4 основных заблуждения о франчайзинге в России: О тиражировании готовых бизнес-моделей знают все, самая популярная франшиза – Макдональдс, все представленные на российском рынке франшизы это иностранные бренды, в текущей рыночной ситуации нет смысла организовать бизнес по франшизе.

Франчайзинг в России появился в середине 90-х годов, но даже за эту короткую историю успел обрасти целым рядом стереотипов и ложных представлений. В этом году в рамках деловой программы 13-ой  ежегодной выставки франшиз BUYBRAND Expo  исследовательская компания NeoAnalytics и Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) представило результаты ряда интересных опросов, дающих новую информацию о российском рынке франчайзинга. Результаты опроса ясно дают понять: вокруг франчайзинга витает немало мифов, которые, определенно, стоит развенчать.

Миф № 1: о франчайзинге знают все!

По данным Национального агентства финансовых исследований каждый 5-ый предприниматель в России НЕ знаком с термином «франчайзинг». И только четверть опрошенных сообщила, что  хорошо разбирается в этой теме. Любопытно, что из этих 26% продвинутых респондентов  лишь 2/3 смогли верно объяснить, что значит вести бизнес по франчайзинговой схеме.  В основном, это представители оптовой и розничной торговли.

Это не удивительно, ведь почти половину рынка российского франчайзинга сегодня занимает ритейл (43%), на втором месте – общепит (28%), остальное – различные услуги от бытового обслуживания и развлечений до строительства и автотранспорта.

Миф № 2: больше всего франшиз у Макдональдса!

Когда предпринимателей попросили привести примеры наиболее известных франшиз, каждый второй опрошенный назвал McDonald’s. Безусловно данный миф связан с тем, что в США более 80% ресторанов сети работают по франшизе.  Однако в России Макдональдс имеет всего 1-го партнера-франчайзи: ООО «Развитие РОСТ», дочернее предприятие ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг».  

С момента открытия первого ресторана Макдональдс в Москве в 1990 году, компания больше 2О лет развивала бизнес в России исключительно самостоятельно. Лишь в 2012-м основатель Росинтера Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко заключил с Макдональдс договор коммерческой концессии сроком на 20 лет, согласно которому ООО «Развитие Рост» получило право открывать рестораны McDonald's лишь на территории железнодорожных вокзалов и аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга.

Открыть франшизу Макдональдса, на первый взгляд, кажется достаточно просто при наличии необходимых финансовых вложений. Макдональдс является лидером по стандартизации процессов и качества обслуживания и каждый год в среднем открывает 50 новых точек фастфуда по всей стране. Тем не менее за 3 года с момента подписания договора, ООО «Развитие Рост» открыло лишь 2 ресторана в Санкт-Петербурге: на первом и третьем этажах Терминала аэропорта «Пулково».

Миф № 3: франчайзинг – это иностранные бренды!

Приводя примеры известных франшиз, помимо Макдональдса респонденты чаще всего называли иностранные бренды: Subway, KFC, Zara, Mango, Adidas, H&M. Иностранных концепций на рынке, действительно, много, но не большинство.

Согласно отчету NeoAnalytics доля российских компаний на рынке растет и в 2014-м году составила 72%. Важно отметить, что российские покупатели франшиз предпочитают покупать именно отечественные бренды. При этом около 57% франшизных предприятий расположены в Москве, доля регионов составляет 43%, большинство из которых города-миллионники.

Примеры успешных российских франшиз:

  • «Нипочем» (открытие секонд-хенда);
  • "Еstoreme" (продажа электронных кальянов).

Миф № 4: в кризис рынок франчайзинга упал!

На открытии международного форума «Российский франчайзинг: карта нового времени» исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Юрий Михайличенко анонсировал, что за последний кризисный год рынок франчайзинга в России вырос на 15% и уже насчитывает свыше 2000 франчайзинговых концепций и 40 000 франчайзи.

При этом РАФ прогнозирует и дальнейший рост рынка и ставит перед собой задачи к 2025 году увеличить количество точек франшиз до 400 000 и достичь показателя 5% в ВВП страны. Единственной сложностью на пути к этой цели Юрий Михайличенко видит отнюдь не сложную экономическую ситуацию, а проблему обучения предпринимателей.

Сегодня в России ни в одном университете нет кафедры франчайзинга, «основы франчайзинга» как дисциплина только начинает появляться в ряде экономических ВУЗов. Между тем в 2025-м году для обеспечения 400 000 франшизных точек РАФ требуется 4 000 000 человек. «Уже сегодня  франчайзинговые корпоративные университеты ежегодно готовят от 2 до 3 тысяч специалистов в год. Но как профориентировать и подготовить еще несколько миллионов человек в самое ближайшее время? Это должна быть школа первоначального образования: колледжи, ВУЗы и т.п. Нужны поправки в образовательные стандарты», - комментирует  Юрий Михайличенко.

Подводя итоги, стоит отметить, что рынок франчайзинга в России еще не сформировался и имеет большой потенциал к развитию. Как отмечают эксперты портала-каталога франшиз TopFranchise, количество заявок от потенциальных покупателей франшиз растет в среднем на 30% в месяц. Это говорит о том, что все больше предпринимателей видят преимущества открытия и ведения бизнеса по франчайзинговой схеме. Это известность бренда, отработанные бизнес-модели, снижение расходов на продвижение за счет совместной рекламы, возможность быстрого старта и, конечно же, поддержка и обучение со стороны компании-франчайзера. Все это позволяет минимизировать риски и быстрее достигнуть стабильных результатов. Возможно, это и есть путь успеха в текущее неопределенное время.

 Информация подготовлена ЦНТИ Прогресс специально для сайта Фабрика манимейкеров.