Налоговая система государства складывается под воздействием множества элементов. Социально-экономическая политика, уровень жизни, потребности, прочие составляющие лежат в основе определения направленности финансового развития государства. Основные функции налогов: фискальная, контрольная, распределительная, регулирующая (имеет подвиды: стимулирующая, дестимулирующая, воспроизводственная)

Функции налогов раскрывают их свойства и содержание, с точки зрения общественного назначения. Государство не может существовать без эффективной системы, позволяющей наполнять финансами бюджет страны. Средства в казну поступают от граждан и субъектов хозяйствования в виде процента от дохода, стоимости имущества, прочих базовых сумм начисления.

Справка. Налогом (НК РФ) называют обязательный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц для финансового обеспечения деятельности всех уровней государственной структуры. Выделяют федеральные, региональные и местные бюджеты. Они наполняются с помощью соответствующих денежных платежей.

Функции налогообложения определяются политикой страны в отношении характера и построения системы финансовых сборов. В каждом государстве они свои.

Нельзя утверждать, что присутствует исключительно фискальная (от латинского, корзина, казна) направленность сборов, хотя эта функция остается неизменной веками.

Налоги регулируют государственные и хозяйственные процессы. Невозможно эффективно управлять страной без правильного распределения денежных масс между различными нуждами. Там, где присутствует координация деятельности субъектов экономики, должна быть развита система контроля.

Тесная взаимосвязь и зависимость функций друг от друга определяет их важность и равность между собою. Первенство незначительно меняется в соответствии с целями финансовой политики и социально-экономическим развитием страны.

Таблица 1. Основные функции налоговой системы

Название

Сущность 

Фискальная

Изъятие части доходов в пользу бюджета для работы госструктур.

Регулирующая

Вмешательство государства в экономические процессы.

Распределительная

Направление финансовых потоков на социальные, политические, правозащитные и прочие нужды.

Контрольная

Наблюдение за хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц для предотвращения нарушений.

Фискальная

Назначение налогов ‒ это изъятие законодательно установленной части доходов организаций и граждан в государственную казну. Денежные массы служат основой для реализации правительством своих обязанностей перед народом определенной страны. Фискальная функция характерна для всей мировой налоговой системы. В ее основе лежат исторические события образования государств.

В рыночной среде налогообложение играет важную роль. Экономические показатели, развитие отраслей, социальная сфера зависят от количества собранных денег в бюджет.

Интересно. Чем устойчивее государство, тем больше налогов оно собирает посредством высоких ставок. Например, в Нидерландах подоходные отчисления составляют от 25 до 52%, в зависимости от размера заработных выплат. Это связано с большими расходами на все сферы жизни. В России показатель НДФЛ фиксированный – 13%.

Фискальная легла в основу всех остальных функций. Каждая из них существенна для страны. Важно не только собирать финансы, но и эффективно их распределять, контролировать.

Справка. При недостаточности средств в казне местные, региональные, федеральные органы прибегают к внутренним/внешним займам. Это приводит к образованию госдолга, что становится причиной нового повышения уровня налогообложения. Достаточно вспомнить 90-е гг. в России, когда займы привели страну к сокращению производства, бюджетному кризису, дефолту, падению уровня жизни населения.

Эффективность управления достигается умением правильно выстраивать систему взаимодействия всех составляющих общественной структуры.

Распределительная

Социально-экономическая суть налога выражена в его дальнейшем направлении на решение государственных задач. Снижение неравенства между гражданами, поддержание стабильности ‒ это важный элемент распределительного процесса. Правительством могут быть приняты меры:

  • обложение лиц с большим объемом потребления косвенными налогами (НДС, акцизы);
  • введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов, когда размер ставки зависит от величины зарплаты, чем выше получаемая гражданами сумма, тем больше процент сбора;
  • применение адресных льгот (в РФ вычеты на детей при начислении НДФЛ). К этой категории также относят: необлагаемые минимальные выплаты (во Франции, Великобритании и др.), снижение ставок (в России на продукты питания НДС ‒ 10%, на лекарства ‒ 0%) и др.;
  • наложение обязательств по соцвзносам на работодателя (во внебюджетные фонды: пенсионный, соц и медстрах).

Смысл распределительной функции заключен в том, что наименее защищенные слои населения могут освобождаться или платить меньше налогов. При этом они не теряют социальных благ, закрепленных законами (образование, здравоохранение и др.). Потребности общества компенсируются за счет наиболее обеспеченных слоев населения. Распределительная функция позволяет перенаправить с помощью трансфертов средства от «богатых к бедным» или из обеспеченных отраслей в неокупаемые.

Контрольная

Наблюдение и выявление фактов нарушения налогового права ‒ неотъемлемая обязанность государства. Для этого созданы специальные органы. Структуры следят за финансово-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц, выявляют незаконные источники доходов, направления расходов.

Сущность контроля заключается в обеспечении выполнения налоговых обязательств для своевременного формирования госбюджета. Это важный элемент, способный предотвратить серьезные нарушения, перенаправив выявленные средства в казну. В стране, где налажена эффективная система контроля, теневой сектор экономики отсутствует.

Функция способствует повышению собираемости финансовых сумм, нормализации их потоков. Развитие технических средств позволяет более качественно выявлять нарушения и вовремя пресекать попытки обмануть государство. Современные банковские, налоговые и бухгалтерские электронные системы взаимосвязаны, относительно открыты и оперативны. Их сложно обмануть или обойти.

Регулирующая

Действия в сфере взимания обязательных платежей позволяют усилить роль государства в общих хозяйственных процессах. Регулирование экономики помогает предотвратить спады промышленных потенциалов, мощностей, способствует росту производств, валового внутреннего продукта (ВВП), технического прогресса.

Суть функции состоит в возможности воздействовать на общие экономические процессы, а также на хозяйствующих субъектов, в том числе граждан. Регулирование влияет на многие аспекты деятельности: от построения системы бухгалтерского учета, администрирования до форм заключения договорных обязательств.

Выделяют три подфункции:

  1. Стимулирующая создает систему определенных факторов, влияющих на плательщиков налогов с целью повышения уровня платежной дисциплины.

    К элементам давления относят: льготные режимы, пониженные ставки, налоговые кредиты, каникулы, вычеты и т.д.

    Как правило, стимулы нацелены на микро- и малые предприятия, различные фонды, общественные объединения граждан и др. Часто под систему льготирования попадают некоторые территории (оффшорные зоны) и целые отрасли. Например, сельское хозяйство, наука, прочие.

  2. Дестимулирующая подфункция создает максимальное количество барьеров для работы экономических субъектов.

    Повышенные ставки налогов применяются для отдельных видов деятельности. Например, акцизы на алкоголь, табак способствуют поднятию их цены, что должно «отпугнуть» потребителя.

    Если сосредоточить усилия на снижении спроса на какой-либо товар, услугу, то достаточно поднять на эту группу ставки налогов. Например, повышая пошлины, можно сократить потребление импортных товаров. Но эти процедуры служат причиной появления «черного рынка» с поддельной продукцией либо аналогами.

  3. Воспроизводственная подфункция призвана направить потоки денег на восстановление ресурсов.

    Примером служит процесс амортизации основных средств, который позволяет собрать некоторую сумму для замены, ремонта, реконструкции старого оборудования. Отчисления накапливаются на счетах формирования себестоимости продукции. Эти суммы уменьшают налоговую базу по расчету прибыли, высвобождая средства для воспроизводства.