Для формирования команды нужны сильные сотрудники и четкие правила “игры”. За ее создание несет ответственность ее капитан ‒ руководитель компании. Именно лидер должен задавать направление, куда двигаться, и четко распределить обязанности каждого члена.

Эксперт Александр Высоцкий. Автор 4 книг, консультант по управлению, лектор, основатель международной компании Visotsky Consulting. Разработчик лучших консалтинговых проектов по внедрению инструментов управления в малом и среднем бизнесе «Школа Владельцев Бизнеса» и Business Booster. Эксперт по стратегическому планированию и разработке организующих схем.

Когда вы работаете с группой людей, то хотите слаженности, творчества и командной работы. Противоположность этому ‒ рабский труд, который неэффективен. Если в компании каждый сам за себя, то, какие бы громкие слова и философские термины вы ни использовали, то непобедимую команду создать не получится.

Главное ‒ ответственность за это должен взять владелец. Расскажу о пяти главных принципах, которые помогут вам создать сильную, мощную и воодушевлённую команду.

Принцип № 1. Сильная команда состоит из сильных игроков

Когда мы берём в сильный коллектив слабого сотрудника, то все коллеги начинают от этого страдать. Какими бы прекрасными ни были продавцы, как бы хорошо ни было настроено производство, слабый специалист по маркетингу всё испортит. Просто не будет клиентов, с которыми смогут работать другие.

И, наоборот, если у вас прекрасный маркетинг и талантливые продавцы, но производство срывает сроки, такая команда не сможет победить.

Принцип № 2. У команды всегда есть цель

Чтобы группа людей действовала как команда, она должна знать цель. Ради чего вся эта игра? В спорте это просто, например, нужно забить больше мячей в ворота противника, чтобы выиграть матч.

В бизнесе цели более разнообразны, но люди всегда должны их знать. Источник: freepik.com/katemangostar

В бизнесе цели более разнообразны, но люди всегда должны их знать.
Источник: freepik.com/katemangostar

Руководитель ‒ постановщик целей

Руководителю необходимо не только сформулировать цель, но и постоянно напоминать о ней. В любой работе случаются неудачи, происходят сложности ‒ они отвлекают людей. Поэтому не забывайте продвигать цель, ради которой вы все собрались вместе.

Для этого у вас есть инструменты: совещания, собрания персонала. Когда вы одобряете планы и задачи на следующий отчётный период, не забывайте напоминать, зачем всё это делается. Цель ‒ это то самое “зачем”.

Принцип № 3. Каждый игрок знает свою роль

Каждый сотрудник должен знать свою область ответственности, а также те функции, которые закрывают его коллеги. Только в этом случае можно “давать пас”, взаимодействовать. Возьмите любой командный вид спорта ‒ все знают свои позиции, и ожидания по их функциям самые высокие у команды. Бывают компании, где все делают всё. Но так невозможно добиться командной работы, ведь она предполагает слаженность.

Что нужно для слаженной работы

Для слаженности необходимо понимание, кто за что отвечает. Если я знаю, что за найм у нас отвечает Наталья, то со всеми вопросами обращаюсь к ней. От неё требую, чтобы в компании появлялись новые сотрудники. А от Василия, отвечающего за продажи, жду качественной работы с клиентами. Тогда и возникает командное взаимодействие.

Ошибка руководителя

Но, стараясь лучше организовать работу, предприниматели совершают ошибку. Часто они нагружают себя, пытаясь тянуть много функций сразу. А остальные участники игры превращаются в зрителей и радостно аплодируют, когда у босса всё получается.

Источник: freepik.com/pch-vector

Источник: freepik.com/pch-vector

Но когда один человек сгибается под грузом ответственности, это не командная работа. Если бы в футболе один только тренер взаимодействовал с мячом, а все остальные игроки аплодировали, выглядело бы странно. Эта причудливая команда точно не смогла бы соревноваться с нормально организованной.

Настоящий лидер обеспечивает подчинённых работой и следит за её выполнением. Чтобы сделать это, необходимо разработать функциональную оргструктуру. Добиться, чтобы подчинённые поняли свою область ответственности и принципы взаимодействия с другими. Далее нужно будет следить за уровнем производительности сотрудников, чтобы не допускать слабых игроков в команду.

Представьте: все игроки создают голевой момент для нападающего, но тот его не реализовывает. Получается, что все работали зря, это негативно отражается и на результате, и на боевом духе команды.

Принцип № 4. Писаные и неписаные правила

Это кодекс, который определяет, что допустимо, а что ‒ нет. Какие у нас отношения, взаимодействие друг с другом и так далее. Не думайте, что сотрудники создадут его сами по себе ‒ это должен сделать сильный лидер. Опять же вспомните футбол. Правила игры описаны столетиями. А тактику игры задает тренер. Также в бизнесе ‒ общие правила диктует рынок, а тактику задает владелец. Конечно, некоторые не любят инструкции, регламенты, документы. Но без основополагающих принципов, зафиксированных на бумаге, создать сплочённый коллектив невозможно.

“Кодекс Члена Команды”

У меня в компании есть “Кодекс Члена Команды”. Когда-то я описал основополагающие принципы, которые характерны для сотрудников “Visotsky Consulting”. Я описал их потому, что они не являются обычными, общепринятыми. Каждому новичку, который к нам попадает, нужно с ними согласиться или не согласиться.

Например, одно из правил ‒ все сотрудники, независимо от того, на какой должности находятся, постоянно обучаются. Так поступают все: начиная от меня, основателя, и рядовым сотрудником.

Принцип № 5. Команда не может работать без капитана

У команды должен быть руководитель. Я упоминал, что должен быть человек, ответственный за постановку целей, распределение ролей, показатели производительности. И всё это ‒ работа руководителя.

Источник: freepik.com/pch-vector

Источник: freepik.com/pch-vector

Во главе успешной команды всегда стоит осознанный и компетентный руководитель, который знает, что делает. Может ли группа дворовых ребят без тренера соревноваться с профессионалами? Конечно, может, но не выиграет.

Вывод

Чтобы сформировать сильную команду, вам нужны способные сотрудники. Некомпетентные люди, не готовые обучаться, будут тянуть всех на дно. Чтобы сотрудники не “просто ходили на работу”, у них должна быть цель. Создать её ‒ задача основателя. Также это не получится в компании, где нет чёткого распределения функций. Лучший выход ‒ создать функциональную оргструктуру. Кроме того, для формирования корпоративной культуры в компании должны быть разумные правила. Для нас это ‒ “Кодекс Члена Команды”.

Главное ‒ за построение сильной команды ответственен руководитель. Он должен быть капитаном, который движет судно в правильном направлении. И только в этом случае команда будет существовать длительное время, постоянно расти и развиваться.