ITR (коэффициент оборота запасов) показывает скорость, с которой предприятие реализует свою продукцию. На основании его значения можно судить об эффективности товарной политики по отношению к предыдущим периодам, поэтому анализировать ITR стоит в динамике.
Коэффициент оборота запасов – ключевой показатель предпринимательской деятельности, которая связана с производством и/или продажами товаров. Он показывает, насколько эффективно ведется деятельность, по нему определяют, есть ли проблемы со сбытом.
Формула и определение
Коэффициент оборота запасов рассчитывается по формуле:
- ITR (Inventory turnover ratio) – коэффициент оборачиваемости запасов;
- CS – себестоимость реализованных товаров;
- S – средняя стоимость запасов в отчетном периоде.
Коэффициент оборачиваемости запасов – отношение себестоимости продукции, реализованной за отчетный период, к средней величине запасов в этом периоде (месяц, квартал, год).
Иными словами, это скорость, с которой фирма может продать свой товар. Неважно, речь идет о продукции собственного производства или только о перепродаже. Чем выше оборот, тем больше эффективность ведения деятельности. Этот показатель также используется при расчете рентабельности.
Что же такое оборачиваемость
Оборачиваемость – это скорость продаж товаров в определенный промежуток времени (как правило, берутся промежутки длительностью месяц, квартал, год). И коэффициент говорит о том, сколько было оборотов товара. Подробнее об этом процессе показано в видео.
Важно! Вместо себестоимости можно брать рыночную стоимость реализованной продукции, но в этом случае коэффициент получится завышенным.
Каким должно быть нормальное значение
Чем выше значение, тем лучше идут дела у компании: эффективней работает производство, продуманнее бизнес-модель, лучше продается продукция. ITR показывает, сколько раз в году запасы компании оборачиваются (то есть продаются и на них закупается новая партия, в том числе партия материалов для производства).
Однако нет какого-либо общепринятого стандарта для измерения оборачиваемости. Многое зависит от сферы деятельности. Анализировать показатель нужно в динамике конкретного предприятия.
Снижение показателя свидетельствует о накоплении складских запасов, неэффективном управлении на производстве. Нужно снижать запасы и лучше стимулировать сбыт.
Увеличение коэффициента – хороший знак. Это символизирует о том, что дела у компании со сбытом идут лучше, чем в прошлом периоде, и можно увеличивать объемы производства. Чем выше показатель – тем больше спрос продукции конкретной фирмы.
Однако слишком высокий коэффициент говорит только о том, что есть проблемы с закупом сырья или производством, т.к. на складе почти не остается продукции под реализацию. Образуется дефицит, а это может привести к перебоям в поставках. Но это может быть частью бизнес-плана предприятия, если оно занимается только продажами под заказ.
В рамках одной отрасли по этому показателю можно сравнить одно предприятие с другим.
Рост | Падение |
---|---|
Быстрее оборачивается капитал. | Медленнее оборачивается капитал. |
Растут продажи. | Падают продажи. |
Продавать товар становится выгоднее. | Убыточнее продажи каждого последующего товара. |
Эффективнее работает производство . | Производство становится более убыточным. |
Быстрее пополняются денежные средства. | Медленнее пополняются денежные средства. |
Нюансы подсчета
Подсчет материально-товарных запасов (инвентаризация) проводится в определенные периоды. Если компания не ведет точный учет продукции на каждый день, то при расчете ITR стоит учитывать, что товарные запасы известны только на определенный момент. И если закуп производится крупными партиями несколько раз в год, то логичнее было бы считать показатель за 12 календарных месяцев, в противном случае значение получится неточным. Если деятельность компании не предполагает сезонного сбыта и закупок сырья, значит, рассчитать коэффициент можно на любую дату инвентаризации.
На расчеты также могут повлиять принятые меры по продвижению товара в массы. Например, расходы на проведение акций, распродаж и т.д., которые снижают себестоимость продукции, и таким образом, влияют на значение коэффициента.
Пример расчета
Для примера сравним данные предприятий из одной отрасли (скачать в Excel).
Номер компании | CS, тыс. руб. | S, тыс. руб. | ITR |
---|---|---|---|
Компания 1 | 823 | 508 | 1,62 |
Компания 2 | 1076 | 526 | 2,05 |
Компания 3 | 1965 | 1300 | 1,51 |
Выше всего показатель у предприятия 2. Это значит, что у данной компании эффективнее налажены бизнес-процессы: на 126% быстрее оборачиваются запасы, чем на первом предприятии, и на 136% больше, чем на третьем.
Расчет коэффициента на основании публичной отчетности
Рассчитать показатель можно, имея на руках бухгалтерскую отчетность предприятия. Формула в этом случае будет следующая:
- строка 2110 – выручка предприятия;
- строка 1210 н.п. – товарные запасы на начало периода;
- строка 1210 к.п. – товарные запасы на конец периода.
Резюме
Коэффициент оборота запасов – важный показатель, он нужен для характеристики эффективности товарной политики предприятия. Чем он выше, чем быстрее товары продаются, следовательно, больше рентабельность бизнеса. Однако неоправданно высокое значение коэффициента свидетельствует о дефиците товаров на складах, неграмотно организованном производственном процессе, поэтому нужно придерживаться золотой середины.