Коэффициент выручки – это относительный показатель, характеризующий рост прибыли при увеличении дохода предприятия. Для него нет определенного норматива, но чем меньше значение, тем лучше для компании

Целью ведения любой предпринимательской деятельности является получение прибыли. Прибыль – это сумма выручки, очищенная от всех налогов, сборов и прочих затрат, не связанных с ведением основной деятельности.

Выручка – результат от ведения основной деятельности. В торговле – это сумма денег, полученная от реализации товаров или услуг. Другими словами – это объем продаж за определённый период.

Коэффициент выручки (КВ) – отношение объема выручки без переменных расходов к величине выручки.

Простыми словами: КВ – это показатель, указывающий, насколько пропорционально вырастет прибыль предприятия при увеличении выручки.

Формула расчета

Формула расчета КВ выглядит следующим образом:

  • В – размер выручки;
  • РП – переменные расходы.

Выручка без переменных расходов – валовая маржа. Это аналитический показатель, который используется для расчета других экономических показателей.

Справка! Переменные расходы – это затраты, размер которых зависит от объема выпуска продукции. Они постоянны из расчета на единицу продукции. Иными словами, если на производство 1 вазы тратится N объем электричества, то этот же объем будет израсходован на отливание второго экземпляра.

Для правильного расчета показателя важно верно выделить из структуры издержек переменные затраты. В компании могут ошибочно отнести постоянные расходы к переменным.

Справка! Постоянные издержки не зависят от объемов производства. Эти затраты остаются неизменными. К ним относятся: арендная плата за помещение, маркетинговые расходы, амортизация. С уменьшением объема производства наблюдается рост постоянных затрат на единицу продукции.

Если нужно найти прирост прибыли при увеличении выручки на 1 рубль, можно воспользоваться формулой:

  • ΔП – изменение прибыли;
  • ΔВ – изменение выручки.

Для расчета берутся значения в абсолютном выражении (тыс. руб.).

Значение показателя

Этот показатель характеризует величину дохода, который идет на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Он может выражаться в абсолютной величине и в процентах.

Все постоянные расходы обслуживаются из выручки предприятия. И если она сокращается, значит, уменьшается и доля прибыли.

Важно! Чем больше коэффициент, тем значительнее будут колебания прибыли. Это один из тех показателей, повышение которого говорит о негативной тенденции.

Таблица 1. Значение высокого и невысокого значения

Высокое значение

Низкое значение

Высокий риск убытка

Низкий риск убытка

Сильное колебание объема продаж

Слабое колебание объема продаж

Большие постоянные расходы

Минимальные постоянные расходы

Высокое значение КВ могут позволить себе только компании со стабильно высоким спросом на свою продукцию. В этом случае для них будет не так страшна просадка дохода, поскольку даже в этом случае прирост выручки позволит покрыть все издержки и поспособствует росту прибыли.

При нестабильном спросе существует большая вероятность того, что по факту выручка окажется меньше запланированной, и возникнет убыток. Чем выше в этом случае коэффициент, тем больше риски.

Рост КВ – это повод задуматься над созданием дополнительных резервов денежных средств и других ликвидных активов, чтобы воспользоваться ими при снижении платёжеспособности предприятия.

Норматив

Для КВ не существует нормативного значения. Рекомендации будут зависеть от сферы деятельности компании, спроса на ее продукцию и других факторов. Для большинства предприятий лучше иметь низкое значение коэффициента. В этом случае можно говорить о низких колебаниях выручки, низких рисках получения убытка.

Как снизить значение КВ?

Сокращать значение КВ следует для:

  • Снижения вероятности колебаний выручки.
  • Укрепления платежеспособности.
  • Сокращения риска дефицита ликвидности.

Снизить значение КВ можно увеличением доли переменных затрат и сокращением постоянных.

Пример расчета

Производить расчет экономических показателей проще всего в таблице Excel. Скачать файл с таблицей примера можно по ссылке.

Таблица 2. Пример расчета КВ

Месяц

В, т. р.

Переменные расходы, т. р.

КВ, %

Январь

1 500

880

41,33

Февраль

1 750

970

44,57

Март

1 800

1 100

38,89

Апрель

1 650

950

42,42

Май

1 560

750

51,92

Июнь

1 480

660

55,41

Июль

1 780

880

50,56

Август

1 890

900

52,38

Сентябрь

1 960

920

53,06

Октябрь

2 100

1 100

47,62

Ноябрь

2 250

1 200

46,67

Декабрь

1 980

1 350

31,82

Год 2017

21 700

11 660

46,27

КВ условного предприятия за 2017 год составил 46,27%. Самое низкое значение было зафиксировано в декабре (31,82%), самое высокое – в июне (55,41%). В июне был наименьший доход, в этом месяце компания была наиболее уязвима.

Рис. 1. Диаграмма изменений КВ

Рис. 1. Диаграмма изменений КВ

На рисунке 1 представлен график изменения значения коэффициента в течение года.

Выводы

Коэффициент выручки – один из показателей, который используется для финансово-экономического учета и анализа точки безубыточности. Этот показатель – вспомогательный, он указывает на тенденции и помогает руководителю принимать решения. Для него не существует оптимального значения. Но можно сказать одно: чем ниже коэффициент, тем лучше для предприятия.