
Единоличным собственником предприятия является Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы. За 2018 год компания получила убыток почти 4 млдр руб., но при этом перевезла 2,5 млрд человек
ГУП Московский метрополитен – крупнейшее предприятие Москвы и области, занимающееся пассажирскими перевозками. Сеть подземного метро надежно связывает центр столицы со спальными районами и промзонами. Так, за 2018 год график движения поездов был выполнен на 99,98%. Метрополитен подведомствен Департаменту транспорта Москвы и входит в систему его единого комплекса.

Полное название организации – Государственное унитарное предприятие города Москвы «Московский ордена Ленина и ордена трудового красного знамени метрополитен имени В.И. Ленина».
Официальный сайт: https://www.mosmetro.ru/
Руководит работой компании с 15 мая 2017 года Козловский Виктор Николаевич.
Кому принадлежит компания
Согласно регистрационным сведениям, содержащимся в выписке ЕГРЮЛ, на текущий момент единственный собственник Московского метрополитена – Департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы.

Хотя в последнее время ходят слухи о преобразовании предприятия в акционерное общество, полностью принадлежащее государству, фактический собственник остается прежним.

Фото: Ключевой бенефициар
Прибыль, полученная государственным унитарным предприятием, в порядке перераспределения поступает на счета столичной администрации. Исходя из этого конечный бенефициар – городской бюджет.
Примечание! По данным официального сайта мэра столицы, в ведении Департамента государственного и муниципального имущества г. Москвы находится весь комплекс социально значимых объектов. В их числе бюджетные образовательные учреждения, больницы, поликлиники, транспортная сеть, дороги, музеи и другие предприятия.
Основные финансовые показатели
Несмотря на рост выручки, московское метро с 2015 года находится в постоянном минусе. Об этом свидетельствует бухгалтерская отчетность компании.
| 2018 г. | 2017 г. |
---|---|---|
Выручка, млн руб. | 108 266 | 93 793 |
Чистая прибыль, млн. руб. | -3 824 | -2 933 |
Коэффициент финансовой устойчивости | 0,67 | 0,75 |
Количество пассажиров, млн. чел. | 2 500,4 | 2442,4 |
Источник: Отчетность компании, статистика пассажирооборота на официальном сайте компании
Скачать сводную бухгалтерскую отчетность Московского меторополитена за 2018 год
График: Динамика выручки и чистой прибыли от основной деятельности столичного метро за 2014-2018 гг. (в млн руб.)

Источник: Отчетность компании
Приведенный график наглядно демонстрирует, что, несмотря на постоянный и стабильный прирост выручки, компания все больше уходит в минус. Ситуацию усугубляет существенный рост себестоимости пассажироперевозок. По данным бухгалтерской отчетности, в начале 2018 г. она более чем на 3,5 млрд руб. превышает полученную выручку.
История развития
Решение о сознании подземной сети транспорта для перевозки пассажиров датируется 15 июня 1931 г. Уже спустя 4 года был пущен в эксплуатацию участок протяженностью 11,2 км. Он пролегал от станции «Сокольники» и доходил до «Парка Культуры». Расширение не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. В 1943 г. был продлен Горьковский радиус, а в 1944 г. открыт участок «Курская – Измайловская».
Вам может быть интересно: Крупнейшие транспортные компании России.
Отмена коммунистического режима отразилась на названии ряда станций. В 1990 г. произошло переименование Ленино на Царицыно, Проспект Маркса на Охотный ряд и многих других.
В последующий период ежегодно открывались новые участки. В итоге, по состоянию на 1 июля 2019 г., столичное метро включает 269 станций.
По данным Википедии, московское метро лидирует по пассажиропотоку среди стран бывшего СНГ и по Европе. В мировом рейтинге его позиция чуть слабее (6 место). Пальма первенства у густонаселенных азиатских городов (Пекин, Токио, Шанхай, Сеул, Гуанчжоу).
Согласно перспективной градостроительной политики Москвы, в течение 3-4 лет администрация города планирует значительно расширить сеть метро. К 2022 году предполагается завершить строительство ветки до аэропорта Внуково и по многим другим направлениям. Общий километраж планируемых к сооружению и реконструкции участков – 99,9 км.
Пассажирооборот
Ряду граждан государство предоставляет льготы для проезда. Структура пассажиров в 2018 году распределилась следующим образом:
- студенты и школьники – 214 млн;
- льготники – 473,5 млн;
- лица, полностью оплачивающие проезд, – 1 812,9 млн.

График: Структура пассажиров (по данным статистики официального сайта предприятия)
По данным внутренней статистики метрополитена, максимальный дневной наплыв пассажиров был зафиксирован в конце декабря 2014 г.– свыше 9 715 тысяч. Хотя это был скорее предновогодний бум. В будни за день в среднем услугами метро пользуется около 7 млн человек.