Владимир Сергеевич Лисин не раз возглавлял рейтинг богатейших бизнесменов России. Это личность, известная своим трудолюбием, ответственностью и упорством. Именно благодаря этим качествам предприниматель достиг нынешнего статуса. Став мультимиллиардером, он продолжает активное развитие и увеличение капитала.
Владимир Лисин – металлургический магнат и один из самых богатых людей в России. Он проявил деловую хватку еще в последние годы существования СССР, что позволило ему выбиться в олигархи еще в 1990-е. Бизнесмену удалось с успехом пройти через все сложности, угрозы «лихих девяностых» и получить в свое управление Группу компаний НЛМК. Его усилиями из комбината удалось сделать крупного международного производителя качественной стальной продукции.
Состояние предпринимателя
Владимир Лисин заработал миллиарды на металлургическом бизнесе. Уже более 10 лет он входит в рейтинг самых богатых предпринимателей России, и не раз его возглавлял.
Год | Позиция в мировом рейтинге | Позиция в российском рейтинге | Состояние, долл. |
---|---|---|---|
2011 | 14 | 1 | 24 млрд |
2012 | 41 | 2 | 15,9 млрд |
2013 | 62 | 8 | 14,1 млрд |
2014 | 53 | 4 | 16,6 млрд |
2015 | 107 | 8 | 11,6 млрд |
2016 | 116 | 8 | 9,3 млрд |
2017 | 57 | 3 | 16,1 млрд |
2018 | 57 | 1 | 19,1 млрд |
Журнал Forbes
В 2019 г. его состояние оценивается $21,3 млрд, также, по данным Forbes, занял вторую позицию в российском рейтинге, 45 – в мировом.
Начало карьеры Лисина
Владимир Лисин получил первый трудовой опыт во времена студенчества. В те времена будущий миллиардер, обучаясь в Сибирском металлургическом институте по специальности инженера-металлурга, был членом стройотряда на БАМе. Чуть позже проработал несколько лет электрослесарем на одном из угольных предприятий региона.
Карьеру начал в 1979-м, после получения диплома. Владимир попал в НПО «Тулачермет», где за пару лет смог вырасти с должности подручного сталевара до заместителя начальника цеха. Здесь он глубоко вник в специфику работы металлургов, понял принципы управления и выявил проблемы отрасли.
Желая повысить свой уровень профессионализма, Лисин поступил в аспирантуру Харькова. В 1984 году ему удалось получить направление в Казахскую ССР на металлургический комбинат Караганды.
Рисунок 1. Металлургический комбинат Караганды
На этом предприятии перспективного специалиста также ждал стремительный карьерный рост: начав с заместителя главного инженера, через три года он стал заместителем директора.
Это интересно! Лисин попробовал себя в бизнесе еще в конце 80-х, во времена перестройки и постепенной либерализации обстановки. Тогда он с партнерами из Швейцарии основал фирму по экспорту дефектного металла. Объем вывозимой продукции в денежном эквиваленте составлял порядка $25 млн/год.
Во время работы в Казахстане Владимир познакомился с человеком, который поспособствовал его дальнейшему успеху в бизнесе. Это был Олег Сосковец, генеральный директор Карагандинского комбината.
Бизнес в Москве
В 1991 году Сосковец стал министром металлургии и попал в российское Правительство. Вскоре он пригласил к себе Лисина как своего доверенного партнера. Здесь молодой бизнесмен начал сотрудничество сначала с компанией Trans Commodities американского гражданина Сэма Кислина, а затем и фирмой Trans World Group (TWG) британского предпринимателя Дэвида Рубэна. Эти фирмы в России занимались экспортом черных и цветных металлов.
Работая в TWG, Владимир познакомился со многими значимыми людьми, действующими на молодом российском рынке. Он участвовал в бизнесе на сотни миллионов долларов, что позволило в 1992-1993 гг. скупить акции Саянского алюминиевого завода и стать Председателем Совета директоров этой компании.
Успешная работа продолжалась до 1995 года, до скандального увольнения Сосковца с должности министра металлургии. После его отставки уже было некому лоббировать и защищать интересы TWG, и в последующем компания просто развалилась.
Металлургический бизнес, в котором участвовал Лисин в 90-е, был не совсем чистым: бизнесмен продвигал интересы совладельцев TWG братьев Черных, бравших под контроль алюминиевую промышленность в России и СНГ. Тогда разразились так называемые «алюминиевые войны», сопровождавшиеся множеством смертей предпринимателей. Самому Лисину лишь чудом удалось избежать заказного убийства при разделе имущества.
В те времена предприниматель на свои средства купил 13% Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), который в последующем стал основным его активом.
Скупка активов и контроль над НЛМК
Рисунок 2. Завод НЛМК
Чтобы сохранить свои активы в лихие 90-е, бизнесмен скооперировался с Владимиром Потаниным. Лисин продолжил скупать акции различных предприятий посредством своей же оффшорной компании.
Так, в 1997-м он стал членом Совета директоров металлургического завода в Магнитогорске, Президентом Российской управляющей металлургической компании и получил около 50% бумаг Липецкого завода в свою собственность.
Период 1998-2001 гг. запомнился соперничеством с Потаниным, ранее стратегическим партнером. Тот помешал бизнесмену в вопросе консолидации активов НЛМК, получив порядка 34% акций в свое управление.
Соперничество закончилось в начале 2000-х годов, когда Лисину удалось купить крупную долю в «Норильском никеле» – главной компании Потанина. В итоге предприниматели пошли на мировую и обменялись профильными акциями. В итоге Владимир стал практически единственным бенефициаром НЛМК.
Собственная логистическая система
Продолжая реструктуризацию и развитие своего комбината, предприниматель вкладывался и в другие проекты. Владимир Сергеевич реализовывал долгосрочную цель сделать Группу компаний самодостаточной, способной к устойчивому развитию. На это шли деньги инвесторов, в том числе от проведенного IPO на Московской и Лондонской биржах.
В 2004-м были приобретены:
- Стойленский ГОК, который, обладая большими запасами сырья, стал основным источником руды для НЛМК;
- Северная нефтегазовая компания.
Была проделана большая работа по созданию своей логистический системы.
- В 2006 г. куплено 2 морских порта для поставок продукции зарубежным партнерам в различные регионы мира.
- В 2011 году Лисин был избран Председателем Совета директоров «Объединенной судостроительной корпорации».
- В 2012-м через свою структуру бизнесмен купил 75% «Первой грузовой компании». Стоимость сделки – более 125 млрд руб. Еще через год докупил оставшиеся бумаги. Так Владимир получил контроль над 25% рынка всех ж/д грузоперевозок по стране.
Также в собственности Лисина оказались следующие активы:
- ОАО «Волжское пароходство»;
- ОАО «Северо-Западное пароходство», включающее ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», Невский судостроительно-судоремонтный завод;
- Окская судоверфь;
- «В.Ф. Танкер».
Кратко. В 2013 г. все логистические компании были объединены в единый холдинг Universal Cargo Logistics.
Доля в банке и свои СМИ
Рисунок 3. Логотип банка «Зенит»
В 2007 году через свой офшор Владимир инвестировал средства в покупку доли в банке «Зенит» (14,4%).
Также в его собственности есть и СМИ: радио Business FM и издание «Газета». По его словам, решение вложиться в эту сферу вызвано необходимостью иметь полностью независимые источники СМИ.
Видео. История успеха Владимира Лисина: