Введенный Правительством мораторий на проверки может обернуться для бизнеса серьезными проблемами. По мнению юриста, мало кто учитывает, что запрет не распространяется на внеплановый контроль и прокурорский надзор. Кроме этого, никто не запрещает контролирующим органам проводить мероприятия без участия предпринимателя. И даже соблюдение требований закона не всегда спасает от действий ревизоров. С какими еще подводными камнями может столкнуться бизнес, рассказывает юрист Екатерины Капошко.

Сегодня у нас в гостях Екатерина Капошко, прокурор в отставке, имеющая более 18 лет юридической практики. Последние 7 лет она в прокуратуре занималась защитой прав бизнесменов при проведении ревизий контролирующими органами, а сейчас – юридическим сопровождением проверок предпринимателей.

Екатерина Капошко, юрист, прокурор в отставке, специалист в сфере законодательства о контроле, занимается частной практикой, защитой прав предпринимателей при взаимодействии с органами власти

Екатерина, в апреле Правительством РФ объявлен мораторий на проверки бизнеса. Означает ли это, что до конца года предпринимателям не стоит беспокоиться?

Я бы не рекомендовала относиться к принятому решению столь однозначно. Действующий сейчас мораторий является беспрецедентно широким, но и он распространяется не на все проверки. Отдельные виды государственного контроля, например, налоговый и валютный, антимонопольный, под запрет не попадают.

По остальным видам ревизий полностью отменены только плановые проверки в отношении малого и среднего бизнеса, некоммерческих организаций с численностью сотрудников до 200 человек. Плановый контроль крупных предприятий будет проведен в том случае, если они отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска или владеют опасными производственными объектами.

Внеплановые проверки возможны в отношении любого хозяйствующего субъекта, включая мелких предпринимателей. Конечно, для этого по закону должны быть веские основания: чрезвычайная ситуация, нанесение вреда жизни или здоровью человека, угроза причинения такого ущерба.

На практике поводом для ревизии может стать отступление от порядка выплаты зарплаты, экологические нарушения, несоблюдение требований антитеррористической защищенности объектов и прочие обстоятельства, которыми можно обосновать гипотетическую вероятность причинения вреда здоровью.

Например, в Красноярском крае активно проводит внеплановые проверки Министерство экологии и рационального природопользования. Основанием для их проведения, как правило, служат результаты измерений выбросов в атмосферный воздух вблизи жилых домов, а также установленные в ходе рейдов факты захламления земельных участков недалеко от жилой зоны отходами лесопиления. Мотивируют такие ревизии наличием угрозы причинения вреда здоровью жителям домов. В первом случае – в связи с загрязнением вдыхаемого воздуха, во втором – по причине рисков возгорания отходов во время пожароопасного сезона.

Узнайте, как работает мораторий на банкротство.

Насколько часто возникают такие обстоятельства и сократилось ли число внеплановых проверок?

Конечно, с учетом тех ограничений, которые введены Правительством РФ, количество незапланированных обследований сократилось. Определенным фильтром здесь выступают и органы прокуратуры – ведь такие проверки теперь согласуются с прокурором.

Но число обращений в контролирующие органы по поводу нарушений не сократилось, а в некоторых – возросло. Иной стала реакция на их поступление.

Например, кризисные явления по понятным причинам вызвали рост числа обращений работников в государственную инспекцию труда с жалобами на своих работодателей. Если раньше каждая такая претензия послужила бы поводом для внеплановой проверки Роструда, то в существующих реалиях они проводятся лишь в тех случаях, когда обратившийся является единственным кормильцем в семье, и длительное время ему задерживается зарплата, а также когда речь идет о несчастных случаях на производстве. 

При выявлении нарушений выдается обязательное для исполнения предписание, за невыполнение которого установлена административная ответственность.

По иным жалобам в адрес работодателя применяется такая профилактическая мера, как предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований.

Предостережение – хоть и не предписание, но также подразумевает предоставление ответа. На территории Красноярского края суды привлекали к административной ответственности предпринимателей в тех случаях, когда ответ на него в установленный срок не поступал в контролирующий орган.

Но есть и другой механизм работы со сведениями о нарушениях.

Наиболее коварны для предпринимателя контрольные мероприятия, которые проводятся без взаимодействия с проверяемым лицом. Мораторий на них не распространяется, поскольку проверками в смысле, заложенном законом, они не являются.

К таким мероприятиям относятся:

  • рейдовые осмотры (обследования);
  • исследование и измерение параметров в ходе экологического и социально-гигиенического мониторинга;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, размещении информации в сети и СМИ;
  • анализ данных, которые предоставляется хозяйствующими субъектами, в том числе посредством внесения сведений в многочисленные государственные информационные системы.

Например, Министерство лесного хозяйства Красноярского края активно использует полномочие по проведению рейдовых обследований, когда без участия  лесопользователя осматривают арендованные им лесосеки. Результатом для бизнесмена чаще всего является дело об административном правонарушении, а если лесосек и осмотров много – сразу несколько дел. В совокупности сумма штрафов может достигать до миллиона рублей.

В отличие от проверки, об обнаружении нарушений в ходе ревизий без взаимодействия предприниматель узнает лишь тогда, когда будет решаться вопрос о составлении протокола. А существующий порядок уведомления может привести к тому, что о наличии штрафа бизнесмену поведает уменьшившийся или арестованный приставами банковский счет.

Касается ли мораторий прокурорского надзора?

Правительство РФ при издании постановления о введении запрета сделало оговорку. Он распространяется только на те виды контроля, которые регулируются Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». Надзор прокуроров выведен из-под действия этого закона. Никаких особых ограничений для  проверок этими органами нет.

Например, защита трудовых прав – одно из главных направлений надзора. Не получив должной помощи в трудовой инспекции, работники часто идут в районную или городскую прокуратуру. Хотя порядок проверки будет иной, при обнаружении нарушений результатом для предпринимателя также будет административная, а в определенных случаях – уголовная ответственность.

Что делать бизнесмену, чтобы обезопасить себя?

Моя главная рекомендация – не нарушать закон. Однако нормативными актами предусмотрено такое число правил, что соблюсти их все бывает очень сложно. 

Но в основных требованиях к видам деятельности, которыми занимается предприятие, разобраться вполне возможно, и чем раньше это будет сделано, тем лучше. По этому вопросу следует обратиться к юристу, который разбирается именно в законодательстве о контроле. Дожидаться прихода ревизоров для такого самоанализа совершенно не обязательно.

Если же руководитель понимает, что проверка неизбежна – откладывать точно не стоит. В контрольно-надзорной деятельности столько нюансов, что заручиться помощью юриста, имеющего положительный опыт сопровождения проверок, необходимо как можно скорее.

Таким образом, хотя мораторий и предполагает некоторые послабления для бизнеса, он вовсе не означает полной бесконтрольности предпринимательской деятельности. О сокращении числа контролеров заявлений не было, а за допускаемые нарушения любой бизнесмен может быть привлечен к установленной ответственности.