Борис Березовский начинал с должности научного сотрудника. В 1990-х он открыл свою компанию «ЛогоВАЗ», став крупнейшим дилером российских и зарубежных предприятий. Был создан концерн АВВА, обещавший вкладчикам стабильные дивиденды, но проект оказался неперспективным. Впоследствии его назвали финансовой пирамидой. Олигарх владел акциями медиакомпаний. По его инициативе была создана «Сибнефть», большую часть акций которой он затем приобрел. В 2001 году Березовский продал свои активы и уехал в Великобританию. Там он внезапно скончался в марте 2013 года.
23 марта 2013 г. «серый кардинал» власти Борис Березовский был найден мертвым в своем доме неподалеку от Лондона. Причина смерти точно установлена не была, но предположительно это было самоубийство. К тому моменту некогда всесильный и богатейший бизнесмен потерпел финансовый крах. Состояние Березовского после его кончины было оценено британским судом в 34 млн £, что равнялось 45 млн $, в то время как долги составляли сотни миллионов фунтов (источник: РБК). Олигарх ушел из жизни банкротом, а ведь когда-то он считался богатейшим человеком России. Долги в части налогов и пошлин составили 46 млн £, или 61 млн $.
Бизнес Березовского, по большей части с криминальным оттенком, прежде приносил ему колоссальный доход. В начале 2000-х предприниматель покинул Россию и остаток жизни провел в Великобритании.
Динамика финансового положения олигарха
Как писал РБК со ссылкой на американский и российский Forbes, в 1997 году состояние Бориса Березовского было оценено в 3 млрд $. К 2004 году его финансовое положение несколько ухудшилось, но он входил в «золотую сотню» богатейших российских бизнесменов. В этот раз он занял в рейтинге 47 место с капиталом в 620 млн $. К 2008 году Forbes указывал на наличие у Березовского 1,3 млрд $.
2011 год стал первым, когда знаменитый деятель не вошел в сотню самых богатых россиян. Он занял в рейтинге 136 место с капиталом в 0,7 млрд $.
В том же 2011 г. Березовский предпринял попытку отсудить у Романа Абрамовича 5,6 млрд $. Он апеллировал к тому, что акции «Сибнефти» были проданы им под давлением, что привело к убыткам в размере 5,6 млрд $. Высокий суд Лондона отказал ему, более того, взыскал с него же в пользу Абрамовича 46,5 млн $. По данным РБК со ссылкой на Financial Times, бывшему олигарху пришлось также понести судебные издержки, которые составили около 66 млн $.
Рис. 1. В Лондоне с телохранителями
АО «ЛогоВАЗ»
В 1968 Борис Березовский окончил факультет электроники и счетно-решающей техники Московского лесотехнического института. Он отработал положенное время в ведомственном НИИ, а затем поступил на работу в Институт проблем управления АН СССР. Здесь он вступил в КПСС. Карьера молодого научного сотрудника не стояла на месте, он стал заведовать лабораторией. В 1973 года началось его сотрудничество с «АвтоВАЗом». На предприятии устанавливались и внедрялись новые автоматизированные системы.
В 1980-х годах СССР переживал автомобильный бум, и предприимчивый ученый придумал, как использовать это для собственной выгоды.
Березовский был в очень хороших отношениях с руководством завода. Поэтому созданная им в 1989 году компания «ЛогоВАЗ» стала успешно выступать в роли дилера завода. При этом она пользовалась существенными льготами: автомобили передавались для продажи с небывалыми отсрочками в оплате, вплоть до года.
Главной схемой для заработка АО «ЛогоВАЗ» был фиктивный реэкспорт.
Суть идеи была в том, что на экспорт машины продавались дешевле, чем внутри страны. «ЛогоВАЗ» брал автомобили с отсрочкой платежа как бы для экспорта, но пределов страны они не покидали. Далее объявлялось, что иностранцы вернули машины, и те продавались уже в СССР. Разница в цене доставалась дилеру. Годовая инфляция делала схему очень прибыльной. Как писал РБК, дивиденды Березовского составляли до 300%.
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в «Комсомольской правде» приводит такие цифры. Осенью 1991 г. «ЛогоВАЗ» получил в швейцарских банках кредит в 20 млн $. В обмен на закупленное импортное оборудование он взял у завода 10 тыс. автомобилей «Жигули».
Вскоре компания стала крупным дилером сильнейших мировых автопроизводителей: GeneralMotors, Mercedes-Benz, Chrysler,Volvo. Как пишет М. Делягин, годовой оборот составил около 250 млн $.
Между тем, финансовое положение завода становилось катастрофичным: не могли не сказаться огромные скидки и отсрочки в платежах. Впоследствии власти Самарской области попытались отсудить у Березовского около миллиарда рублей через Лондонский суд, но это оказалось невозможно. Между нашими странами отсутствует договор о правовой помощи.
В 1993 году Борис Березовский сблизился с Борисом Ельциным, что сделало возможным его дальнейший бизнес в масштабах всей страны.
Рис. 2. С Б. Ельциным
АВВА
В 1993 году был основан Автомобильный всероссийский альянс АВВА. Было объявлено, что компания займется выпуском доступных населению небольших автомобилей. Для людей, государство которых разваливалось на глазах, была важна какая-то стабильность. АВВА представлял собой альянс известного россиянам «АвтоВАЗа» и легендарного GM. Президент Ельцин освободил проект от уплаты таможенных пошлин и предоставил налоговые льготы. Банк Banque Nationale de Parts обеспечил финансовую составляющую кредитной линией на 150 млн $.
Как пишет РБК, люди раскупили ценные бумаги на 50 млн $. Всем обещались дивиденды. Итог оказался плачевным. Компания General Motors сочла невозможным продолжать сотрудничество в условиях невероятной коррупции на тольяттинском заводе.
Forbes приводит выдержки из книги Пола Хлебникова о Березовском. В них говорится, в частности, о свидетельствах компании Andr & Cie. Фирма пыталась работать с АвтоВАЗом, но не смогла, поскольку каждый из менеджеров преследовал личные цели.
Было объявлено, что средств для запланированного выпуска «народных» автомобилей недостаточно и вместо этого будут запущены другие, более мелкие проекты. Осенью 1994 года ценные бумаги АВВА обесценились.
Концерн АВВА считается первой в российской истории финансовой пирамидой, предвосхитившей «МММ». Правда, сам Березовский отрицал этот факт, говоря, что никому не обещал мгновенной прибыли.
В июле 1995 года «АвтоВАЗ» прекратил сотрудничество с «ЛогоВАЗом», который так и не вернул автомобильному производителю долги.
Контроль над медиасредствами
Впечатленный тем, как Владимир Гусинский создал телекомпанию НТВ, Борис Березовский стал инициатором создания ОРТ (Общественного российского телевидения), в дальнейшем преобразованного в Первый канал. Олигарх стал членом его совета директоров. Как пишет М. Делягин, 51% акций компании был у государства, владельцами остальных 49% были четыре банка. В марте 1995 года был убит Владислав Листьев, генеральный директор ОРТ. Виновники его гибели до сих пор не найдены. Однако следствие склонно связывать убийство с запретом на рекламу, который временно ввел Листьев на канале.
Рис. 3. С В. Гусинским
В список контролируемых медиасредств входили также:
- телекомпания ТВ-6;
- Издательский дом «Коммерсантъ» с рядом газет и журналов;
- радиостанция «Наше радио».
Нефтяной бизнес
В августе 1995 года несколько российских нефтяных компаний объединились в «Сибирскую нефтяную компанию», создание которой лоббировал Березовский.
В том же 1995 году он стал работать вместе с молодым трейдером Романом Абрамовичем, который хорошо знал эту отрасль. В 1997 году компания Березовского и Абрамовича приобрела контрольный пакет акций «Сибнефти». Их же структуры приобретали остальные акции, в итоге олигархи стали владеть 90% «Сибнефти».
Рис. 4. С Р. Абрамовичем
Доля Березовского составляла 43% акций, в 2001 году Абрамович выкупил ее.
Год | Чистая прибыль, трлн. руб. |
---|---|
2000 | 0,012 |
2003 | 0,011 |
2006 | 0,093 |
2009 | 0,155 |
2012 | 0,341 |
2015 | 0,356 |
2018 | 0,649 |
Источник: отчетность ПАО «Роснефть»
Против Бориса Березовского был возбужден ряд уголовных дел, в том числе по обвинению в:
- мошенничестве и отмывании средств;
- незаконном приобретении имущества;
- попытке насильственного захвата власти;
- ложном доносе;
- хищениях.
В феврале 2012 года Борис Березовский опубликовал в Facebook покаянное письмо, где просил прощения за свою алчность и нарушения свободы слова. Оно было размещено в сети 26 февраля, в день Прощеного воскресенья. 23 марта 2013 года его нашли мертвым.