Еще год назад метавселенная была для нас незнакомым словом. Говорить о ней стали после того, как Facebook заявил о смене названия на Meta (* признана экстремистской в России, деятельность запрещена на территории страны), запустив глобальный тренд на виртуальную реальность.

Рассказывает финансовый эксперт и создатель телеграм канала об инвестициях AngelovCapital Илья Ангелов.

Еще год назад метавселенная была для нас незнакомым словом. Говорить о ней стали после того, как Facebook заявил о смене названия на Meta (* признана экстремистской в России, деятельность запрещена на территории страны), запустив глобальный тренд на виртуальную реальность. За ним последовали другие бренды – Microsoft объявил о разработке своей версии метавселенной Mesh для удаленной работы, Nike – о намерении выпускать цифровую одежду и кроссовки. Компания Samsung открыла свой первый виртуальный магазин. Приобщается тренду и фешн-индустрия: Zara, Victoria's Secret, Gucci хотят предоставить пользователям возможность одевать своих цифровых аватаров в одежду брендов.

Всего в мире уже больше 200 компаний так или иначе зашли на ранее неизведанное поле метавселенных. В России о намерении создать собственную виртуальную среду заявил разработчик игр MyTona, в нашей стране это пока единственный пример.

Как работает метавселенная

Это цифровое пространство, которое пользователи могут использовать для работы, игр, общения, образования, а также взаимодействовать с виртуальными объектами. У каждого человека есть виртуальная копия – аватар, сравнимый с персонажем в видеоигре. Его можно кастомизировать с помощью брендовой одежды и придать индивидуальности. Внутри действует единая денежная единица – криптовалюта, с помощью которой оплачиваются покупки.

При этом все метавселенные должны быть синхронизированы между собой, чтобы человек, приобретая предмет в одном месте, мог использовать его в другом и беспрепятственно перемещаться.

Виртуальное пространство еще предстоит осваивать и использовать для разных целей. Компания по недвижимости eXp Realty, например, создала виртуальный офис для своих сотрудников – там они могут обсуждать рабочие задачи, вести переговоры, проводить презентации. Вполне удобный формат, если сотрудники находятся в разных странах и работают преимущественно на удаленке.

Крупные техкомпании активно вкладываются в цифровую недвижимость с помощью криптовалюты. По данным MetaMetric Solutions, в 2021 году было продано виртуальных домов и участков на сумму более $500 млн.

Любой объект в метавселенной представляет собой NFT – то есть сертификат, подтверждающий право собственности и владения. Пока не многим понятно, зачем отдавать сотни долларов за цифровой предмет одежды, который ты не можешь носить в реальности, или за дом, в котором не можешь жить. Для брендов это дополнительный источник дохода и репутационная история – громкий инфоповод, чтобы заявить о себе, выйти на новую аудиторию. Dolce&Gabbana, например, осенью продали 9 виртуальных предметов одежды за $5,7 млн. Всегда найдутся криптоэнтузиасты, готовые платить за подобные вещи.

Площадки, на которых функционирует метавселенная

Decentraland – пожалуй, наиболее популярная платформа. Она представляет собой территорию, где участки земли (всего более 90 тыс. участков) приобретаются за криптовалюту Mana. На местных улицах можно строить дома, офисы, торговые центры, кинотеатры – все как в реальности, можно даже ипотеку открыть. Одна из самых нашумевших сделок произошла осенью 2021 года: компания Metaverse Group купила пиксельный участок за $2,4 млн.

Еще одна крупная метавселенная - Sandbox. Похожа на видеоигру, где тоже действует своя криптовалюта Sand. Компания Republic Realm приобрела в Sandbox цифровой участок стоимостью $4,3 млн для дальнейшей перепродажи. 

Стоит ли инвестировать в новую сферу

Динамика показывает, что земля и недвижимость растет в цене – год назад небольшой цифровой участок в Decentraland стоил около $1000, а сейчас примерно $13000. IT-компании на волне мета-лихорадки вкладывают в индустрию крупные суммы. По оценке BrandEssence Market Research, рынок виртуальной недвижимости будет расти на 31% каждый год с 2022 по 2028. Инвесторам тут есть о чем задуматься.

Сейчас можно инвестировать не только в отдельные объекты метавселенной, но и в технологичные стартапы, которые занимаются разработкой инфраструктуры для существования в виртуальном мире: провайдеров облачных сервисов, производителей VR/AR гарнитур - Unity, Alphabet, Roblox и др.

Консалтинговая компания PwC прогнозирует, что к 2030 году оборот метавселенных будет насчитывать $1,5 трлн. Однако, как и с любыми крипто-инвестициями, важно понимать, что гарантии получения прибыли нет. Если метавселенные будет развиваться хорошими темпами, то цифровые объекты станут ценным активом. В любом случае это долгосрочные вложения с перспективой 5-10 лет.

О дивный новый мир?

С началом пандемии все мы стали проводить больше времени онлайн, она стала глобальным катализатором развития самой идеи метавселенной. Это может стать новым способом коммуникации на расстоянии, который даст эффект присутствия. Следующим этапом развития интернета.

В целом реальный и виртуальный мир уже тесно переплетены – мы иногда часами не выпускаем смартфоны из рук, постоянно пребываем в соцсетях, потребляем цифровой контент. Но виртуальный мир получит развитие и станет массовым, когда очки дополненной реальности, AR и VR технологии будут повседневной и привычной вещью для большинства людей. Пока сложно осознать ценность предметов, которые нельзя потрогать и использовать. Перспектива жить цифровой жизнью представляется туманной, а метавселенная – довольно хайповым словом.