Коэффициент маржинального дохода показывает, насколько эффективна и устойчива деятельность компании: способна ли ее выручка покрыть переменные затраты и обеспечить прибыль. Расчет МД играет ключевую роль в оценке ассортимента продукции для выявления бесперспективных видов продукции и их устранения. Оптимальным для фирмы считается положительное значение показателя. Если он отрицателен – фирма несет убытки. Основанием для расчета служат документы внутреннего учета постоянных и переменных затрат, а также Форма №2.
Одним из ключевых параметров оценки бизнеса собственниками, инвесторами, кредиторами выступает его прибыльность. В рамках управленческого учета для ее оценки и анализа используется специальный финансовый показатель.
Коэффициент маржинального дохода, или маржинальная прибыль (Contribution margin, Marginal contribution – MC, МД) – это коэффициент, который представляет собой разность между выручкой компании и суммой ее переменных затрат. Он выступает частью выручки, которая уходит на покрытие постоянных затрат компании.
Справка! В литературе можно встретить иное наименование МД – сумма или коэффициент покрытия, что связано с его прямым назначением: покрытием постоянных издержек.
Если МД оказывается выше постоянных затрат, то компания начинает получать прибыль. Положительная динамика показателя свидетельствует об улучшении финансового положения компании.
Справка! Разделение расходов бизнеса на постоянные и переменные в рамках расчета маржинального анализа позволяет проанализировать воздействие объема выпуска продукции на размер прибыли компании. Кроме того, с его помощью можно узнать объем продаж, при котором бизнес достигает точки безубыточности.
Рисунок 1. Если МД равен постоянным издержкам, то компания находится в точке безубыточности
В настоящее время маржинальный доход выступает ключевым показателем управленческого учета, благодаря существованию которого было сформировано отдельное его направление – маржинальный анализ.
Формула расчета коэффициента МД
Для определения маржинальной прибыли потребуются сведения внутреннего учета по выручке, а также постоянным и переменным издержкам. Отчасти их можно взять из публичного отчета о финансовых результатах, однако в нем сложно выделить постоянные и переменные расходы в операционных затратах.
В общем виде формула определения показателя МС проста в использовании:
МС = ВрР – ПерЗ, где
ВрР – выручка от реализации продукции;
ПерЗ – переменные затраты.
Справка! Нередко в рамках маржинального анализа рассчитывается удельный МД или МД на единицу продукции, который предусматривает разделение МС на число выпущенных единиц товара в натуральном выражении.
Нормальное значение показателя маржинального дохода
Единого нормативного значения показателя маржинальной прибыли не существует: оно варьируется в зависимости от размера и специфики бизнеса. Однако на его основе руководство компании может принимать рациональные управленческие решения:
- если МД<0, то выручка неспособна даже покрыть переменных затрат: каждая новая единица продукции будет способствовать росту убытков компании;
- если МД=0, то предприятие не покрывает своих постоянных затрат, однако рост объема продаж увеличивает выручку;
- если МД>0, то бизнес приносит прибыль собственникам.
Важный момент! Если компания не может сократить переменные затраты на единицу продукции для того, чтобы обеспечить нулевую маржинальную прибыль, то товар выводят из ассортимента.
В динамике маржи можно увидеть тенденции развития бизнеса: растет он или пребывает в состоянии стагнации, насколько существенен потенциал для прибыли и как можно на него повлиять.
Важный момент! Для детального анализа ситуации в компании рассчитывают несколько показателей маржинального дохода по разным категориям переменных затрат – производственным, общепроизводственным, хозяйственным и др. Это позволит выявить ту статью расходов, над сокращением которой следует работать.
Примеры определения показателя
Использование маржинального дохода для анализа состояния компании и принятия управленческих решений удобнее всего рассмотреть в рамках практических примеров. В качестве объектов использованы две компании: крупная российская корпорация «Вимм-Билль-Данн» (производство соков «Агуша») и небольшая логистическая компания «НижТранс» (перевозки людей и грузов в Нижнем Новгороде).
| 2015 | 2016 | 2017 |
---|---|---|---|
Выручка от реализации сока | 12460 | 17910 | 21980 |
Переменные затраты | 4590 | 6709 | 8802 |
Marginal contribution | 7870 | 11201 | 13178 |
Постоянные затраты | 3792 | 4451 | 6820 |
Чистая прибыль | 4078 | 6750 | 6358 |
Объем выпуска, литров | 1881 | 1990 | 2300 |
Marginal contribution на единицу | 4,1839 | 5,6286 | 5,7296 |
Вывод! Показатель МС для компании «Вимм-Билль-Данн» в 2015-2017 гг. растет как по совокупному объему выпуска, так и по отдельной единице продукции. Это говорит об улучшении положения дел в компании по детскому соку «Агуша». Маржинальная прибыль не только положительна и свидетельствует о благоприятном положении дел, хотя в 2017 году можно отметить снижение чистой прибыли.
| 2015 | 2016 | 2017 |
---|---|---|---|
Выручка от реализации сока | 230 | 217 | 221 |
Переменные затраты | 156 | 222 | 189 |
Marginal contribution | 74 | -5 | 32 |
Постоянные затраты | 45 | 51 | 58 |
Чистая прибыль | 29 | -56 | -26 |
Объем перевозок, тонн | 390 | 220 | 300 |
Marginal contribution на единицу | 0,1897 | -0,0227 | 0,1067 |
Вывод! У компании «НижТранс» финансовое положение весьма нестабильное: показатель маржинального дохода в 2016 году оказывается отрицательным, что свидетельствует о превышении переменных затрат над выручкой. В 2017 году фирме удалось несколько поправить положение дел путем сокращения переменных издержек и роста прибыли.
Из двух рассмотренных компаний более устойчивым и перспективным с позиции инвестирования представляется бизнес АО «Вимм-Билль-Данн» по производству соков для детей «Агуша».
Ввиду того, что для определения и анализа МД используется обширный массив данных, то расчеты удобнее всего совершать на базе табличного редактора Excel, как представлено в образце.