Бухгалтерские проводки по передаче денег работникам (выдано под отчет) в учете осуществляется в рамках кассовой дисциплины:

  • для расчетов используется 71 счет;
  • выдача под отчет по умолчанию происходит из кассы по счету 50;
  • все первичные документы в оригиналах прилагаются к авансовому отчету;
  • список статей расходов регламентируется внутренней документацией.

На предприятиях периодически возникают ситуации, когда нет времени или возможности ожидать оплаты счетов. При такой нужде используется комплекс проводок «выдано под отчет».

Когда нужны расходы под отчет?

Как правило, это небольшие, но срочные расходы:

  • командировки;
  • аварийные ситуации, требующие мелкого ремонта;
  • замена запчастей, внезапно вышедших из строя;
  • хозяйственные и канцелярские нужды;
  • услуги нотариуса;
  • покупка бензина на АЗС.

Список расходных статей в любом случае должен быть утвержден. Помимо расходов, на которые можно тратить денежные средства, предприятию надо определиться с рядом обстоятельств:

  1. Назначить подотчетных лиц.
  2. Указать срок отчетности.
  3. Установить лимит суммы, которая единовременно может находиться у одного лица.

Установление правил

Установление лимитов и сроков не является обязательным обстоятельством, так как законодатель нигде этого не оговаривает. Тем не менее, многие компании оговаривают все условия, и их надо соблюдать.

В любом случае должны действовать правила работы с наличностью, утвержденные Центральным банком РФ, то есть расчеты с юридическими лицами не могут превышать 100 000 рублей.

Для назначения подотчетных лиц нужно издать специальный приказ, с которым каждый поименованный сотрудник должен ознакомиться и поставить свою подпись.

Зачастую предприятия разрабатывают также собственный формат заявления о выдаче под отчет. Заявление должно содержать следующие реквизиты:

  • должность и расшифровка подотчетного лица;
  • место для согласования руководством;
  • цель выдачи и сумма;
  • дата и подпись.

Деньги под отчет выдаются только после согласования такого заявления руководством, которое признает обоснованность расходов. Для расчетов используется 71 счет «Расчеты с подотчетными лицами». При этом бухгалтер оперирует проводками по выдаче под отчет в зависимости от выбранного способа:

Примечание от автора! Отличие собственной карты от корпоративной заключается в том, что последняя привязана к банковскому счету юридического лица. Поэтому все движения по ней отражаются в выписках банка.

В учетной политике организации надо прописать возможность наличных и безналичных расчетов, если в этом есть необходимость. В противном случае по умолчанию выдача под отчет применяется только для наличных денежных средств.

Первичные документы и проводки при выдаче под отчет

Получив финансы на руки, подотчетное лицо должно использовать их по назначению согласно цели, указанной в заявлении. Не допускается тратить деньги предприятия на собственные нужды. Чтобы проконтролировать целевое расходование, компания обязывает подотчетных лиц представить подтверждающие первичные документы в оригиналах:

  • товарные и кассовые чеки;
  • платежные поручения;
  • накладные и счета-фактуры;
  • акты оказанных услуг и выполненных работ;
  • договора и сметные расчеты;
  • проездные билеты и почтовые квитанции;
  • прочая документация.

71 счет закрывается в зависимости от выполненных работ или купленных товаров:

  • Дт 10 «Материалы» (44 «Расходы на продажу») Кт 71 - куплены запчасти, канцтовары, хозяйственные и другие товары;
  • Дт 26 «Общехозяйственные расходы» Кт 71 - оплачены услуги связи, отправка писем и посылок, командировочные и транспортные расходы и так далее;
  • Дт 23 «Вспомогательные производства» Кт 71 - деньги истрачены на производственные нужды (совершен мелкий ремонт);
  • Дт 07 (08) Кт 71 - совершена покупка оборудования или других объектов капитальных вложений.

Вся первичная документация должна быть приложена к заполненному авансовому отчету по форме АО-1.

Примечание от автора! По новым правилам фирма может разработать собственные отчетные формы, если ее не устраивают унифицированные бланки.

Практический пример: выдано под отчет при командировочных расходах

Например, ООО «Ветер севера» отправило своего менеджера в командировку в Москву для участия в конференции на три рабочих дня со вторника по пятницу. Сотрудник решил вылететь в Москву самолетом в понедельник вечером, а вернуться обратно в пятницу вечером. Кроме того, был забронирован номер в гостинице стоимостью 2 700 руб. в сутки.

Кассир рассчитал расходы для выдачи под отчет авансом для оплаты проезда и проживания:

  • билеты на самолет туда и обратно - 12 000 рублей;
  • страховой сбор - 1 000 рублей;
  • проживание в гостинице с вечера понедельника до утра пятницы - 4 суток * 2 700 = 10 800 рублей;

суточные, согласно установленным нормам, 4 суток * 700 = 2 800 рублей (время в пути считается временем нахождения в командировке, согласно Положения об особенностях направления работников в служебные командировки № 749 от 13.10.2008).

Таким образом, аванс составил:

  • 12 000 + 1 000 + 10 800 + 2 800 = 26 600 рублей;
  • Дт 71 Кт 50 - 26 600 рублей выдано под отчет на оплату командировочных расходов.

По возвращении из командировки менеджер в течение трех дней отчитался по выданным средствам. В результате сотрудник предъявил дополнительные расходы на проезд в сумме 3 330 рублей:

  • от аэропорта к гостинице и обратно - 1 000 рублей;
  • из дома в аэропорт и обратно - 2 000 рублей;
  • проезд в метро из гостиницы к месту назначения и обратно в течение 3 дней - 330 рублей.

Менеджер написал заявление руководителю о компенсации своих транспортных расходов, которое было утверждено. По итогам бухгалтерия общества сделала записи в программе:

  • Дт 71 Кт 50 - оплачен перерасход по авансовому отчету на сумму 3 330 руб.;
  • Дт 26 (субконто «Командировочные расходы») Кт 71 -  29 930 рублей.

Если деньги не вернулись – как отразить в отчете

Бывает обратная ситуация, когда подотчетное лицо использует полученные денежные средства не полностью. При этом необходимо вернуть их организации:

  1. Кт 50 (51, 52, 55) Дт 71 - возвращены остатки денег в кассу, на расчетный счет.

    Кроме того, возникают неприятные обстоятельства. Подотчетное лицо получило деньги и не отчиталось в установленный срок. При этом бухгалтер должен удержать сумму возникшей задолженности из зарплаты подотчетника:

  2. Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»Кт 71 - вычтена невозвращенная сумма.

    Примечание от автора! Удерживать из заработной платы можно только по письменному согласию работника.

Кроме того, в глазах закона такие денежные средства считаются займом, и значит, должны облагаться НДФЛ по соответствующей ставке.

Расчеты с подотчетными лицами требуют соблюдения кассовой дисциплины работы с наличностью, так как за нарушения организация будет оштрафована, независимо от того, что промах допустило физическое лицо.