Первый магазин сети «Азбука вкуса» открылся в 1997 году и до сих пор остается одним из самых прибыльных в стране. Размер выручки за текущий отчетный период составил 62 338 706 тыс. рублей. Его основателями стали Кощеенко М., Лыткин О., Верещагин С. и Трыкин О.

Бренд «Азбука вкуса» увидел свет в 1997 году, хотя само предприятие образовалось чуть раньше (в 1992 году). Отдельный павильон, реализующий деликатесы, за несколько лет вырос до целой продуктовой сети. Компания занимается розничной торговлей преимущественно в премиальном сегменте, чему немало способствует территориальное расположение супермаркетов. В зоне охвата ‒ центр столицы, элитные кварталы и трассы, ведущие к престижным районам Подмосковья (Рублевка, Барвиха, Одинцовский район и пр.). Целевая аудитория – покупатели со средним и высоким уровнем дохода.

Руководство компании

Собственниками сети «Азбука вкуса» являются учредители, топ-менеджеры и инвесторы. Из первоначальных основателей бизнеса в правлении остались только Максим Кощеенко и Олег Лыткин. Сергей Верещагин и Олег Трыкин продали свои доли холдингу V.M.H.Y., который на текущий момент владеет 12% акций. Его владельцы – бывшие боссы Экспобанка. Аббревиатура компании – первые буквы фамилий собственников (Вдовин ‒ V, Масловский ‒ М, Хамбро ‒ H, Якубовский ‒ Y). Последний, к слову, в 2014 году продал свою долю бывшим партнерам по бизнесу.

Более 41% сосредоточено в руках инвестиционных компаний AG и Milhouse. К слову, последняя – детище Романа Абрамовича и Евгения Швидлера.

В рамках стартовавшей еще в 2006 году программы поощрения работников «Азбука вкуса» произвела дополнительную эмиссию акций. Формирование опциона завершилось в 2013 году, право на который получили 14 ведущих сотрудников сети. Главный критерий, по которому велся кадровый отбор, – непрерывный рабочий стаж в компании от 8 до 15 лет, плюс их нацеленность на достижение хороших темпов прироста продаж. Теперь в руках топ-менеджмента сосредоточено более 4% акций.

Доли акций распределились следующим образом:

  • Milhouse и Invest AG – 41,1%;
  • Кощеенко М. – 25,5%;
  • Лыткин О. – 17,1;
  • V.M.H.Y. – 12%;
  • топ-менеджмент компании – 4,4%.
График: Распределение долей акций на 2019 год (по данным официального сайта «Азбука вкуса»)

График: Распределение долей акций на 2019 год (по данным официального сайта «Азбука вкуса»)

Совет директоров возглавляет Кощеенко М. Пост президент сети «Азбука вкуса» занимает Денис Сологуб. Причем менее чем за год дважды менялось руководство ритейлера. Почти с самого основания бизнеса в течение 14 лет фактически рулил работой сети Владимир Садовин. Его приемником стал Владимир Долгов, которого уже в марте текущего года в ходе кадровых перестановок заменили действующим президентом – Денисом Сологубом.

Детализированную информацию о списке учредителей, уставном капитале, видах деятельности и прочие административные сведения можно узнать из выписки ЕГРЮЛ. Скачать актуальный на 2019 год

Судя по структуре распределения акций, конечными бенефициарами остаются основатели сети ‒ Кощеенко М. и Лыткин. О. Их совокупный портфель составил 42,6%. Они и являются реальными владельцами сети супермаркетов.

Примечательно, что в выписке ЕГРЮЛ фигурирует еще одно уполномоченное лицо – директор ООО «Азбука вкуса» Полудин Д.А. Дело в том, что ритейлер обладает сложной организационной структурой. ООО «Городской супермаркет» – основной генератор прибыли, управляет сетью магазинов. ООО «Азбука вкуса» владеет торговым знаком и является всего лишь отдельным звеном сети предприятий, руководит которыми совет акционеров.

Примечание!  Главный бенефициар Кощеенко М.Н., по данным сайта Налоговой инспекции, является совладельцем других компаний. В их числе ЗАО АВ-Инвест (предприятие, сдающее Азбуке вкуса оборудование в аренду) и ООО «Амальтея Инвестментс», открытое вместе с другими основателями сети АВ Лыткиным, Трыкиным и Верещагиным.  

Динамика текущих финансовых показателей

Данные отчета о прибылях и убытках свидетельствуют о стабильном финансовом положении компании в 2018 году. Информация о выручке «Азбуки вкуса» в лице его флагмана ООО «Городской супермаркет», чистой прибыли и рентабельности приведена в таблице. Именно эта структура выступает в качестве эмитента, и через нее проходит большая часть доходов.

Таблица 1. Динамика основных доходных показателей компании

Показатель

2018 г.

2017 г.

Выручка, млн руб.

62 338,7

54 490,4

Чистая прибыль, тыс. руб.

748 937

1 052 347

Рентабельность продаж, %

1,2*

1,9

Количество магазинов

171

162

Источник: Отчет о финансовых результатах ООО «Азбука Вкуса»

*рентабельность продаж рассчитана как отношение чистой прибыли к общей выручке от реализации.

Скачать сводную бухгалтерскую отчетность за 2018 год

Структура бизнеса

Большая часть магазинов расположена в столице и Подмосковье (158), плюс еще 13 супермаркетов работают в Санкт-Петербурге. Сеть «Азбука вкуса» разноформатная, диверсификация портфеля отображена в таблице.

Таблица 2. Видовой состав предприятий сети

Формат предприятия

Количество

Супермаркеты

102

Круглосуточные минимаркеты

56

Пригородные супермаркеты

10

Винотеки

3

Бистро

2

Ресторан

1

Интернет-магазин

1

Источник: раздел сайта «Азбука Вкуса» для инвесторов

Наряду с ними компания имеет 3 распределительных центра, один расположен в Питере, а два ‒ в Москве.

«Азбука вкуса» – первая российская розничная сеть, прошедшая сертификацию международного уровня. В 2015 году она подтвердила высокие стандарты своей работы по системе ISO 9001:2008. Рейтинговое агентство АКРА видит стабильным будущее компании. По данным проведенной оценки, по состоянию на 2019 год, сети присвоен рейтинг BBB.

«Азбука вкуса» – чуть ли не единственный сетевик, реализующий элитные продукты питания. В планах организации – повысить узнаваемость бренда в Санкт-Петербурге. В ближайшем будущем ожидается открытие торговых точек формата AV Market (супермаркеты для небольших городов).