
Для оценки экономической деятельности используются разные показатели. Ключевой – это маржа. В денежном выражении он рассчитывается как наценка. В процентном представляет собой отношение разницы между ценой продаж и себестоимостью к цене продаж.
Периодически оценивать финансовую деятельность предприятия необходимо. Такая мера позволит выявить проблемы и увидеть возможности, найти слабые места и укрепить сильные позиции.
Маржа – это экономический показатель. Он используется для оценки суммы надбавки к себестоимости продукции. За счет него покрываются затраты на доставку, подготовку, подсортировку и продажу товаров, которые не включены в себестоимость, а также формируется прибыль предприятия.
Его часто используют, чтобы дать оценку прибыльности отрасли (нефтепереработка):
Или обосновать принятие важного решения на отдельном предприятии («Ашан»):
Его рассчитывают в рамках анализа финансового состояния компании.
Примеры и формулы
Показатель может быть выражен в денежном и процентном эквиваленте. Считать можно и так, и так. Если выражать через рубли, то она всегда будет равна наценке и находится по формуле:
М = ЦП – С, где
ЦП – цена продажи;
С – себестоимость.
Однако при подсчете в процентах используется такая формула:
М = (ЦП – С) / ЦП х 100
Подробнее о том, как считать маржу:
Товар | ЦП, руб. | С, руб. | М | |
---|---|---|---|---|
руб. | % | |||
Набор для вышивания (НВ) «Алые паруса» (Белоснежка) | 2240 | 1760 | 480 | 21,4 |
НВ«Красные тюльпаны» (Овен) | 669 | 450 | 219 | 32,7 |
НВ Подушка «Анемоны» (Vervaco) | 1667 | 954 | 713 | 42,8 |
НВ«Примирившиеся девочки» (Luca-S) | 464 | 328 | 136 | 29,3 |
НВ«Бругманзия» (МИ) | 228 | 180 | 48 | 21,1 |
Особенности:
- не может быть 100% и более;
- помогает анализировать процессы в динамике.

Рис. 1. График в динамике
Увеличение цены продукции должно приводить к росту маржи. Если этого не происходит, значит, себестоимость повышается быстрее. И чтобы не оказаться в убытке, необходимо пересмотреть ценовую политику.
Отношение к наценке
Маржа ≠ Наценка, если речь идет о процентном выражении. Формула та же с единственным отличием – в качестве делителя выступает себестоимость продукции:
Н = (ЦП – С) / С х 100
Товар | ЦП, руб. | С, руб. | М | Н | М к Н, % | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
руб. | % | руб. | % | ||||
НВ«Алые паруса» (Белоснежка) | 2240 | 1760 | 480 | 21,4 | 480 | 27,3 | -5,8 |
НВ«Красные тюльпаны» (Овен) | 669 | 450 | 219 | 32,7 | 219 | 48,7 | -15,9 |
НВ Подушка «Анемоны» (Vervaco) | 1667 | 954 | 713 | 42,8 | 713 | 74,7 | -32,0 |
НВ«Примирившиеся девочки» (Luca-S) | 464 | 328 | 136 | 29,3 | 136 | 41,5 | -12,2 |
НВ«Бругманзия» (МИ) | 228 | 180 | 48 | 21,1 | 48 | 26,7 | -5,6 |
Таким образом, если считать в процентном соотношении, то наценка всегда больше маржи. Она может быть и выше 100%.Это два зависимых показателя и по каждому из них можно найти второй.
Скачать в excele алгоритм расчета маржи
Как найти по наценке
Если известна наценка товара в процентном соотношении и еще один показатель, например, цена продажи, рассчитать маржу не составит труда.
Исходные данные:
- наценка 60%;
- цена продажи – 2 000 руб.
Находим себестоимость: С = 2000 / (1 + 60%) = 1 250 руб.
Маржа, соответственно: М = (2 000 – 1 250)/2 000 * 100 = 37,5%
Резюме
Показатель полезно просчитывать небольшим предприятиям и крупным корпорациям. Он помогает оценить финансовое состояние, позволяет выявить проблемы в ценовой политике предприятия и вовремя принять меры, чтобы не упустить прибыль. Рассчитывается наравне с чистой и валовой прибылью, для отдельных товаров, товарных групп и всей компании в целом.