Группа компаний Байсарова строит мостовой переход на границе РФ и Китая в районе села Нижнеленинское. Общая протяженность объекта – 2 209 м, 309 из них возведет российская сторона. В 2014 г. на месте работ заложили памятный камень. В марте 2019 г. произошла стыковка двух участков моста. Сейчас идет установка железнодорожного полотна.

Железнодорожный трансграничный мостовой переход через реку Амур соединит Россию и Китай на участке государственной границы. С российской стороны – в районе села Нижнеленинское, расположенного на левом берегу реки (Еврейская автономная область). С китайской – в городском уезде Тунцзян провинции Хэйлунцзян на правом берегу Амура. Строительство ведет группа компаний СК «Мост», основной акционер которой российский бизнесмен Руслан Байсаров.

Новый Шелковый путь

Необходимость соединить кратчайшими сухопутными магистралями две страны, имеющие продолжительные торговые отношения, назрела давно. Их отсутствие являлось серьезным препятствием для увеличения товарооборота и грузоперевозок не только между Россией и Китаем, но и странами всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Пограничная территория с КНР простирается более чем на 4 тыс. км, около 3 тыс. из которых проходят по реке Амур. Существующие железнодорожные пути были слишком длинными, другие транспортные коридоры предоставляли возможность трансмодальных, то есть смешанных перевозок, когда грузы перевозят разными видами транспорта:

  • морским;
  • железнодорожным;
  • автомобильным.

Это значительно удлиняло и удорожало процесс транспортировки. Появление мостовых переходов через Амур решило бы эту проблему.

Мост Нижнеленинское – Тунцзян, реализуемый ГК СК «Мост» Руслана Байсарова

Мост Нижнеленинское – Тунцзян, реализуемый ГК СК «Мост» Руслана Байсарова

Группа компаний Руслана Байсарова СК «Мост» реализует одновременно два проекта в этом направлении: в текущем году построен автомобильный мост «Благовещенск–Хэйхэ» в Хабаровском крае, все тестовые испытания завершены, летом объект будет введен в эксплуатацию. Строительство железнодорожного моста в районе села Нижнеленинское также близится к завершению. Уже соединены обе части – российская и китайская.

Точные сроки ввода в эксплуатацию пока назвать не представляется возможным, поскольку сложные природные условия постоянно меняют планы строительства. Однако известно, что это произойдет в самой ближайшей перспективе.

Кстати. Мостовые переходы через Амур являются частью масштабного международного проекта «Новый Шелковый путь», или «Евразийский сухопутный мост», реализуемого Китаем, Россией и Казахстаном.

Это концепция паневразийской транспортной системы, создаваемой для переправки грузов из Китая в страны Европы. В перспективе система должна стать межконтинентальной.

История в деталях

Подготовка к строительству железнодорожного моста через Амур велась около двадцати лет. Соответствующее соглашение между странами было подписано в 2013 г. В феврале 2014-го в торжественной обстановке заложили первый памятный камень в основание будущего объекта.

Масштабное строительство развернулось через два года, когда определились с генеральным подрядчиком проекта. Им стала ГК СК «Мост», которая к тому времени обрела нового владельца: в 2015-м сначала блокирующий, а затем в 2016-м и контрольный пакет акций перешел в собственность бизнесмена Байсарова.

Информация. Общая протяженность трансграничного мостового перехода – 2 209 м, из них 309 м предстояло возвести российской стороне. Высота однопутного моста над судоходным уровнем – 15 м.

Июнь 2016 г. ознаменовался началом работ. Строители приступили к возведению первой береговой опоры из четырех. Одновременно готовилась вся рабочая документация, проводились технические консультации. Одна из сложностей проекта заключалась в необходимости совместить российские и китайские технические регламенты. Разница в ширине стандартной колеи в двух странах составляет 85 миллиметров. Поэтому решено было прокладывать две колеи. Это позволит железнодорожным составам наипростейшим способом заходить на территорию соседней страны.

Трансграничный железнодорожный мост из России в Китай, строящийся компанией Руслана Байсарова

Трансграничный железнодорожный мост из России в Китай, строящийся компанией Руслана Байсарова

Рассматривался и другой вариант, при котором колесные пары поездов приходилось бы менять для перехода на новую колею – такая практика существует на некоторых стыковочных узлах, однако по причине сложности и дороговизны от технологии отказались.

Другие препятствия заключались в том, что строителям в условиях установленных жестких сроков приходилось подстраиваться под навигацию судов на Амуре, учитывать и период нереста, а в зимнее время работы усложнял ледоход на реке. Однако с поставленными задачами специалисты компании Байсарова справились на «отлично».

В 2017 г. была выполнена половина работ. Насыпаны подъездные пути, установлены все четыре мостовые опоры, проведены их технические испытания.

В феврале 2018 г. завершились работы по формированию земляного полотна на подходах к мосту с российской стороны, создана площадка под строительство станции «Ленинск-2».

Март 2019 г. ознаменовался хорошей новостью: строители выполнили стыковку трансграничного моста. В настоящее время ведутся работы по прокладке железнодорожного полотна. Предстоит также организовать пункты пропуска и создать схему движения в обе стороны.

Работы по проекту ГК СК «Мост»

Строительные работы специалистов компании Байсарова по созданию российской части моста включают:

  • сооружение ж/д мостового перехода через Амур длиной в 309 м, в том числе – 4 опоры и 3 пролетных строения;
  • строительство железнодорожных подходов к мосту длиной около пяти км;
  • отсыпку ж/д насыпи в объеме более 2,6 млн кубометров;
  • работы по балластировке железнодорожных путей объемом больше 72 тыс. кубометров;
  • прокладку рельсовых путей общей протяженностью, превышающей 27 км.

Масштабы деятельности вселяют веру в то, что Дальневосточный регион получит мощный стимул для быстрого развития.

Руслан Байсаров реализует уникальный проект, который соединит железнодорожным мостом Россию и Китай

Руслан Байсаров реализует уникальный проект, который соединит железнодорожным мостом Россию и Китай

В ходе строительства представители задействованных в проекте структур неоднократно отмечали высокую квалификацию специалистов компании Байсарова, умение решать нестандартные задачи и работать в сложных условиях.

Экономический эффект

21 млн тонн грузов в год планируется перевозить по новому транспортному коридору, который начнет функционировать с вводом в эксплуатацию железнодорожного мостового перехода через Амур. Там, где раньше действовала паромная переправа и временный понтонный мост, в обе стороны границы пойдут современные груженые составы, что будет содействовать:

  • увеличению деловой активности;
  • повышению товарооборота между странами;
  • существенному возрастанию конкурентоспособности российской продукции – за счет сокращения пути почти на 700 км относительно других железнодорожных маршрутов и устранения фактора сезонности, присущего речным пограничным переходам;
  • значительному расширению номенклатуры грузов, перевозимых по новому маршруту;
  • сокращению пути для доставки продукции горно-обогатительного комбината, расположенного на территории Еврейской автономной области, до конечного потребителя – сталелитейного завода в северо-восточной части КНР;
  • за счет сокращения транспортных расходов снизится себестоимость сырья.

Таким образом, дальневосточная экономика будет органично интегрирована в экономику стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Новый транспортный коридор даст импульс к развитию производства в отдаленных регионах, поскольку китайская промышленность остро нуждается в российских поставках угля, древесины, сельскохозяйственной продукции.

ГК СК «Мост» Руслана Байсарова строит новый железнодорожный мост через реку Амур

ГК СК «Мост» Руслана Байсарова строит новый железнодорожный мост через реку Амур

Потребности китайской экономики создают отличные предпосылки для запуска новых предприятий на российских территориях. И только при наличии современной транспортной инфраструктуры они могут быть реализованы в полном объеме.

По мнению представителей многих российских государственных структур, трансграничный железнодорожный переход через Амур обеспечит оптимальную транспортную доступность Дальневосточных регионов, а также станет стимулом для создания новых промышленных кластеров.

Глобальные проекты компании Руслана Байсарова

Группа компаний СК «Мост» и АО «ТЭПК» реализуют множество масштабных инфраструктурных проектов на территории России. Все они направлены на решение задач государственного значения:

  • В Хабаровском крае специалистами ГК СК «Мост» построен первый автомобильный мост через Амур, соединивший Россию и Китай. Он также значительно увеличит товарооборот между странами и откроет новые возможности для развития экономики регионов Дальнего Востока.
  • Комплексный проект реализует Руслан Байсаров в республике Тыва. Там АО «ТЭПК» ведет строительство горно-обогатительного комбината на Элегестском угольном месторождении. Одновременно проект предусматривает создание транспортной инфраструктуры для доставки продукции комбината на российский и зарубежные рынки. На территории Тувы, где раньше не было железной дороги, строится ветка «Элегест – Кызыл – Курагино», которая соединит республику с остальной частью страны. В Хабаровском крае возводится угольный терминал в районе мыса Бурный, через который поставка угольного концентрата из Элегеста будет осуществляться в страны АТР.
  • На юге России специалисты ГК СК «Мост» завершают строительство железнодорожного моста через реку Дон на участке Приволжской железной дороги. Он заменит пришедший в негодность старый объект, который уже не удовлетворял растущим потребностям в грузоперевозках по транспортному коридору, соединяющему страны Балтии с южными портами.
  • Специалисты ГК СК «Мост» ведут прокладку двухпутных тоннелей на юго-восточном участке Большой кольцевой линии московского метро с применением уникальных для России технологий, что существенно сокращает сроки проходки и отвечает поставленной столичным мэром задаче по скорейшему завершению строительства.

Руслан Байсаров, являясь председателем советов директоров АО «ТЭПК» и ГК СК «Мост», лично курирует все стройки.

Предприниматель всегда шел своим собственным путем, вся его биография свидетельствует о постоянном стремлении к покорению новых вершин. Уроженец чечено-ингушского села, выходец из небогатой многодетной семьи, Байсаров Руслан с детства проявил способности к предпринимательству. Чтобы помочь родным, начал с торговли яблоками. При этом прекрасно учился, закончил Грозненский нефтяной институт, со студенческих времен начал заниматься бизнесом.

Компания Руслана Байсарова занимается строительством трансграничного моста через реку Амур

Компания Руслана Байсарова занимается строительством трансграничного моста через реку Амур

Сделав блестящую карьеру в нефтяной отрасли – в течение почти десяти лет он возглавлял ряд топливных компаний столицы, – Руслан Сулимович ушел со всех постов для того, чтобы реализовывать собственные амбиционзные планы. Как дальновидный инвестор, он понимает, что в эпоху смещения основного вектора товарно-денежных отношений в сторону востока, вкладывать средства, усилия стоит в экономическое и инфраструктурное развитие Дальневосточных регионов.