Взаимоотношения между партнёрами — одна из самых больших болей в бизнесе. На старте своей карьеры предпринимателя я допустил множество ошибок в этой области. В материале поделюсь своим неудачным опытом, также разберу кейс, который подскажет, когда стоит начинать партнёрство, а когда — нет.

Кейс

Ко мне за советом обратилась девушка, которая хочет открыть бизнес с подругой, торговую точку с кофе, смузи и так далее. Она планирует профинансировать весь процесс (на что необходимо примерно 600 тысяч рублей), отвечать за снабжение. А подруга будет стоять на точке и продавать. Девушкам непонятно, как в таком случае распределять доход.

Подруга — продавец дорогой, зарплата ей нужна высокая. Но неизвестно, как пойдет дело, можно ведь и в минус уйти. К тому же раз она будет партнёром, то и доход делить хочет поровну. Назревает конфликт. Почему необходимо делить доход пополам, если вклад в открытие неравноценен?

Мой первый опыт партнёрства

Эта история меня зацепила, так как она похожа на мой первый опыт в бизнесе. Первую компанию я открыл с двумя друзьями, которые по итогу перестали ими быть. К сожалению, такое случается, если допускать ошибки в партнёрстве.

Всё было разделёно между нами тремя поровну. Этот проект неплохо стартанул, но в конце концов зашёл в тупик. Сейчас для меня причины случившегося понятны и очевидны, но тогда я этого не осознавал.

Обязанности владельца

Давайте разберём кейс с открытием смузи-кафе. В первую очередь необходимо определиться, кто его всё-таки открывает, кто главный, кого можно назвать создателем. Это важно, ведь у владельца есть круг обязанностей, которые необходимо выполнять для успешного развития и последующего масштабирования компании.

Конечно же, в них входят первоначальное инвестирование, выбор места,  формата кафе. Кроме того, все организационные моменты, в том числе и разработка основного бизнес-процесса. Но, так как это только старт бизнеса, кажется, что всего этого недостаточно. И, чтобы проект взлетел, необходим гениальный эксперт, в данном случае — продавец. Почему бы не привлечь к этому подругу-профессионала, готовую работать? Ведь на этом этапе кажется, что она приносит колоссальную пользу и её однозначно стоит делать совладельцем.

Но эта точка зрения сохранится совсем ненадолго. Давайте смоделируем два варианта развития событий.

Дальнейшее развитие

  1. Всё пропало. Кафе не оказалось успешным, оно себя не окупает, приходится закрывать. Девушка, которая взяла на себя все финансовые вопросы, несёт большие потери. А что же подруга-продавец? Максимум, что она может, — сказать: «Ну что ж, не продаётся!» Она уйдёт, понурив голову, но рассчитываться ей не придётся.
  2. Оптимистичный вариант. Кафе заработало, всё идёт потрясающе! Но в таком случае дело не ограничится одним продавцом. Есть смены, выходные, больничные и так далее. К тому же скоро надо будет открывать новые торговые точки, а туда тоже нужны продавцы.

Распределение функций

Дело в том, что работа, которую предлагает вторая сторона, — это функции рядового сотрудника. И новых людей всё равно придётся нанимать в связи с расширением. Согласитесь, непонятно, почему, по сути, рядовой продавец вообще является партнёром. Пускай он хорошо выполняет свои обязанности, приносит доход, получает хорошую зарплату и бонусы, но ведь здесь нет никаких функций совладельца, нет особого вклада, отличающегося от других продавцов.

На самом деле это классическая ошибка. Когда мы стартуем бизнес с нуля, нам кажется что партнёр, талантливо выполняющий обязанности рядового сотрудника, очень ценен. На первом этапе так и есть, но он длится недолго.

Когда нужно начинать партнёрство

Человека стоит брать в партнёры, если он готов взять на себя часть обязанностей владельца. Если же он будет выполнять только обязанности сотрудника, в этом нет никакого смысла. В противном случае можно просто нанять его (или вообще кого-то другого), дать хорошую зарплату.

О каких обязанностях я говорю: вместе инвестировать деньги либо заниматься развитием. Например, в этом кейсе — усиливать маркетинг, заниматься оформлением точки, разрабатывать новые рецепты напитков, то есть заниматься всем, что относится к созданию бизнеса, технологии, выработке бизнес-процессов, определению стратегии.

Равноценный обмен

Находясь в нулевой точке и раздумывая о том, стоит ли начинать партнёрство, задумайтесь, готов ли человек взять на себя часть обязанностей владельца, а главное, сможет ли он это потянуть.

Если возвращаться к кейсу, предположим, всё пойдёт по оптимистичному сценарию, и точка взлетает. Появляется необходимость открывать вторую, третью. Но как подруга, выполняющая только функции продавца и являющаяся совладельцем, сможет продавать везде одновременно? Нет, а по-другому получается неравноценный вклад.

Совет

И ещё скажу об одной ошибке, которую предприниматели совершают по неопытности. Я также не избежал её. Ни в коем случае не закрывайте глаза. Я сделал именно так, решив, что не хочу в этом разбираться, объявив для себя это непонятным. Казалось, что легче делить всё поровну и работать вместе, как одна дружная семья! Обернулось всё кризисом, который привёл к моему уходу из компании.

Вывод

Я бы не стал брать этого человека в партнёры, предложив должность продавца. Возможно, со временем он станет брать на себя всё больше ответственности, сможет стать партнёром, отвечающим за маркетинг и продажи.

Но в таких обстоятельствах рассчитывал бы только на себя. Это, кстати, ещё один аспект, который помогает в развитии. Важно понимать, на ком лежит ответственность за конечный результат, и её нельзя распределить. Даже если партнёров несколько, то один из них главный, именно он — постановщик целей.

Прежде чем стартовать, разложите всё по полочкам. Будет непросто, но вы будете твёрдо уверены в том, как развивать бизнес дальше. Партнёрские отношения будут прочными и помогут создать успешную и процветающую компанию.