Пандемия не только «оголила» слабые места бизнеса, но и дала толчок для поиска новых возможностей. Уверенно себя чувствуют PR-агентство и краудлендинговая платформа – они внедряют новые сервисы и предлагают интересные программы, расширяют рынки и привлекают инвесторов. Но даже им пришлось оптимизировать расходы и принимать «неудобные» решения. Совершенно иная ситуация в сфере фотографии – из-за переноса сезона свадеб бизнес-процесс полностью остановился, и неизвестно, какие простой принесет убытки, и как долго придется восстанавливать бизнес.
Агентство контента
Александр Нигматулин, Chief Marketing Officer в PRNEWS.IO
Любой кризис – это самое подходящее время для принятия непростых, иногда неудобных рабочих решений. Правда, из-за этого «неудобства» для компании они особенно эффективны. Именно оптимизация продуктов и услуг в кризисный период откликается настоящим и потенциальным клиентам, так как свидетельствует о том, что бизнес стратегически выверен, стабилен и настроен на диалог. А не на то, чтобы урвать кусок побольше – и гори оно все огнем.
Поэтому мы стараемся максимально использовать период карантина не только в плане оптимизации расходов, но и для внедрения новых сервисов и программ лояльности:
- Пересмотрели свою отношение к удаленному формату работы и оценили его эффективность. После того как закончится период самоизоляции и карантина, планируем внедрить в офисе PRNEWS.IO систему «незакрепленных» рабочих мест из расчета того, что 20% сотрудников на постоянной основе будут работать из дома.
- Пересмотрели ценовую политику размещения pr-материалов в каталоге PRNEWS.IO – с 1 мая стоимость станет ниже в 84% случаев.
- Запускаем новые услуги.
Не могу сказать, что кризис существенно отразился на работе компании или обороте.
Но обращу внимание еще на один важный момент: вместо того, чтобы двигаться вперед и развивать свою деятельность в рамках стратегии, мы сфокусировались на вышеперечисленных моментах и работе с новыми рынками, в том числе вышли на медиа-рынок Китая.
Актуально! Когда сдавать отчетность в 2020 г., после переноса сроков из-за коронавируса
Фотограф
Валерия Сидорова, свадебный фотограф
Сейчас не самые лучшие времена не только для моего бизнеса, но и для сферы услуг в целом. Свадебный сезон должен был начаться в апреле, но к сожалению всемирная пандемия высказала по этому поводу своё мнение.
Сейчас проекты с апреля по май переносятся на август или 2021 г., к большому сожалению. Нет никакой уверенности и очень тяжело выстраивать график.
После пандемии придётся несладко всем, и к нормальной жизни мы вернёмся не сразу.
Налоги по-прежнему платим, несмотря на указание президента о «налоговых каникулах» для предпринимателей и малого бизнеса. Хорошо, что какие-то сбережения помогают перетерпеть этот катастрофически сложный период.
Но бизнес просел в разы, и сейчас предстоит огромная работа, чтобы вернуть его к прежним объёмам и нарастить упущенные, нереализованные проекты.
В тему! Антикризисная поддержка МСП в России
Краудлендинг
Роман Хорошев, CEO краудлендинговой платформы JetLend
Еще в середине марта мы поняли, что пандемия и падающие цены на нефть значительно ударят по малому и среднему бизнесу, а соответственно и по краудлендингу.
Никто до конца не знает, когда бизнес начнет восстанавливаться, потому мы постарались «срезать» все возможные расходы. Отказались от:
- Планов расширять офис в СИТИ и даже, наоборот, переехали в более дешевое помещение.
- Удобных, но необязательных для работы интернет-сервисов (аналитика, IP-телефония и подобные).
- Запланированного расширения штата сотрудников, сейчас нагрузка на членов команды выросла, но мы смогли сэкономить серьезную сумму на ФОТ.
Сократили расходы:
- Договорились о снижении стоимости на сервисы, которые все-таки необходимы для успешного ведения бизнеса.
- В стартапе значительную часть расходов составляет маркетинг, мы постарались свести платные активности к минимуму. Договорились о переносе уже предоплаченных рекламных размещений. И здесь стоит поблагодарить партнеров, которые пошли нам навстречу.
- Стараемся экономить даже в, казалось бы, незначительных тратах. Так мы отменили необязательные смс-рассылки и сократили тексты необходимых для рассылки сообщений. Только благодаря этому мы сможем сохранить около 15 000 руб. в месяц. Мелочь, конечно, но из них формируется устойчивость бизнеса в этот сложный период.
Нам, прямо скажем, повезло. В апреле нам удалось привлечь второй раунд инвестиций в размере 5 млн руб. Потому у нас, казалось бы, очень хорошая ситуация: компания растет, инвесторские деньги привлечены. Но тратить их мы не торопимся.
Мы приняли очень сложное решение: снизить выдачу займов для бизнеса., так как очень высока вероятность ухода предприятий в дефолт. Наш доход – это комиссия от выданных средств, мы осознанно снизили прибыль компании с целью сохранить доверие инвесторов, без которых наш бизнес невозможен.
Несмотря на кризис и общую истерию, решили точно не экономить на сотрудниках. Стартап – это продукт плюс команда. Казалось бы, очень легко отказаться от персонала, но его потеря может подкосить весь бизнес. Также решили посвятить это время улучшению продукта: продолжаем дорабатывать возможности личных кабинетов для инвесторов и заемщиков, внедряем вторичный рынок, исправляем то, до чего не доходили руки раньше.
Полезно! 9 способов заработать денег в карантине
На горизонте в месяц стало понятно, что предпринятые меры были оправданы. Мы построили несколько сценариев развития событий. Даже если будет совсем плохо и режим самоизоляции сохранят до сентября, это не повлечет за собой серьезных проблем для нашего бизнеса. Но, мы, конечно, рассчитываем на то, что события будут развиваться по более позитивному сценарию.