Российский завод «Буревестник», занимающий ведущее положение по выпуску судовой арматуры и теплообменных аппаратов, представил новые подводные буксировщики для водолазов и грузов – «Спрут» и «Фактор». Их тактико-технические характеристики превышают мировые аналоги, а цена будет значительно ниже – для гражданских образцов – не более 1 млн руб.

На форуме «Армия 2020», проходящем 23–29 августа в г. Кубинка Московской области, гатчинский завод «Буревестник» представил новую разработку для морского спецназа, водолазов и доставки грузов – буксировщики «Фактор» и «Спрут».

Кому нужна подобная продукция?

Производство индивидуальных средств передвижения в России было приостановлено в 90-е годы. Но сегодня сложилась ситуация, когда находящиеся на вооружении ВМФ более 400 буксировщиков устарели. Как сообщает пресс-служба «Буревестника», ремонт аппаратов нецелесообразен, а зачастую и невозможен, т.к. комплектующие сняты с производства.

Все скриншоты в статье взяты с сайта производственного комплекса «Буревестник»

Все скриншоты в статье взяты с сайта производственного комплекса «Буревестник»

Кроме того, еще несколько лет назад Министерство обороны, в случае необходимости, закупало буксировщики в Германии. Но сегодня, в условиях санкций, это также невозможно. Вот здесь и заработала программа импортозамещения – Россия может и должна сделать собственный продукт.

В связи с этим Министерство обороны решило возобновить производство и предложило компании разработать средства передвижения для водолазов по требуемым техническим и тактическим характеристикам, поскольку именно «Буревестника» начинал работать в этом направлении еще в СССР.

«Наши буксировщики всегда были лучше зарубежных. Это как раз та самая область, в которой мы за ними никогда не гнались. Мы вообще всегда держимся на пределе даже не технических характеристик, а физиологических – то, что может выдержать водолаз» – Петр Владимирович Трошин – Главный конструктор ОАО «Завод «Буревестник».

Какие объёмы продаж ожидаются?

Как сообщает РБК, со ссылкой на пресс-службу компании, ВМФ в ближайшие годы планирует замену всего парка буксировщиков.

Петр Трошин подтверждает эту информацию. Кроме того, Главный конструктор в интервью телеканалу «Россия 24» сообщил, что исторически подобные средства используются спецназом ВМФ, но в последнее время группы водолазов появились в разных структурах – и в ФСО, и в ФСБ, и в Росгвардии, и даже в МЧС. Все они проявили интерес, а завод готов непросто поставлять им одинаковые изделия, но и корректировать тактико-технические параметры в зависимости от задач, решаемых каждой из этих структур.

В тему: Программы импортозамещения в России.

Главный конструктор также заявил, что завод уже сегодня готов к выпуску нескольких сотен буксировщиков в год, но может легко перейти и на тысячи. Понадобится также наладить изготовление комплектующих и дополнительного оборудования.

Скриншот: Трошин П.В. на форуме «Армия 2020» / Сайт завода «Буревестник»

Скриншот: Трошин П.В. на форуме «Армия 2020» / Сайт завода «Буревестник»

Что касается экспорта, то тут все несколько сложнее. Основной поставщик на мировом рынке – Германия. Ее продукция зарекомендовала себя высоким качеством. Однако, по словам Петра Трошина, новые российские «Фактор» и «Спрут» не будут им уступать, а даже превзойдут как по техническим характеристикам, так и по ценовым. Но, в любом случае, завод в первую очередь ориентируется на российские силовые структуры.

«Не стоит забывать про такой политический фактор, как санкции. Пока речь идет скорее об импортозамещении и обновлении устаревшего парка, нежели о выходе на международный рынок» – эксперт Российского совета по международным делам, специалист по ВМФ Илья Крамник.

Немного о цене

Генеральный директор «Буревестника» Сергей Анатольевич Старостин сообщил РБК, что гражданская версия немецкого буксировщика Bonex Infinity RS стоит 1,4 млн руб., за наш же придется заплатить не более миллиона. Но, конечно, все будет зависеть от требуемых характеристик.

Фото: буксировщик «Спрут» / предоставлено РБК «Буревестником»

Фото: буксировщик «Спрут» / предоставлено РБК «Буревестником»

Цены на военные изделия не разглашаются. Они формируются отдельно для каждого заказчика в зависимости от поставленных задач.

Основные характеристики

Подводные буксировщики водолазов предназначены для скрытной доставки боевых пловцов, спецгруза и снаряжения до места высадки или границы района возможного обнаружения гидроакустическими средствами.

«Спрут» – самый быстрый в своем классе легких аппаратов для передвижения человека под водой. Он подойдет для мониторинга и охраны объектов. Отличительные особенности фактора – высокая маневренность и удобство управления. Его основное назначение – антитеррористические, штурмовые и спасательные операции.

Оба вида буксировщиков обладают следующими характеристиками:

  • глубина погружения – 60 м;
  • дальность плавания – 10 миль, или 18,52 км;
  • автономное время работы – 2 часа 10 минут;
  • скорость – до 4,5 узла.

Российская военная техника в последние годы стоит на голову выше зарубежных аналогов. Разработанные «Буревестником» буксировщики не стали исключением. Это отличный пример импортозамещения в действии.