Взаимоотношения между партнёрами — одна из самых больших болей в бизнесе. На старте своей карьеры предпринимателя я допустил множество ошибок в этой области. В материале поделюсь своим неудачным опытом, также разберу кейс, который подскажет, когда стоит начинать партнёрство, а когда — нет.
Кейс
Ко мне за советом обратилась девушка, которая хочет открыть бизнес с подругой, торговую точку с кофе, смузи и так далее. Она планирует профинансировать весь процесс (на что необходимо примерно 600 тысяч рублей), отвечать за снабжение. А подруга будет стоять на точке и продавать. Девушкам непонятно, как в таком случае распределять доход.
Подруга — продавец дорогой, зарплата ей нужна высокая. Но неизвестно, как пойдет дело, можно ведь и в минус уйти. К тому же раз она будет партнёром, то и доход делить хочет поровну. Назревает конфликт. Почему необходимо делить доход пополам, если вклад в открытие неравноценен?
Мой первый опыт партнёрства
Эта история меня зацепила, так как она похожа на мой первый опыт в бизнесе. Первую компанию я открыл с двумя друзьями, которые по итогу перестали ими быть. К сожалению, такое случается, если допускать ошибки в партнёрстве.
Всё было разделёно между нами тремя поровну. Этот проект неплохо стартанул, но в конце концов зашёл в тупик. Сейчас для меня причины случившегося понятны и очевидны, но тогда я этого не осознавал.
Обязанности владельца
Давайте разберём кейс с открытием смузи-кафе. В первую очередь необходимо определиться, кто его всё-таки открывает, кто главный, кого можно назвать создателем. Это важно, ведь у владельца есть круг обязанностей, которые необходимо выполнять для успешного развития и последующего масштабирования компании.
Конечно же, в них входят первоначальное инвестирование, выбор места, формата кафе. Кроме того, все организационные моменты, в том числе и разработка основного бизнес-процесса. Но, так как это только старт бизнеса, кажется, что всего этого недостаточно. И, чтобы проект взлетел, необходим гениальный эксперт, в данном случае — продавец. Почему бы не привлечь к этому подругу-профессионала, готовую работать? Ведь на этом этапе кажется, что она приносит колоссальную пользу и её однозначно стоит делать совладельцем.
Но эта точка зрения сохранится совсем ненадолго. Давайте смоделируем два варианта развития событий.
Дальнейшее развитие
- Всё пропало. Кафе не оказалось успешным, оно себя не окупает, приходится закрывать. Девушка, которая взяла на себя все финансовые вопросы, несёт большие потери. А что же подруга-продавец? Максимум, что она может, — сказать: «Ну что ж, не продаётся!» Она уйдёт, понурив голову, но рассчитываться ей не придётся.
- Оптимистичный вариант. Кафе заработало, всё идёт потрясающе! Но в таком случае дело не ограничится одним продавцом. Есть смены, выходные, больничные и так далее. К тому же скоро надо будет открывать новые торговые точки, а туда тоже нужны продавцы.
Распределение функций
Дело в том, что работа, которую предлагает вторая сторона, — это функции рядового сотрудника. И новых людей всё равно придётся нанимать в связи с расширением. Согласитесь, непонятно, почему, по сути, рядовой продавец вообще является партнёром. Пускай он хорошо выполняет свои обязанности, приносит доход, получает хорошую зарплату и бонусы, но ведь здесь нет никаких функций совладельца, нет особого вклада, отличающегося от других продавцов.
На самом деле это классическая ошибка. Когда мы стартуем бизнес с нуля, нам кажется что партнёр, талантливо выполняющий обязанности рядового сотрудника, очень ценен. На первом этапе так и есть, но он длится недолго.
Когда нужно начинать партнёрство
Человека стоит брать в партнёры, если он готов взять на себя часть обязанностей владельца. Если же он будет выполнять только обязанности сотрудника, в этом нет никакого смысла. В противном случае можно просто нанять его (или вообще кого-то другого), дать хорошую зарплату.
О каких обязанностях я говорю: вместе инвестировать деньги либо заниматься развитием. Например, в этом кейсе — усиливать маркетинг, заниматься оформлением точки, разрабатывать новые рецепты напитков, то есть заниматься всем, что относится к созданию бизнеса, технологии, выработке бизнес-процессов, определению стратегии.
Равноценный обмен
Находясь в нулевой точке и раздумывая о том, стоит ли начинать партнёрство, задумайтесь, готов ли человек взять на себя часть обязанностей владельца, а главное, сможет ли он это потянуть.
Если возвращаться к кейсу, предположим, всё пойдёт по оптимистичному сценарию, и точка взлетает. Появляется необходимость открывать вторую, третью. Но как подруга, выполняющая только функции продавца и являющаяся совладельцем, сможет продавать везде одновременно? Нет, а по-другому получается неравноценный вклад.
Совет
И ещё скажу об одной ошибке, которую предприниматели совершают по неопытности. Я также не избежал её. Ни в коем случае не закрывайте глаза. Я сделал именно так, решив, что не хочу в этом разбираться, объявив для себя это непонятным. Казалось, что легче делить всё поровну и работать вместе, как одна дружная семья! Обернулось всё кризисом, который привёл к моему уходу из компании.
Вывод
Я бы не стал брать этого человека в партнёры, предложив должность продавца. Возможно, со временем он станет брать на себя всё больше ответственности, сможет стать партнёром, отвечающим за маркетинг и продажи.
Но в таких обстоятельствах рассчитывал бы только на себя. Это, кстати, ещё один аспект, который помогает в развитии. Важно понимать, на ком лежит ответственность за конечный результат, и её нельзя распределить. Даже если партнёров несколько, то один из них главный, именно он — постановщик целей.
Прежде чем стартовать, разложите всё по полочкам. Будет непросто, но вы будете твёрдо уверены в том, как развивать бизнес дальше. Партнёрские отношения будут прочными и помогут создать успешную и процветающую компанию.