Апрель 2019 года стал точкой отсчета для строительства железнодорожной ветки «Элегест-Кызыл-Курагино». Полная протяженность полотна составит 410 км. В реализацию проекта планируют вложить 126 миллиардов рублей. Основной субподрядчик – АО «ТЭПК». По предварительным оценкам объект введут в эксплуатацию в 2023 году.

Железнодорожная ветка «Элегест-Кызыл-Курагино» свяжет республику Тыва с Красноярским краем и всей рельсовой сетью страны. Это первая в современной истории Российской Федерации стройка такого масштаба. Прокладка магистрали – часть комплексного проекта «Тувинской энергетической промышленной корпорации» (ТЭПК) российского предпринимателя Руслана Байсарова по созданию крупнейшего в России угледобывающего предприятия на месторождении Элегест.

В 2013 году компания Байсарова получила лицензию на разработку угольных залежей Улуг-Хемского бассейна, расположенного на территории республики Тыва. Транспортная ветка обеспечит доступ к угольному разрезу.

Для реализации проекта по строительству магистрали было создано дочернее предприятие – «ТЭПК “Кызыл – Курагино”». В апреле 2019 года эта компания заключила договор на проектировку и строительство объекта с РЖД, которые выступили генеральным подрядчиком. В ноябре РЖД объявили конкурс среди проектных организаций. В феврале 2020-го определился победитель – «Институт “Стройпроект”».

Первый памятный камень, заложенный в основание железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова

Первый памятный камень, заложенный в основание железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова

Полтора года отводится на проведение изысканий по всему маршруту пролегания железнодорожной магистрали и подготовку необходимого комплекта документации. К августу 2021 года все проектные работы должны быть завершены.

Таким образом, начало 2020 года ознаменовалось вступлением плана по строительству магистрали в активную фазу. В связи с этим в ТЭПК произошли и новые кадровые перестановки. Так, генеральным директором компании Байсарова был назначен Леонид Ставицкий, ранее занимавший должность заместителя министра строительства.

Байсаров, до этого руководивший компанией, займется стратегическим развитием в ранге председателя совета директоров.

Информация. Планируется, что движение поездов на магистрали будет запущено в 2023 году.

Основные характеристики проекта

  • Общая протяженность ж/д полотна – 410 км;
  • По территории республики Тыва – 120 км;
  • По территории Красноярского края – 290 км;
  • Планируемая мощность грузоперевозок – 15 миллионов тонн ежегодно.

Эксперты называют строительство железнодорожной магистрали одним из самых дорогих проектов современности. По предварительным оценкам генподрядчика строительства РЖД, оно обойдется в сумму около 126 миллиардов рублей. Причем, по словам Байсарова, проект будет осуществляться за счет средств инвестора при поддержке государства. Запланирован выпуск инфраструктурных облигаций.

Процесс работы АО «ТЭПК» Руслана Байсарова

Процесс работы АО «ТЭПК» Руслана Байсарова

Уже сейчас ведутся разговоры об увеличении мощности грузоперевозок до 27 миллионов тонн. Темпы работы добывающего предприятия позволят загрузить углем практически все запланированные к перевозке объемы – 15 миллионов тонн.

В ходе строительства предполагается:

  • Возвести 127 мостов (длиной 10,6 км);
  • Построить 6 противолавинных лагерей длиной 1,5 км;
  • Пройти 8 тоннелей (около 11 км);
  • Проложить более 16 км водопропускных труб;
  • Произвести земляных работ объемом более 100 миллионов кубометров.

Предпосылки строительства магистрали

В Туве железной дороги не было никогда. Эта республика, граничащая на юге с Монголией, отделена от остальной части нашей страны высокими горами, поэтому добраться сюда наземным транспортом весьма затруднительно. Главные ворота Тувы – воздушные. Автомобильная трасса пролегает через Саяны, и дорога эта не самая удобная.

Горные просторы республики Тыва – место строительства железнодорожной магистрали Руслана Байсарова

Горные просторы республики Тыва – место строительства железнодорожной магистрали Руслана Байсарова

Отсутствие ж/д сообщения сильно осложняет свободу передвижения тувинцев. Уровень жизни здесь очень низкий, а цены на продукты и потребительские товары просто заоблачные – из-за высокой стоимости транспортировки. Основная часть населения занята скотоводством, уровень безработицы – один из самых высоких по России. При этом Тува располагает богатейшими залежами угля. Здесь находится с десяток месторождений, которые относятся к одному из крупнейших угольных бассейнов – Улуг-Хемскому. Его запасы оцениваются примерно в двадцать миллиардов тонн.

Фактически республика, обладая несметными природными богатствами, лишена возможности их осваивать и обеспечить население рабочими местами. Сейчас на территории Тувы работает несколько разрезов, но объемов добытого там угля хватает лишь на обеспечение собственных потребностей. Вывозить его за пределы субъекта федерации не представляется возможным. Самолеты и наземный транспорт для этого не годятся. Железной дороги нет.

Много лет и местные, и федеральные власти выражают озабоченность этой ситуацией. Однако до прихода в республику такого серьезного инвестора, как Байсаров, строительство железной дороги постоянно откладывалось. Да и масштабное освоение улуг-хемских богатств представлялось затруднительным из-за нерешенных вопросов с перевозкой.

Строительство железной дороги решит проблему и с разработкой новых угольных разрезов, и с транспортом. Не будет преувеличением сказать, что этот проект Байсарова подарит республике новую жизнь.

Долгая дорога

Первые разговоры о прокладке железнодорожных путей через Саянские горы возникли еще в начале пятидесятых годов прошлого века. Однако к реализации его приступили гораздо позднее.

Проект строительства ветки от Курагино до Кызыла был утвержден российским правительством в декабре 2007 года. Следующие три года велись проектные работы. В 2010 году проект в первоначальном виде был одобрен государственной экспертизой. Строительство должно было начаться осенью 2011-го. В конце декабря символический золотой костыль в шпалу был вбит лично российским президентом. В июле следующего года началось строительство, к сентябрю отрапортовали: построен первый километр главного пути станции «Кызыл – Грузовой».

К проекту вернулись уже после того, как компания Байсарова получила лицензию на разработку угольного месторождения. Было решено продлить ветку до Элегеста.

Проект железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова

Проект железной дороги «Элегест-Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова

В 2017 году на Восточном экономическом форуме прошла новость о том, что строительство железной дороги возобновится в ближайшие годы. Кроме того, была высказана идея о продлении магистрали до границы с Монголией. Такая корректива позволяет открыть выход на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Она встраивается в стратегию освоения тувинской сырьевой базы, развития угольной промышленности в регионе Сибири и Дальнего Востока.

За год до этого Россия со своими азиатскими соседями Монголией и Китаем утвердили проект двух транспортных коридоров. Северный пройдет от Курагино через Монголию до китайской столицы и далее в Тяньцзинь. Западный тоже стартует в Курагино и через Монголию ведет в китайский город Урумчи.

В 2018 году правительством было решено строить дорогу в рамках концессионного соглашения сроком на тридцать лет. Для этого была создана «дочка» ТЭПКа – компания «ТЭПК “Кызыл – Курагино”», которую до недавнего времени лично возглавлял Байсаров Руслан. Эта структура заключила концессионное соглашение с государством в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта. В 2019-м был подписан договор с генеральным подрядчиком – ОАО «РЖД».

Справка
Согласно Википедии, концессией называют форму государственно-частного партнерства. В рамках концессионного соглашения инвестор на собственные средства строит объекты недвижимого имущества, право собственности на которые принадлежит государству. Инвестор получает возможность извлекать доход за счет эксплуатации объекта.

Руслан Байсаров развивает экономику

Комплексный проект компании Руслана Байсарова по освоению тувинского угольного месторождения предполагает помимо рельсовой магистрали строительство глубоководного морского терминала в районе мыса Бурный в Хабаровском крае. Объект решит проблему экспортной транспортировки элегестсткого каменного топлива. Площадь терминала – около ста гектар, пропускная способность – 15 миллионов тонн ежегодно.

Руслан Байсаров и Олег Белозеров на подписании соглашения о генеральном подряде на постройку железной дороги

Руслан Байсаров и Олег Белозеров на подписании соглашения о генеральном подряде на постройку железной дороги

Строительство терминала, горно-обогатительного комбината и ж/д магистрали ведутся параллельно. По словам Байсарова, все это части одного плана, поэтому реализация их должна идти синхронно. По мнению экспертов, этот проект придаст ускорение развитию экономики Тувы, Дальнего Востока и угольной отрасли в целом.

  • Вырастут экономические показатели задействованных регионов;
  • В результате строительства железной дороги откроется важнейший экспортный коридор в страны АТР;
  • Будет построен крупнейший не только в России, но и на территории бывшего СССР горно-обогатительный комбинат;
  • Примерные поступления в бюджеты различных уровней составят около 15 миллиардов рублей;
  • В Туве появятся около 15 тысяч рабочих мест;
  • Получат мощный импульс для развития смежные отрасли экономики республики – от сферы услуг до машиностроения;
  • Появятся новые производства и предприятия малого бизнеса;
  • Повысится туристическая ценность ранее недоступного региона, что принесет дополнительные доходы в бюджет.

Инфраструктурные проекты Байсарова

Предпринимателю Байсарову, вне всякого сомнения, интересно участвовать в грандиозных проектах, которые могут что-то изменить в лучшую сторону в нашей стране. Его биография – лучшее тому свидетельство. Получив образование в нефтяной отрасли, он за короткий срок построил крайне успешную карьеру в этой сфере.

С конца девяностых Байсаров начал работать в столичных топливных компаниях, открыл свой собственный бизнес, затем занимал высокие посты в других структурах. Но в 2011 году оставил эту отрасль и начал реализовывать тувинский проект. Бизнесмена Байсарова заинтересовала возможность участвовать в важнейших инфраструктурных стройках России.

К августу 2021 года должен быть подготовлен уточненный проект железнодорожного полотна «Элегест-Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова

К августу 2021 года должен быть подготовлен уточненный проект железнодорожного полотна «Элегест-Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова

Этот интерес привел к приобретению контрольного пакета акций одной из крупнейших строительных структур с богатой историей – ГК СК Мост. Она занималась строительством автомобильных и железных дорог, прокладкой тоннелей и возведением мостов. Под руководством Руслана Сулимовича компания вышла на новый виток развития. При его участии предприятие строит целый ряд важнейших объектов:

  • Первый автомобильный мост через Амур длиной в один километр, соединивший Благовещенск и китайский город Хэйхэ, летом 2020 года по нему пустят автотранспорт. Этот переход станет альтернативой паромной переправе и активизирует товарооборот между странами.
  • Первый ж/д мост через реку Амур на российско-китайской границе (Еврейский автономный округ), строительство планируется завершить осенью 2020 года. Благодаря возведению объекта экспортный коридор в направлении Китая сократится более чем на 1,7 тысячи километров.
  • Железнодорожный мост через реку Дон на участке Приволжской железной дороги. Строится взамен старого моста, который уже не справлялся с нагрузкой и серьезно тормозил движение по транспортному коридору, ведущему к морским портам на юге страны.

Кроме того, на счету компании Байсарова возведение крупнейшего в Европе виадука в Сербии, строительство в сложнейших условиях некоторых объектов арктического порта Сабетта на Ямале. Участвует ГК СК Мост также в разработке московского метро. Специалисты группы прокладывают тоннели Большой кольцевой линии с применением уникальных технологий, значительно ускоряющих рабочие процессы.