Консалтинговое агентство – бизнес для профессионалов, причем это относится как к руководству, так и к сотрудникам. Оказание юридических, бухгалтерских, финансовых, маркетинговых и прочих консультаций требует высочайшего уровня знаний и опыта. Поэтому обязательно наличие нескольких сотрудников – специалистов в различных областях. Инвестиции в проект средние – до 1 млн руб. Срок окупаемости – полгода. Возможно приобретение готовых франшиз.

Консалтинг – это очень сложный бизнес. Начинающему предпринимателю для реализации такого проекта нужны широкие познания в экономике, финансах и юридической области, организаторские навыки и владение прогрессивными технологиями.

В чем смысл бизнеса

Консалтинговое агентство занимается тем, что принято называть управленческое консультирование. Его задача – помочь компаниям зарабатывать больше, а тратить меньше. Для этого используются различные инструменты управления, оптимизации, развития бизнеса и маркетинга. Если же говорить проще, то это оказание высококвалифицированных юридических, бухгалтерских и финансовых услуг.

«Приходя в бизнес, мы можем помочь оценить его со стороны. В процессе развития любой компании не всегда руководство успевает отследить или вникнуть полностью в процессы, связанные с позиционированием на рынке: с тем как они выглядят, какие коммуникационные послания посылают, есть ли у них стратегия и исполняется ли она, как они реагируют на те или иные рыночные обстоятельства. Мы берем это на себя. Услуга несколько меняется от периода к периоду, но остается актуальной всегда»

Иван Апатов, основатель компании «White Collar Marketing»

Оформление бизнеса

В зависимости от масштабов агентства можно выбрать ООО или ИП. Как правило, владельцы консалтингового бизнеса выбирают первый вариант, поскольку в стремлении открыть сразу большой офис они делают это с партнерами и нанимают много персонала.

Российское законодательство позволяет компаниям, оказывающим услуги в виде консультаций работать без специальных разрешении и лицензий.

Для регистрации ИП потребуется

  • заявление от физического лица о его желании стать индивидуальным предпринимателем (форма № Р21001);
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • копия паспорта.

Дополнительно для регистрации ООО понадобятся:

  • заявление по форме Р11001;
  • документы, подтверждающие юридический адрес фирмы;
  • устав – 2 экземпляра
  • решение учредителя или протокол общего собрания об открытии  компании.

При выборе ИП можно пользоваться упрощенной системой налогообложения. Для начала своего дела это оптимально.

Помещение

Консалтинговое агентство – это бизнес для бизнеса. Поэтому выгодна аренда помещения в большом офисном центре. Можно выбрать и отдельно стоящее здание, но тогда обязательно убедитесь, что рядом с ним нет проблем с парковкой.

Замахиваться сразу на помещение площадью свыше 50 кв. м – непрактичные траты для начинающего агентства. Офис желательно разбить на несколько зон:

  • приемная, где находится офис-менеджер;
  • зона ожидания клиентов;
  • кабинеты для сотрудников и руководства.

Ежемесячная стоимость аренды зависит от региона. В Москве она начинается от 70 000 руб.

Если вы все же решили снять офис побольше, то предусмотрите переговорную и зону-кафе, где смогут попить кофе или чай как клиенты, так и сотрудники.

Подбор персонала

В консалтинге работают специалисты широкого профиля, но руководитель обязан разбираться буквально во всем. Развитый кругозор поможет в принятии решения в спорных вопросах.

Выбор сотрудников – очень важный момент. Это, прежде всего, должны быть профессионалы с опытом работы в разных сферах и хорошим послужным списком. От этого напрямую зависит успех бизнеса.

Для начала наймите трех сотрудников – экономиста, юриста и бухгалтера, зарплата которых будет складываться из оклада и процентов от сделки. Заложите на эти расходы не менее 200 000 руб. в месяц.

Оборудование

Поскольку в офисе будет работать три сотрудника, а встречать клиентов на начальном этапе можете вы сами (кстати, это поднимет ваш рейтинг в их глазах), потребуется приобрести:

  • стулья, 4 шт.;
  • столы, 4 шт.;
  • диван в зону ожидания клиентов, 1 шт.;
  • столик журнальный, 1 шт.;
  • ноутбук или компьютер, но удобнее портативный вариант, 4 шт.;
  • МФУ, 1 шт.;
  • проектор, 1 шт.;
  • прочие мелочи для оформления офиса, канцелярия и т.д.
Таблица 1. Затраты на оборудование

Наименование

Цена, руб.

Количество, шт.

Сумма, руб.

Стол

10 000

4

40 000

Диван

40 000

1

40 000

Стул

3 000

4

12 000

Журнальный стол

5 000

1

5 000

МФУ

4 000

1

4 000

Ноутбук

40 000

4

160 000

Проектор

40 000

1

40 000

Прочее

10 000

 

10 000

Итого:

 

 

311 000

Источник: market.yandex.ru, citilink.ru, ikea.com

Не стоит сразу устанавливать стационарные компьютеры, т.к. сотруднику может понадобиться выехать к клиенту и он сможет взять ноутбук с собой. Так можно несколько уменьшить затраты на старте.

Поиск клиентов и реклама

В консалтинге важна не реклама, а грамотный PR и наработанные связи. Заведите сайт с подробным описанием услуг и отзывами клиентов, опишите, почему нужно обращаться к вам и закажите имиджевые материалы в профильных изданиях. Принимайте участие в тематических мероприятиях, форумах и конференциях. Для начала же просто выставьте баннеры, дайте объявление в деловых журналах вашего города.

В качестве продвижения можно использовать не только рекламу. После того, как бизнес уже достаточно уверенно стоит на ногах, желательно зарегистрировать фирму в нескольких бизнес-сообществах. Из них обязательно придет некоторое количество новых клиентов.

Постоянные затраты

Ежемесячные расходы включают:

  • аренду помещения;
  • интернет, связь;
  • зарплату сотрудникам;
  • офисные расходы.
Таблица 2. Постоянные затраты, руб. (расчет для Москвы)

Наименование

Сумма

Аренда офиса

70 000

Заработная плата

200 000

Интернет и связь

5 000

Офисные расходы

10 000

Реклама

30 000

Итого:

315 000

Источник: составлено автором по данным hh.ru, tiu.ru

Оплата мобильных телефонов сотрудникам обязательна, т.к. они будут постоянно общаться с клиентами. Выгоднее выбрать корпоративный тариф. Он есть у любого оператора.

Актуально! Как создать сильную команду?

Инвестиции

Заложите на реализацию агентства не менее 750 000 руб.

Первоначальные вложения в консалтинговый бизнес складываются в основном из:

  • покупки мебели для сотрудников и клиентов;
  • приобретения оргтехники и программного обеспечения (1С, полный доступ к таким базам, как «Гарант» или «Консультант» и т.д.;
  • оплаты аренды помещения за первый и последний месяцы;
  • рекламы;
  • ремонта (если необходимо).
Таблица 3. Инвестиции, руб.

Наименование

Сумма

Регистрация бизнеса

1 000

Оборудование и мебель

311 000

Аренда помещения за 2 месяца

140 000

Реклама

50 000

Программное обеспечение

250 000

Итого:

752 000

Источник: составлено автором по данным rarus.ru, ikea.com, tiu.ru, citilink.ru

Желательно предусмотреть также некоторую финансовую подушку, т.к. в первый месяц клиентов может и не быть.  Люди только увидят ваше объявление, узнают о существовании фирмы и начнут к ней присматриваться.

Предполагаемые доходы

Разрешение кризисной ситуации в бизнесе зачастую невозможно без помощи стороннего специалиста. Вот почему в консалтинговые агентства обращаются не только начинающие бизнесмены, но и крупные компании. Также спрос на услуги консалтинговых фирм растет на фоне нестабильной экономической ситуации, изменениях в законодательстве и спаде рынка.

Начните с консалтинга индивидуальных предпринимателей и небольших фирм, а только потом переходите к сотрудничеству с крупными организациями. Во-первых, у солидных компаний нет доверия к новичкам, во-вторых, для работы с ними нужно приобрести репутацию.

Скриншот с сайта ООО «Кейс»

Скриншот с сайта ООО «Кейс»

Выбрать спектр услуг, которые вы будете оказывать, стоит еще на этапе планирования. Например, вы можете предложить следующее:

  • пакет услуг для начинающего предпринимателя включает в себя первичный мониторинг рынка, анализ конкуренции и составление бизнес-плана – стоимость такого набора в Москве от 250 000 руб.;
  • постановка кадрового учета, анализ зарплат, карьерный менеджмент – от 150 000 руб.;
  • для уже работающих на рынке компаний вы можете предложить услуги по составлению отчетной документации, анализу сильных и слабых сторон, поиску новых каналов сбыта и планированию – от 200 000 руб.;
  • операционный консалтинг – бережливое производство, оценка и оптимизация управления цепями поставок – от 500 000 руб.;
  • комплексный анализ с последующим составлением антикризисной программы подойдет как малому, так и крупному бизнесу – от 250 000 руб.
  • подготовка к IPO (размещению акций), разработка инвестиционного меморандума, оценка проекта – от 1,5 млн руб.;
  • производственный консалтинг – планирование, оптимизация процессов, запасы, снабжение – от 350 000 руб.
  • прочие услуги, например, проведение переговоров, организация методических курсов и бизнес-семинаров – от 50 000 руб.

Это крупные пакеты услуг, однако, в большей мере присутствуют мелкие клиенты, заказывающие юридическое или бухгалтерское сопровождение фирмы. На такие услуги стоит провести анализ цен в вашем городе.

Приступайте к активному продвижению для крупных и успешных компаний только после того, как наберетесь опыта, заработаете имя и репутацию.

«Раз в два месяца мы собираем всех наших постоянных клиентов и людей которые с нами работают, а также потенциальных клиентов. Выступаем на разные юридические и финансовые темы, знакомим людей друг с другом, делимся опытом, общаемся, играем в покер и просто разговариваем. Этот формат всегда открытый. У нас никогда нет банальных выступлений спикеров, зачастую бывают очень острые обсуждения»

Карен Шкурат, сооснователь и генеральный директор консалтинговой компании ООО «Кейс»

Однако заработать 500 000 руб. в месяц можно имея всего несколько постоянных клиентов на бухгалтерском или юридическом сопровождении, или один крупный проект. Чистая прибыль из них останется около 170 000 руб. Этого достаточно, чтобы выйти на окупаемость за 5 месяцев.

Преимущества и недостатки бизнес-идеи

К плюсам проекта относятся:

  • возможность завести полезные связи и знакомства;
  • высокий статус бизнеса;
  • огромные перспективы для развития.

К минусам относятся:

  • конкуренция с другими, уже известными консалтинговыми компаниями;
  • репутационные риски;
  • долгая и упорная работа на репутацию.

Чтобы нивелировать недостатки, неплохо было бы придумать какую-то такую услугу, которую никто не оказывает или она является редкостью.

Стоимость консалтинга в России существенно ниже, чем заграницей. Поэтому можно ориентироваться и на международное сотрудничество, например, занять нишу в оказании консультационных услуг импортерам и экспортерам.

Популярные франшизы

Начинать собственный бизнес с нуля всегда сложно, особенно, если нет опыта. Потому стоит присмотреться к готовым вариантам. В том случае помогут франшизы уже известных брендов. В консалтинге они тоже есть. Хотя сегодня на рынке представлено достаточно мало предложений.

Таблица 4. Сравнение популярных франшиз

Компания

Consulting Group

Глобал Консалтинг Групп

Success Finance

 

Инвестиции, руб.

150 000–500 000

150 000–500 000

490 000

Паушальный взнос, руб.

300 000

150 000–300 000

390 000

Роялти, %

4

Полная окупаемость, мес.

6

2–7

3

Чистая прибыль в месяц, от руб.

150 000

200 000

200 000

Источник: каталог франшиз beboss.ru

Наиболее интересный вариант прилагает «Глобал Консалтинг Групп». У той компании существует гибкая система размеров паушального взноса и общей суммы инвестиций в зависимости от численности населения города.