Право владения ООО «Аэроэкспресс» распределено между 5 учредителями: ООО «Дельта-Транс-Инвест», ОАО «РЖД», Махмудовым И. К., ООО «АЭ-Инвест» и Бокаревым А.Р. С момента основания услугами перевозчика воспользовалось более 130 млн человек. Чистая прибыль за 2017 год превысила 1 млрд руб.

Аэроэкспресс – транспортная компания, с 2005 года занимающаяся железнодорожными перевозками пассажиров в направлениях от московских вокзалов до крупнейших столичных аэропортов (Внуково, Домодедово, Шереметьево). Время нахождения в пути – 35-45 мин. Точность следования составов в 2018 году составила 99,8%.

Фото: логотип перевозчика

Фото: логотип перевозчика

Официальный сайт: https://aeroexpress.ru/

Генеральный директор с сентября 2018 года: Бисембаева Алина Маратовна.

Фактические владельцы предприятия

По данным выписки из ЕГРЮЛ, у компании 5 учредителей, 2 из которых – физические, а 3 – юридические лица. Доли собственников Аэроэкспресс распределились так:

График: Собственники (согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ)

График: Собственники (согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ)

Скачать выписку ЕГРЮЛ

До 2014 года главным бенефициаром компании была ОАО «РЖД», учредитель которой правительство РФ. Однако из-за нехватки средств на модернизацию предприятия (строительство терминала в аэропорту Домодедово и приобретение двухэтажных поездов) собственник пошел на продажу части капитала организации. Покупателем стала «Дельта-Транс-Инвест». Получается, что на текущий момент ключевая фигура именно эта фирма, т.к. ее итоговая доля составляет 33,34% против 25% РЖД.

Из числа физических лиц оба владельца – видные представители российской предпринимательской элиты. Махмудов И.К. занимает 18 место в рейтинге богатейших бизнесменов РФ.

Фото: Махмудов И. К.

Фото: Махмудов И. К.

Второй хозяин Бокарев А.Р. занимает более низкие позиции в рейтинге Forbes (62 место).

Фото: Бокарев А. Р.

Фото: Бокарев А. Р.

Примечание! По данным Росстата, владелец компании Бокарев А. Р. одновременно является учредителем сразу 22 организаций (АО «Трансмашхолдинг», ООО «Трам-Инвест», ООО «Мелодия», АНО «Спортклуб Роза» и многие другие). Часть из них на стадии ликвидации. Интересный факт, что ему же принадлежит «АЭ-Инвест». Таким образом, совокупная доля бизнесмена составляет чуть более 24%.

Финансовая справка

Размер выручки Аэроэкспресс из года в год выходит в плюс. Хотя за последний отчетный период отмечено ее снижение по сравнению с 2015 и 2016 годами. Спад доходности связан с сокращением пассажиропотока московских аэропортов и увеличением коммерческих и управленческих расходов предприятия.

Таблица 1. Динамика доходных показателей, зафиксированная на начало периода

 

2018

2017

Выручка, млн руб.

6 112,9

5 903,5

Чистая прибыль, млн руб.

619,2

1 114,6

Рентабельность, %

10,1

18,9

Количество пассажиров, млн чел.

12,1

11,7

Источник: Бухгалтерская отчетность ООО Аэроэкспресс и статистика пассажирооборота, приведенная на официальном сайте

Скачать сводную бухгалтерскую отчетность за 2017 год

График: Динамика выручки и чистой прибыли от основной деятельности ООО Аэроэкспресс (в млн руб.) Источник: Отчет о прибылях и убытках.

График: Динамика выручки и чистой прибыли от основной деятельности ООО Аэроэкспресс (в млн руб.) Источник: Отчет о прибылях и убытках.

Компания – монополист в своей области. Аналогов ей в столичном регионе нет. В условиях постоянных пробок это единственный способ добраться до аэропорта без опоздания. Аэроэкспресс часто критикуют из-за высоких расценок на билеты. Для справки средняя стоимость проезда на поездах этого перевозчика составляет 500 руб. против 100 на электричках РЖД.

В планах компании расширить сеть шереметьевских терминалов. Они будут связывать центр Москвы с северной частью аэропорта.

Эксперты прогнозируют дальнейшее снижение доходности перевозчика из-за открытия новой ветки муниципального метро до Внуково. Этот фактор может сделать аналогичное направление Аэроэкспресса убыточным, если не будет пересмотрена ценовая политика фирмы.

Историческая справка об Аэроэкспресс

В 2005 году компания начала перевозки авиапассажиров до аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево. Именно эти направления стали основными источниками доходов, хотя предпринимались попытки пустить составы и по другим веткам:

  • 2011 год – пригородное направление до Лобни;
  • 2012 год – аэропорт Адлер – вокзал Сочи, Кневичи – Владивосток;
  • 2013 год – центр и аэропорт Казани.

Но вскоре из-за низкой рентабельности Аэроэкспресс объявил о прекращении работы по этим направлениям и передал права на них РЖД и ЦППК.

В 2017 году компания запустила в эксплуатацию двухэтажные поезда. Они курсируют от Киевского вокзала до Внуково и от Павелецкого до Домодедово. На шереметьевской линии замена старых составов невозможна. Препятствие – габариты Тверского путепровода, через который двухъярусный поезд не пройдет.

Статистика перевозок

По данным внутренней статистики организации, за последние периоды отмечался небольшой прирост пассажиров на 4,3%. Так, если в 2016 году услугами Аэроэкспресса воспользовались 11,6 млн человек, то к концу 2018 года этот показатель вырос до 12,1 млн.

Более популярная ветка – до Домодедово, чуть уступает ему Шереметьево. Почти в два раза меньше пассажиров выбрали аэроэкспрессы, чтобы добраться до Внуково.

На сайте компании приведена статистика перевозок по 2017 г. (более свежие отчеты пока не скомпонованы):

  • Домодедово – 4,74 млн человек;
  • Шереметьево – 4,7 млн;
  • Внуково – 2,23 млн.
График: Статистика перевозок Аэроэкспресс, по данным отчета об итогах деятельности за 2017 год

График: Статистика перевозок Аэроэкспресс, по данным отчета об итогах деятельности за 2017 год

Росту числа пассажиров, воспользовавшихся услугами перевозчика, способствовали активизация спроса на туристические услуги, проведение «Кубка Конфедераций».

На работу Аэроэкспресс существенно влияют внешние факторы, сокращающие платежеспособность населения. Чтобы сделать свои услуги более доступными, предприятие вводит новые тарифы (сниженная цена билетов для путешествующих вдвоем, дисконты на проезд в два конца и другие маркетинговые ходы).