Единоличным собственником предприятия является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. За 2018 год компания получила убыток почти 4 млдр руб., но при этом перевезла 2,5 млрд человек

ГУП Московский метрополитен – крупнейшее предприятие Москвы и области, занимающееся пассажирскими перевозками. Сеть подземного метро надежно связывает центр столицы со спальными районами и промзонами. Так, за 2018 год график движения поездов был выполнен на 99,98%. Метрополитен подведомствен Департаменту транспорта Москвы и входит в систему его единого комплекса.

Полное название организации – Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина».

Официальный сайт: https://www.mosmetro.ru/

Руководит работой компании с 15 мая 2017 года Козловский Виктор Николаевич.

Кому принадлежит компания

Согласно регистрационным сведениям, содержащимся в выписке ЕГРЮЛ, на текущий момент единственный собственник Московского метрополитена – Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.

Скачать выписку ЕГРЮЛ

Хотя в последнее время ходят слухи о преобразовании предприятия в акционерное общество, полностью принадлежащее государству, фактический собственник остается прежним.

Фото: Ключевой бенефициар

Фото: Ключевой бенефициар

Прибыль, полученная государственным унитарным предприятием, в порядке перераспределения поступает на счета столичной администрации. Исходя из этого конечный бенефициар – городской бюджет. 

Примечание! По данным официального сайта мэра столицы, в ведении Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы находится весь комплекс социально значимых объектов. В их числе бюджетные образовательные учреждения, больницы, поликлиники, транспортная сеть, дороги, музеи и другие предприятия.

Основные финансовые показатели

Несмотря на рост выручки, московское метро с 2015 года находится в постоянном минусе. Об этом свидетельствует бухгалтерская отчетность компании.

Таблица 1. Динамика доходных показателей метрополитена по основной деятельности

 

2018 г.

2017 г.

Выручка, млн руб.

108 266

93 793

Чистая прибыль, млн. руб.

-3 824

-2 933

Коэффициент финансовой устойчивости

0,67

0,75

Количество пассажиров, млн. чел.

2 500,4

2442,4

Источник: Отчетность компании, статистика пассажирооборота на официальном сайте компании

Скачать сводную бухгалтерскую отчетность Московского меторополитена  за 2018 год

График: Динамика выручки и чистой прибыли от основной деятельности столичного метро за 2014-2018 гг. (в млн руб.)

Источник: Отчетность компании

Источник: Отчетность компании

Приведенный график наглядно демонстрирует, что, несмотря на постоянный и стабильный прирост выручки, компания все больше уходит в минус. Ситуацию усугубляет существенный рост себестоимости пассажироперевозок. По данным бухгалтерской отчетности, в начале 2018 г. она более чем на 3,5 млрд руб. превышает полученную выручку.

История развития

Решение о сознании подземной сети транспорта для перевозки пассажиров датируется 15 июня 1931 г. Уже спустя 4 года был пущен в эксплуатацию участок протяженностью 11,2 км. Он пролегал от станции «Сокольники» и доходил до «Парка Культуры». Расширение не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. В 1943 г. был продлен Горьковский радиус, а в 1944 г. открыт участок «Курская – Измайловская».

Вам может быть интересно: Крупнейшие транспортные компании России.

Отмена коммунистического режима отразилась на названии ряда станций. В 1990 г. произошло переименование Ленино на Царицыно, Проспект Маркса на Охотный ряд и многих других.

В последующий период ежегодно открывались новые участки. В итоге, по состоянию на 1 июля 2019 г., столичное метро включает 269 станций.

По данным Википедии, московское метро лидирует по пассажиропотоку среди стран бывшего СНГ и по Европе. В мировом рейтинге его позиция чуть слабее (6 место). Пальма первенства у густонаселенных азиатских городов (Пекин, Токио, Шанхай, Сеул, Гуанчжоу).

Согласно перспективной градостроительной политики Москвы, в течение 3-4 лет администрация города планирует значительно расширить сеть метро. К 2022 году предполагается завершить строительство ветки до аэропорта Внуково и по многим другим направлениям. Общий километраж планируемых к сооружению и реконструкции участков – 99,9 км.

Пассажирооборот

Ряду граждан государство предоставляет льготы для проезда. Структура пассажиров в 2018 году распределилась следующим образом:

  • студенты и школьники – 214 млн;
  • льготники – 473,5 млн;
  • лица, полностью оплачивающие проезд, – 1 812,9 млн.
График: Структура пассажиров (по данным статистики официального сайта предприятия)

График: Структура пассажиров (по данным статистики официального сайта предприятия)

По данным внутренней статистики метрополитена, максимальный дневной наплыв пассажиров был зафиксирован в конце декабря 2014 г.– свыше 9 715 тысяч. Хотя это был скорее предновогодний бум. В будни за день в среднем услугами метро пользуется около 7 млн человек.