руководителем, Кацыв Пётр защитил кандидатскую диссертацию, а через три года, в ранге регионального министра, – докторскую. Наверное, это и к лучшему: вместо чисто теоретической работы «для галочки», какой неизбежно стала бы диссертация 1977-78 года, мы получили хорошо структурированные масштабные выводы, сделанные на основе богатого практического опыта.

Карьера на государственных предприятиях

Семь лет Пётр Дмитриевич отработал инженером по безопасности в Химкинской автоколонне. За это время он обжился в области, обзавелся семьей, стал своим человеком в подмосковных транспортных кругах. И не было ничего удивительного в его повышении до начальника отдела безопасности движения уже не в одной колонне, а на всем Московском (на самом деле – областном) управлении пассажирского автотранспорта.

Российский государственный деятель Пётр Кацыв

А вот потом карьера управленца очень быстро пошла по нарастающей: сыграли свою роль накопившийся опыт вкупе с высокой самоотдачей и, как следствие, результативной работой – число аварий с участием пассажирского транспорта уверенно пошло на спад. После организации в 1983 году Мособлпассажиравтотранса (с 1987 года – Мострансавто) Петр Кацыв работал:

  • начальником отдела, заместителем начальника по безопасности движения;
  • заместителем начальника по перевозкам,
  • первым заместителем начальника по перевозкам;
  • первым заместителем генерального директора;
  • генеральным директором.

Последний из этих постов, подразумевавший полное управлением всеми пассажирскими перевозками во втором по числу жителей регионе уже новой, независимой России, Пётр Дмитриевич получил в 1994 году. Тогда это казалось верхом региональной карьеры, однако на самом деле всё только начиналось.

В администрации Подмосковья

В 2001 году Кацыв получил назначение на высшую должность в только что образованное Министерство транспорта Московской области. Это резко расширило сферу его полномочий: к привычным автомобильным перевозкам добавились:

  • электротранспорт и взаимодействие с железной дорогой;
  • курирование аэропортов и строительство дорог;
  • а также многие, многие другие вопросы.

12 лет при трех губернаторах Петр Кацыв работал в ранге подмосковного министра. Это были годы бурного развития – область активно застраивалась, и транспортная инфраструктура должна была соответствовать. Именно тогда были построены скоростные железнодорожные ветки в аэропорты, по которым сегодня снуют электрички «Аэроэкспресса» и поезда Первого центрального диаметра. Заложены сложнейшая трасса М11 через почти родные Кацыву Химки и Центральная кольцевая автодорога.

Бывший министр транспорта Московской области Пётр Кацыв

Среди прочих качеств министра можно выделить его требовательность к соблюдению заявленных сроков работ: можно предположить, что если бы Пётр Дмитриевич оставался на своем посту дольше, многострадальная ЦКАД была бы сдана вовремя – к чемпионату мира по футболу 2018 года.

С 2003 года Кацыв был также вице-губернатором, в сферу его ответственности вошли:

  • связь;
  • информатизация;
  • научно-технические вопросы.

И если социальная политика Московской области оставляла желать много лучшего, то по ее техническому оснащению вопросов не возникало: контраст с Москвой размывался, область догоняла столицу по многим параметрам (включая транспортный), и пересечение МКАД больше не было телепортацией в другой мир.

В 2012 году сменивший Бориса Громова Сергей Шойгу пришел в область со своей командой, и Пётр Кацыв получил своеобразный пост главы управления по взаимодействию с федеральными органами власти. А в министерстве транспорта началась чехарда: там один за другим сменяли друг друга выходцы из московского транспортного комплекса (Александр Воробьев, Александр Зайцев, Петр Иванов, Михаил Олейник), за короткий период от назначения до отставки не успевавшие даже вжиться в подмосковную специфику. Как результат – многие проекты встали, работа транспорта разладилась, и неудивительно, что в 2017 году министерство было вообще ликвидировано.

Работа после госслужбы

Пётр Кацыв наблюдал за агонией родного ведомства с болью, но со стороны. Работавший в правительстве Андрея Воробьева в статусе советника губернатора, он был открыт для новых предложений, и в 2014 году удивил коллег новостью: стал заместителем главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

Пётр Кацыв – бывший вице-президент РЖД

РЖД тогда занимались амбициозными проектами в столичном регионе, и им был остро необходим человек, разбирающийся в местной транспортной специфике. Им и стал Пётр Дмитриевич Кацыв. На его счету:

  • Преображение Малого кольца железной дороги;
  • Разработка Центральных диаметров;
  • Увеличение покрытия железнодорожного сообщения.

Всем этим он занимался на посту начальника Центра по развитию Московского транспортного узла, наладив, по мнению экспертов, эффективную коммуникацию с властями столицы и областной агломерации, что стало залогом успешного развития важных проектов монополии.

По достижении 66 лет, в начале 2019 года, Кацыв ушел с поста вице-президента РЖД.

Личная жизнь и увлечения

Почти полвека Пётр Кацыв состоит в единственном браке – с Людмилой Ейликовной, ранее трудившейся учителем физики, потом директором лицея № 11 в Химках. Сейчас она руководит Ассоциацией «Лидеры образования Подмосковья». Сын Денис продолжил транспортную династию, но не пошёл на госслужбу, а занялся бизнесом.

Пётр Кацыв с сыном Денисом

Кацыв Пётр Дмитриевич – кавалер престижных орденов: Знака Почета, Дружбы, а также За заслуги перед Отечеством IV и III степеней.

Кацыв известен как сторонник здорового образа жизни: даже сейчас, когда ему уже под 70, он регулярно занимается спортом, бегает, играет в футбол и настольный теннис.