Коронавирус дал возможность владельцам бизнеса и эйчарам провести самый масштабный в истории эксперимент на рынке труда. Руководители отправляли сотрудников по домам, наспех перекраивая процессы. Теперь по прошествии времени компании смогли проанализировать преимущества и недостатки удаленной работы. Валентин Зюзин рассказывает, как команда сервиса работает в разных городах уже более 8 лет. При этом IT-компании удалось настроить коммуникацию внутри коллектива, установить контроль за процессами и даже поддерживать командный дух.

Эксперт Валентин Зюзин, директор фриланс-платформы Freelancehunt, работает с командой на удаленке более 10 лет.

Больше 10 лет назад я решил сменить офисный труд на домашний компьютер и до сих пор доволен этим выбором. Более того, работу над сервисом Freelancehunt мы также решили построить удаленно. Сейчас в коллективе 12 человек, которые живут в 7 разных городах. Такого штата достаточно, чтобы обслуживать платформу, на которой зарегистрировано более 700 000 пользователей.

Договориться с собой

Самое главное на первом этапе перехода на удаленку из офиса — это акклиматизация сотрудников. Когда люди попадают в домашнюю обстановку, где нужно работать, их подстерегают всяческие соблазны. И тут самое время проявиться самодисциплине сотрудников, а также их способности договориться с домашними.

Фото: pixabay.com/pexels

Фото: pixabay.com/pexels

Даже на удаленке нужно придерживаться графика и не разрешать себе отвлекаться на домашние дела. Поможет четкое понимание: с 9.00 до 18.00 я на работе, а уже после нее или в обед можно отвлечься и покинуть рабочее место. Адаптация обычно происходит в первый месяц, далее в свои права вступает привычка. И если человек все делал правильно, справляться с работой дома станет проще.

Находиться в офисе или получить результат

Один из ключевых факторов, который существенно облегчит переход на удаленную работу, — это самостоятельность сотрудников в рабочих вопросах. Те, кто привык распоряжаться своим временем, проще адаптируются в домашних условиях. Более того, благодаря отсутствию отвлекающих факторов, которые есть в каждом офисе, на самом деле станет легче фокусироваться на задачах.

Фото: pexels.com/@linkedin

Фото: pexels.com/@linkedin

Наш опыт показывает, что у большей части сотрудников привычные и комфортные условия труда, самостоятельность в планировании, а также отсутствие потраченного на дорогу времени положительно сказываются на эффективности работы.

Руководителям и эйчарам нужно спросить себя: что мы ожидаем от сотрудника? Нахождения в офисе 8 часов на глазах у начальства или эффективного выполнения задач?

Работу сотрудника я бы оценивал не присутствием на рабочем месте, а результативностью.

Контролировать или доверять

Чаще всего руководителей терзает вопрос: как контролировать своих сотрудников, когда они работают вне поля зрения? Мы выработали свою систему, которой готовы поделиться.

Общение происходит в чатах. Там в начале дня коллеги здороваются, дав понять, что приступили к работе, а вечером — прощаются. Таким же образом человек информирует, что отлучается на обеденный перерыв. В другом канале сотрудники сообщают, какие задачи удалось закрыть за вчерашний день и какие цели поставили на сегодня. Для более масштабных планов мы используем специальные сервисы.

Иногда в компаниях применяют программы, позволяющие отслеживать активность сотрудников. Такие тайм-трекеры либо фотографируют экран, либо замеряют движения мышки, а еще могут формировать список сайтов, на которые заходил человек в течение дня. Мы же считаем, что это нарушение моральных принципов. Повторюсь, мы не за процесс, а за результат! Если сотрудник хочет что-то скрыть, он при желании сделает это.

Общаться в онлайне

При переходе на удаленную работу может исчезнуть ощущение присутствия в коллективе. Человек не видит коллег, не выходит с ними на перекуры и не обсуждает новости за чашкой утреннего кофе. Изменение социального фона может повлиять на вовлеченность в рабочий процесс. Важно продумать, как коллектив будет коммуницировать.

Фото: pexels.com/@julia-m-cameron

Фото: pexels.com/@julia-m-cameron

На Freelancehunt мы используем специальные каналы в чатах, где сотрудники могут обсудить новый фильм или поделиться фотографиями из отпуска. Также периодически мы созваниваемся по видеосвязи, чтобы сообщить важные новости, познакомиться с новым членом команды. Такой формат позволяет коллегам считывать эмоции друг друга и поддерживать общение.

Мы используем сервисы, которые считаем эффективными при удаленной работе:

  • Telegram, Slack — основной инструмент общения команды;
  • Asana – планировщик долгосрочных заданий;
  • Teamline – планировщик более мелких задач;
  • почтовую систему Missiveapp;
  • CakeHR – сервис для фиксации отпусков и отгулов;
  • Confluence – для сбора внутренней информации.

И, конечно, пользуемся классическими сервисами Google: почтой, календарем, облачным хранилищем.

В тему! Как организовать учет и контроль рабочего времени на удаленке с 1С.

Удаленная работа — это отличная возможность выйти из текучки и посмотреть на процессы извне, сделать выводы и оптимизировать процессы. Становится более понятно, как коллеги проявляют себя в работе, когда не стоишь над головой. Как можно оптимизировать структуру, а какие задачи отдать на аутсорс или фриланс. А сами сотрудники, почувствовав преимущества домашней работы, могут не захотеть возвращаться обратно в офис.