Сеть магазинов с фиксированными ценами Fix Price – новый для российского рынка вид бизнеса. Его основатели – предприниматели Ломакин С.А. и Хачатрян А.К. ‒ до 2016 года являлись конечными бенефициарами компании. Из-за невозможности расплачиваться по текущим долгам они продали бизнес фонду «ВТБ капитал», группе прибалтийских инвесторов, желающих остаться инкогнито, и топ-менеджменту фирмы.

Fix Price – сеть универсальных розничных магазинов, работающих по модели «все по одной цене». В ассортименте представлены продукты питания и непродовольственные товары. Бизнес начинался с фиксированной стоимости 36 рублей. Однако инфляционный фактор привел к тому, что она постепенно росла. В 2019 году на полках магазинов можно увидеть ценники: 50, 55, 77, 99, 199 рублей. О собственниках Фикс Прайса известно крайне мало.

С 2007 года стартап успел вырасти до международной сети, состоящей из 3 371 магазина. Вывеску Fix Price можно встретить в России, Беларуси, Казахстане, Грузии и Латвии. В зоне охвата бизнеса 74 региона РФ и 830 населенных пунктов.

Дополнительная информация: популяризация франшизы Фикс Прайс.

Компания – детище предпринимателей Артема Хачатряна и Сергея Ломакина. Ранее они владели сетью «Копейка», но решили попробовать новую для России модель магазина, где все товары стоят одинаково. Для открытия стартапа старый бизнес пришлось продать.

Фото: логотип

Фото: логотип

Официальный сайт: https://fix-price.ru

Директор сети дискаунтеров – Кирсанов Дмитрий Николаевич. Этот пост он занимает с 1 июня 2007 года. Прежнее место его работы – руководитель отдела продаж сети «Копейка» (предыдущий бизнес Ломакина и Хачатряна).

Фото: Кирсанов Д.Н.

Фото: Кирсанов Д.Н.

Головная компания, управляющая работой сети, – ООО «Бэст Прайс», расположенная в городе Химки Московской области.

Данные выписки из госреестра

Согласно регистрационным сведениям, фактический собственник сети Фикс Прайс – кипрская фирма Kolmaz Holdings Ltd., которой владеет еще один иностранный учредитель – Meridian Management Ltd. Ей принадлежит 100% доли головной компании, управляющей работой магазинов. Официальные данные о ее хозяевах отсутствуют.

В декабре 2016 года в СМИ просочилась информация о смене владельцев Фикс Прайса. Ломакин и Хачатрян столкнулись со сложностями другой совместной компании – «ЦентрОбувь». Они оказались не в состоянии расплачиваться по текущим счетам, были вынуждены переуступить свои доли основному кредитору – ВТБ.

Фото: Ломакин С.А.

Фото: Ломакин С.А.

Достоверное изображение второго сооснователя, Артема Кареновича Хачатряна, на просторах интернета не удалось найти. Очевидно, что он не любит публичности.

По данным «Ведомостей», новыми акционерами компании стали:

  1. Фонд прямых инвестиций «ВТБ капитал». Изначально в банк поступила 10% доля в бизнесе в качестве залога, которую кредитор планировал перепродать. Однако найти покупателя не получилось, и инвестбанк стал одним из собственников предприятия.
  2. Прибалтийские инвесторы. Кто входит в эту группу бенефициаров, неизвестно. Но в деловых кругах ходят слухи, что это бывшие компаньоны Ломакина ‒ Quadro Capital Partners.
  3. Гендиректор сети магазинов Д.Н. Кирсанов + топ-менеджмент компании.

О том, как распределились доли собственников, средства массовой информации не сообщают.

В ЕГРЮЛ по управляющей сетью компании указан только один бенефициар – Kolmaz Holdings Ltd. Из-за принадлежности фирмы иностранному государству имя ее хозяина не разглашается.

График: Распределение долей собственности учредителей «Бэст Прайс»

График: Распределение долей собственности учредителей «Бэст Прайс»

Скачать выписку из ЕГРЮЛ по «Бэст Прайс»

Головная компания сети Fix Price обладает внушительным уставным капиталом. По регистрационным сведениям, он составляет 110 млн рублей, которые на 100% принадлежат Kolmaz Holdings Ltd. Такая подушка финансовой прочности, несмотря на наличие долгов, делает бизнес привлекательным для инвестирования.

Кто главный

Компания Kolmaz Holdings Ltd была создана почти одновременно с сетевым бизнесом (дата его регистрации ‒ 22 апреля 2007 год). Этот факт косвенно свидетельствует о том, что первоначально ее хозяевами были Ломакин С. и Хачатрян А.

После продажи бизнеса право собственности перешло к новым бенефициарам, о которых сообщалось в СМИ. Причем доля «ВТБ капитал» не засекречена, она составляет всего 10%. Как распределились оставшиеся 90% активов между топ-менеджментом и акционерами из Прибалтики, как и имя конечного бенефициара, неизвестно. Однако в бизнес-кругах поговаривают, что бразды правления фирмой взял на себя генеральный директор сети Дмитрий Кирсанов.

Примечание! Кирсанов Дмитрий Николаевич по официальным базам проходит только как руководитель двух связанных предприятий («Бэст Прайс» и «Бэст Прайс экспорт»). Никаких других компаний на ключевого собственника не зарегистрировано.

Торговые мощности сети дискаунтеров

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, магазинам удается оставаться на плаву и ежегодно наращивать размеры прибыли. Это стало возможным благодаря грамотно выверенной политики закупок. По большей части покупается стоковый товар из Китая и других азиатских стран. Сеть сотрудничает и с отечественными производителями, готовыми поставлять свою продукцию по сниженным ценам. Это дает возможность продавать товар по минимальной стоимости.

Таблица 1. Торговые мощности Фикс Прайса

Показатель

Значение

Количество торговых точек

3 375

Число распределительных центров

7

Стандартная площадь магазина, м2

230-350

Выручка от продаж, млн. руб.

80 834

Источник: сведения официального сайта и бухгалтерская отчетность

Для дополнительного привлечения клиентов пару лет назад была введена система бонусных карт, позволяющая экономить при покупках в магазинах Fix Price.

История становления и развития

Первый магазин сети увидел свет в декабре 2007 года. Головная компания была зарегистрирована чуть раньше (в июне того же года). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, одновременно с ее регистрацией на пост генерального директора был назначен Кирсанов Д.Н.

В последующий период происходило постепенное разрастание сети, и к 2015 году компания по объему продаж заняла 230 место в рейтинге агентства «Эксперт Ра». В 2016 году начался переход бизнеса в международную сферу (были открыты 4 магазина в Грузии и 2 ‒ в Казахстане). В 2017 г. в ее зону охвата вошли Латвия и Беларусь.

Руководство Фикс Прайса скептически относится к появлению конкурентов. До недавнего времени аналогов бизнеса такого формата в России не было. Ближайший соперник компании – сеть «Заодно». Но у нее пока меньшая зона охвата. В перспективе эксперты прогнозируют серьезную конкуренцию между этими дискаунтерами.