Государственные нужды обеспечиваются системой закупок, законодательно утвержденной 44-ФЗ, 223-ФЗ. Нормативные акты модифицируются и дополняются ежегодно, совершенствуя процедуры и организацию процесса. Изменения с 1 января 2020 г. касаются методологии размещения документов, унификации, модернизации, прозрачности системы, упрощения контроля, снижения уровня нарушений
Начало 2020 г. ознаменовано множеством новшеств в законодательстве, касающихся всех сфер жизни россиян. В том числе изменения коснулись норм, отраженных в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок», 223-ФЗ. Эти документы изначально находились в центре споров и дискуссий, в 2019 г. в них уже вносились серьезные поправки.
449-ФЗ добавил изменения в закупках с 1 января 2020 года. Часть новшеств была запущена в декабре 2019 г., основная вступит в силу в течение 2020 г.
Справка. Государственные закупки – это приобретение товаров, работ или услуг госучреждениями различных уровней, регламентированное законодательством. Существует определенная форма проведения процедур, которой должны строго придерживаться все участники процесса.
Контрактная система в России – явление молодое, которое требует постоянной корректировки. Например, в 44-ФЗ с 2013 г. были внесены десятки поправок, переработано более половины статей. Модификации продолжаются по настоящее время.
Справка. Для участия в закупках необходимо получить электронную цифровую подпись, зарегистрироваться в Единой Информационной Системе (ЕИС). Внести на спецсчет в банке сумму обеспечения. Подготовить выверенную заявку для участия в торгах, после чего можно подписать госконтракт.
Новшества и дополнения
Изменения в закупках с 1 января 2020 г. в большей мере касаются организационных вопросов. Уделено внимание методологии размещения пакета документов, уточнены тонкости его оформления. При внесении поправок были учтены пожелания экспертов в части унификации контрактов и другое.
В пакет изменений вошли пункты:
- Обязательная регистрация поставщиков в ЕИС.
Постановление Правительства РФ № 1752
Принимать участие в электронных торгах смогут предприятия, включенные в Единый реестр. Если в 2019 г. эта процедура была добровольной, то с 2020 г. организации, не внесенные в систему, не имеют права подать заявку.
- Возможность заказчиков ознакомиться со сведениями об административной ответственности поставщика за получение незаконного вознаграждения.
Постановление Правительства № 917
Информация в системе формируется автоматически на основании данных из различных государственных источников, в том числе Генпрокуратуры. Если возникают прецеденты, то они отражаются незамедлительно на странице зарегистрированного лица.
- Определен порядок работы Государственной информационной системы (ГИС) «Независимый регистратор».
№ 71-ФЗ
Речь идет о требованиях к эксплуатации, правилах мониторинга, функционирования, фиксации действий участников.
Справка. ГИС должна обеспечить регистрацию, архивацию данных по закупкам в электронной форме для более эффективного контроля.
- Перечни жизненно необходимых лекарственных средств.
Распоряжение Правительства № 2406-р
Новый документ содержит список препаратов для медицинского применения в части обеспечения лиц, имеющих определенный диагноз.
Например, для лечения гемофилии, муковисцидоза, гипофизарного нанизма, болезни Гоше, злокачественных образований, рассеянного склероза и других.
- Определена начальная, максимальная цена медконтракта при взаимодействии с единственным исполнителем.
Приказ Минздрава № 1064н
Это лимитированные границы, выше которых заключать договор запрещено. Применено для предотвращения картельных соглашений. При помощи тарифных, нормативных, проектных и прочих методов обосновывается оптимальная стоимость медицинских поставок оборудования, услуг, работ.
Например. Расчетным путем была установлена максимальная цена монтажа аппаратуры в размере 200 тыс. руб. Если подрядчик предоставляет документы с суммой 201 тыс. руб., то его предложение будет исключено из системы автоматически.
- Установлены уточняющие условия к участникам, желающим обслуживать медтехнику.
Постановление № 1922
Работы включают:
- монтаж, ремонт, наладку;
- контроль техсостояния.Справка. Если цена контракта выше 10 млн руб., то организация за предшествующие 3 года должна иметь опыт одного договора по этому направлению. Возможен вариант участия в аукционе, когда совокупная стоимость работ составляет не менее 20% начальной/максимальной суммы лота.
- Определение типовых условий контрактов по лекарственным и ветеринарным средствам.
Приказ Минсельхоза России № 501
Например. Поставщик обязуется обеспечить транспортировку, упаковку, складирование товара. Доставка должна происходить с учетом соблюдения температурного режима, продукция снабжается необходимой информацией о хранении и перевозке.
- Введен в эксплуатацию Единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Воспользоваться информацией можно по адресу Минпромторга.
- Новые правила закупок у субъектов малого и среднего бизнеса.
Постановления Правительства № 1001, № 1205
Срок оплаты по контрактам снижается с 30 календарных до 15 рабочих дней. Годовой объем закупок у малых предприятий должен быть не ниже 20% объема договоров, заключенных заказчиками.
Справка. Разрабатываются меры поддержки субъектов малого предпринимательства в части информационной и юридической помощи. Это должно обеспечить приток небольших фирм в систему госзакупок.
- Требования к финансовым учреждениям.
Кредитные организации, выдающие банковские гарантии, должны иметь собственный капитал в размере не менее 300 млн руб. Их рейтинг обязан соответствовать уровню, установленному государством.
- Изменился порядок формирования, обмена информацией и документами между заказчиком и Казначейством для систематизации реестра договоров.
Приказ Минфина № 92н
Скорректированы правила документооборота по результатам закупки. Предусмотрено обязательное размещение данных о контрактах с субъектами малого и среднего предпринимательства. Требование захватывает некоторых юрлиц с государственным, муниципальным участием.
- Участники закупки должны указывать страну происхождения товара, вносить информацию в реестр.
№ 449-ФЗ, Постановление Правительства № 1400
Казначейство обязали проверять наличие отметки не только по продукции, но и в ходе выполнения работ или оказания услуг.
Например, если при ремонте используются комплектующие изделия, материалы, сырье иностранного производства.
- Определены новые упрощающие правила проведения обязательного общественного обсуждения госконтрактов.
Постановление Правительства № 1635
В конце 2019 г. в законодательство были внесены пункты, которые также начали по факту действовать с 2020 г.
Государство запретило закупку иностранных систем хранения данных на 2 года. Теперь заказчики смогут заключать контракты только с организациями, находящимися в российском перечне радиоэлектронной продукции.
С 30 декабря 2019 г. изменились Правила ведения Реестра недобросовестных поставщиков. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязана в течение 3-х рабочих дней со дня вынесения постановления включить дополнения в списки.
Дальнейшие изменения
Новшества действуют не только с января, но и в течение всего 2020 года.
С 1 апреля 2020 г. упраздняется план закупок, а также тотальный контроль на соответствие документов друг другу.
Изменится функция контролирующих органов в области проверки лимитов, графиков финансового обеспечения.
С 1 июня 2020 г. вступает в силу № 336-ФЗ, запрещающий закупать услуги по организации детского отдыха у фирм, отсутствующих в спецреестре.
С 1 июля произойдут изменения в электронных запросах котировок, которые возможны, если начальная максимальная цена контракта не превышает 3 млн руб. (№ 449-ФЗ). Ограничения в 100 млн руб. будут упразднены.
Но есть поправки, которых ждали, но они не вступили в силу. Например, типовые контракты для процедур в области строительства отсрочили (Приказы Минстроя № 753/пр, 754/пр). Но большинство закупок с 1 января участники предпочитают оформлять по унифицированной форме, которая применима при капитальных, проектных и изыскательских работах. Это удобно при проверке сведений и контроле.