Сергей Петров – человек необычный: летчик испытатель, в одночасье лишившийся всего, начавший жизнь заново, получил торговое образование и создал компанию, известную как крупнейший российский автодилер. Его нестандартные решения позволили выстроить успешный бизнес и войти в «Золотую сотню России»
Справочная информация:
- ФИО: Петров Сергей Анатольевич;
- Дата рождения: 16 августа 1954 г.;
- Образование: высшее авиационное училище, Московский институт торговли;
- Дата начала предпринимательской деятельности /возраст: 28 лет;
- Вид деятельности при старте: продажа автомобилей;
- Текущий вид деятельности: бенефициар семейного трастового фонда The SAP Family Trust;
- Текущее состояние: 950 миллионов долларов по версии Forbes – 2017.
Петров Сергей Анатольевич – имя этого члена «Золотой сотни» России, с нуля построившего бизнес, основателя ГК «РОЛЬФ», одного из крупнейших автодилеров России, известно многим. Будучи миллиардером в 2007, был избран депутатом Государственной думы от «Справедливой России» и вошел в комитет по бюджету и налогам, а осенью 2015 решил, что в Госдуму больше не пойдет.
Он не публичный человек. По его же словам, рассказывать о себе он не любит и о личной жизни почти не распространяется.
Оттого и биография Сергея Петрова такая краткая. Максимум, что о нем можно прочесть, как о человеке, – дата и место рождения, а еще то, что отец его был военным, а мама – врачом, что он женат и имеет двух взрослых сыновей, один из которых сегодня является единственным бенефициаром ГК «РОЛЬФ». Еще он катается на горных лыжах и велосипеде, а для души собирает модели кораблей времен Русско-японской войны. Депутатская работа заставляет быть на виду, так что этот период в жизни нашего героя можно назвать богатым на интервью и журналистские исследования. Именно благодаря им стало возможным узнать, какой была история успеха Сергея Петрова – человека, известного нестандартными решениями, создавшего лидера российского автомобильного рынка.
Родился… учился… женился…
Создатель первого диверсифицированного бизнеса в автомобильной индустрии России Сергей Петров родился в Оренбурге 16 августа 1954 года.
О его детских годах почти ничего не известно – только слова друга детства Володи Козлова.
«Играл в дворовой хоккей, футбол, пристенок, салки, лапту, …».
После окончания школы в 1971 Сергей поступает в Оренбургское высшее военное краснознаменное авиационное училище летчиков им. И. С. Полбина. Сам он считает, что вмешался случай: становиться военным он не собирался, а должен был стать врачом, как и мама. Таким был негласный семейный уговор. И в тот день он шел сдавать документы в мединститут, но по пути встретил приятеля, и планы изменились. Тем более что авиационное училище от мединститута находилось всего в 800 метрах. Истребители показались привлекательнее медицины.
Мама была не в восторге, зато папа, бывший выпускник училища, – весьма доволен.
Летчик всегда относился к особой касте, только им Сергей себя никогда не чувствовал.
«Был свой в доску пацан, компанейский, ни с кем не враждовал, всегда в трудную минуту приходил на помощь».
В 1975 году закончил Оренбургскую летку, получив квалификацию офицера с военной специальностью «Летчик-инженер, инструктор».
Рис. 1. Молодой летчик Сергей Петров и не предполагал, что в будущем станет успешным бизнесменом
Переучившись на самолеты-истребители, он продолжил службу в училище летчиком-инструктором, а в соревнованиях на лучшего стрелка был победителем. Уже в 26 лет, намного раньше, чем у большинства его товарищей, у него были погоны майора. Его военная карьера могла быть успешной, но ей было суждено стремительно закончиться. И случилось это в 1982 году.
Судьба диссидента
Как так получилось, что советский летчик участвовал в организации антикоммунистического кружка?
В начале 1990-х критиковалось все и вся, и вызов властям мог быть брошен почти безнаказанно. Советское же правосудие времен Брежнева и Андропова расправлялось с инакомыслящими быстро и жестоко.
Еще 12-тилетним подростком Сергей задавался вопросом, почему люди говорят одно, а думают другое, но верил: взрослые знают, что делают.
Когда эта мысль посетила его снова в 14 лет, он стал читать «правильные» книги. Размышления привели к осознанию, что миллиард людей на планете живут по совсем другим правилам, система ценностей у них иная, и не верить им нет основания. Но окружающие взрослые, кажется, совсем об этом не задумываются.
Критическое мышление, заложенное в него от природы, не позволяло жить во лжи, тем более что находились единомышленники, и сам он уже был не молодым юношей, а офицером.
«Мы ждали событий вроде польских: забастовок, протестов. И никого не было, кто бы мог объяснить, что происходит с экономикой. Все понимали, что она абсолютно неэффективна, нет товаров, никакие обещания коммунизма не реализуются».
Молодые люди из разных городов, объединившись в кружок, вели разговоры о стране и порядках в ней, некоторые даже сочиняли и печатали листовки, готовили курсы по экономике, истории для подготовки «среднего менеджмента» в расчете, что когда-то все должно рухнуть, и понадобятся люди для нового строительства. Сергею же хватило одних разговоров, чтобы началась слежка за ним и его молодой женой. Его задержали. Допрос Петрова проводил лично начальник куйбышевской контрразведки Александр Данько.
Генерал меня спрашивал: «Ты чего хочешь, майор? Делать демократию, как в Америке? И ты за это в тюрьму готов пойти? Я тебя на ближайший завод отведу и скажу рабочим: “Он хочет, чтобы у нас было, как в Америке”. Да этот народ порвет тебя на части».
Не Сергей принимал решение об увольнении из ВВС. Его выкинули оттуда, исключили из Компартии Советского Союза за антисоветскую пропаганду и участие в тайных демократических организациях. Отец говорил: «Тебе партия все дала, как ты мог?».
О карьере летчика и академии можно было забыть. На его личном деле появилась «100», выведенная красными чернилами, что означало «Нежелателен к приему».
Поворотный момент в жизни
С армией пришлось распрощаться, а чуть позже – с «Волгой», что была куплена на пилотские сбережения.
Работы в Оренбурге для него не было. С женой Ириной и годовалым сыном они перебираются в Москву. Единственное, что он умел, – летать на истребителях. И это казалось отставному майору главной проблемой.
Но были и преимущества, и главное из них – молодость. Еще можно было все начать сначала, что он и сделал. В 1987 году получил диплом Московского института торговли заочного отделения по специальности «Экономика торговли». И те, кто считает, что Сергей, будучи профессиональным советским летчиком, подумывал о бизнесе, ошибаются. Все гораздо проще: для успешного офицера ВВС, 28-милетнего майора, в одночасье лишенного перспектив и работы, это стало вызовом судьбе.
В любой престижный ВУЗ диссиденту дорога заказана. Куда в те годы могли пойти те, кому не суждено было стать моряком или космонавтом? Только в торговый – последнее дело для настоящего мужчины, но все же гражданская специальность.
Он учился заочно и одновременно работал в стройтресте «Мосинжстрой» (1982-1989).
Кстати, торговое образование укрепило Сергея в убеждении, что рано или поздно социалистическая экономика уйдет «под лед». И это свершилось – он при первой же возможности задумался о частном предпринимательстве.
На автомобили выбор пал случайно. Никакой любви к машинам – лишь видение перспективы, тем более что в 1989 году приятель попросил его помочь организовать автопрокатную компанию.
Формула простая: хочешь заработать денег – купи что-то и перепродай. Только найди продукт, который на рынке можно предложить за хорошие деньги. Нет ничего на примете? Иди в подмастерья. Так поступил и Сергей: он пошел заместителем директора в «Розек-Кар». В съемном помещении с пятью телефонами для приема заказов и сотней иномарок пару лет он набирался опыта. Сначала они обслуживали автомобили, а со временем организовали цивилизованную продажу.
И работа была достойной, и оплата труда, но личности Сергея Петрова масштаба не хватало, не доставало и перспектив. Активный и дальновидный, он должен был строить собственный бизнес, тем более что в стране уже появились «первопроходцы» – первые олигархи России.
«Многие из них сколотили собственное состояние еще в советское время, когда нормального бизнеса не было и в помине, и у большинства «отцов первоначального капитала» не было ни гроша за душой. И среди них Артем Тарасов – первый советский миллионер, Герман Стерлигов, известный сегодня как миллионер-отшельник».
А учиться и получать новые знания, по его же словам, Сергей продолжал непрерывно. Зачем изобретать велосипед, когда можно подсмотреть? Ориентир на высокие западные стандарты заставлял учиться, что и делал Сергей Петров: Австрия в 1990-ом, лекции дважды в месяц от Хироши Харунари из Mitsubishi, лучший европейский дистрибьютор Mitsubishi Motors в Норвегии и другие учителя.
Его приверженность идее демократического будущего не позволила оставаться в стороне, когда была предпринята попытка государственного переворота (ПУТЧ, год 1991). Петров с тысячами других провел на баррикадах вокруг Белого Дома.
Сам себе голова: РОЛЬФ
Начинающий бизнесмен совсем не хотел заниматься неэффективным производством. Значит, необходимо было найти качественный продукт с Запада, нужный людям, и научиться распространять его.
«Свой бизнес я начал в 1991 практически с нуля, став собственником небольшой автоторговой компании».
«Mitsubishi Corporation» была в числе его клиентов в автопрокатной фирме, к тому же другие марки авто уже оказались заняты. А от этих Сергей получил кредит без залога – 40 «Лансеров», еще один кредит пришлось взять, чтобы приобрести оборудование для сервисного обслуживания автомобилей. Так Сергей Петров начал продвигать в России новую автомобильную марку.
С «Mitsubishi», о которой никто почти не знал, и начался процветающий сегодня бизнес.
Рис. 2. Участник «Рождественской гонки» «Формулы «За рулем» 2008 года, капитан команды «Рольф», представляющий Mitsubishi, Сергей Петров
Заниматься пришлось всем: самому садиться за руль, работая водителем и внимательно следя, чтобы пассажирами не оказались будущие зарубежные партнеры. Машины сдавали в прокат и продавали. Дела шли неплохо, так что кредиты были отданы не за 8, как требовалось, а за 6 месяцев. Обратившись за новым кредитом, Сергей был удивлен и даже обижен ответом нынешнего вице-президента Mitsubishi Motors Хироши Харунари:
«Вам больше сейчас не надо. То, что вы сейчас зарабатываете, это как раз то, что вы умеете. Если сейчас вам много дать, вы испортите и компанию, и характер».
Много позже бизнесмен понял, что это мудрые слова. Через полгода «Рольф Ко» уже был официальным дилером известного бренда. «Рольф» стал первой компанией в России, организовавшей продажи автомобилей в лизинг, через trade in и с трехлетней гарантией.
В 1994 году состоялось открытие первого автосалона компании Сергея Петрова. В 1998 – эксклюзивный дистрибьютор Mitsubishi в европейской части России, а в 2003-м – во всей стране.
«Коли Питерские» и «Васи Гималайские»
Не избежал он и появления парней в «адидасах», претендующих на роль «крыши». Ситуации случались всякие, и даже опасные, но в конечном итоге разбираться приходилось самому. Милиция с бандитами не связывалась, отправляла в ФСБ, где возможностей, по мнению милицейских властей, было побольше. Оказывалось, что и этих рук недостает. Объясняться приходилось самому.
Петрову повезло: в конечном итоге бритоголовые качки от компании отстали. Кто знает – может, рассчитывали, что вернутся, когда бизнес будет раскручен получше. А вернуться не вышло – времена изменились.
Команда Рольфа
Владелец ГК «РОЛЬФ» Сергей Петров всегда считал себя командным игроком. Для него важно доверие людей, которые трудятся с ним рядом.
Все усилия команды должны быть направлены на решение единой цели, разделяя при этом общие ценности. Людей в свою команду он собирал азартных, интересующихся, горящих, испытывающих тягу и желание работать, а их национальностью интересовался меньше всего. Главный вопрос, который он всегда задавал будущему претенденту: «Чего ты хочешь добиться через три года, пять лет?»
Один из таких парней — британец Мэтт Доннелли. Именно ему в 2004 году Петров доверил пост президента группы компаний. С ним началась вторая эпоха в развитии компании, «годы Доннелей». «РОЛЬФ» по-прежнему занимал лидирующую позицию на рынке дистрибуции зарубежных автомобилей, был импортером №1 в России.
Еще один такой парень – Ник Ховкинс, которому было доверено возглавлять «РОЛЬФ» в период 2007-2010 гг.
«Мотивируют не деньги, а ответственность, которую человек готов на себя принять, и цель, которую хочет достичь».
Те, кто любит только деньги, работают на сиюминутный результат, не видя долгосрочной стратегии, в его команде не задерживаются. Самостоятельная категория людей – рольфовцев, отличная школа.
«Мы воспитали много людей, которые сейчас работают в разных компаниях, но они восприняли некоторые наши ключевые ценности. Наиболее прибыльный бизнес – это честный бизнес».
Кризизы
В кризис 1998 года, когда рубль упал в 4 раза, «Ральф» мог позволить себе сознательно снизить цены на Mitsubishi и продавать импортные авто себе в убыток. Импорт, продажи и сервис были сосредоточены в наших руках. Сервисное обслуживание в любом случае позволяло получать кое-какую прибыль.
Объемы продаж компании даже не пострадали. Сергей говорил, что того кризиса они не заметили. Несмотря на то, что почти наполовину упал спрос в целом по рынку и на 30% сократился сервис, компания все же заняла в этом пространстве свою нишу.
Компания и долги отдавала, тем более что желающих подобрать под себя столь специфический бизнес не наблюдалось. Она взялась за расширение портфеля, что позволяло не настолько сильно зависеть от единственного бренда.
После поездки в Корею, где Сергей своими глазами наблюдал, как Hyundai подходит к вопросам обеспечения качества своей продукции, как любой из 800 сотрудников отдела качества вправе был даже остановить конвейер, в портфеле компании «Рольф» появился Hyundai. Затем открываются первые дилерские центры Audi и Ford.
Петров ушел в политику, оставив после себя молодых управленцев, жадных до бонусов, пожинающих плоды побед крепкой состоявшейся компании. Изменения в группе привели к тому, что «РОЛЬФ» становился все более бюрократичным, менее эффективным и недостаточно гибким, чтобы встретить мировой кризис 2008 года. Слишком поздно управляющий состав осознал глубину кризиса и его масштаб. Более сообразительные конкуренты разобрали все контракты, реализовали мероприятия по снижению себестоимости услуг.
Бизнес Петрова все же пережил кризис – правда, продав корпорации Mitsubishi 40% компании.
Впервые после 2004 года, когда ему пришлось дистанцироваться от оперативного управления бизнесом и сосредоточить усилия на выработке стратегий группы и общении с государственными структурами, Петров вернулся в бизнес и взял управление в свои руки в 2010. Компанию ждали массовая смена топ-менеджмента и быстрое возрождение.
Рис. 3. На форуме «Россия 2012»
Сегодня ГК «ROLF», которой владеет теперь уже младший сын Сергея – Александр Петров, продолжает расширяться, создавая новые дилерские центры (Skoda, Lexus, BMW, Land Rover) и обеспечивая российского автолюбителя моделями известных мировых брендов.
«Пока из двадцатки самых продаваемых марок «Рольфу» не хватает двух главных – LADA и KIA. С АВТОВАЗом «Рольф» обсуждал возможное сотрудничество, но сейчас переговоров не ведет» (новости Автостата).
Она остается подконтрольной трасту, действующего в интересах семьи ее основателя Сергея Петрова, бенефициарами которого являются Сергей и Ирина Петровы.
Миллиардер в политике
С 2004 года он принял решение отходить от руководства своей компании и остался только председателем правления группы.
«Задолго до решения идти в Думу мои акции были переданы кипрским трастам».
Рис. 4. Сергей Петров – президент "Рольф", Леонид Рошаль – глава комиссии по медицине общественной палаты РФ на открытии нового делового сезона РБК-ТВ 2006 года
В сентябре 2007 Сергей Петров был избран депутатом Госдумы от партии «Справедливая Россия». Он решил, что должен изменить остановку в стране, направив энергию и силы на улучшение условий ведения бизнеса в России.
«Не нефть и не газ главное богатство страны, а предприимчивые люди. Нет другого локомотива».
СМИ отметили несколько основных моментов, сделавших имя политика Петрова нарицательным.
- Несоответствие доходов, выявленное в ходе одной из проверок депутатов Госдумы.
- Активное участие в жизни собственного бизнеса в то время, как в Госдуме он говорит про справедливость, бюджет и налоги.
- На его машинах ездит немало оппозиционеров.
- Включение его в рейтинг «20 самых богатых семей Госдумы» с совокупным доходом семьи в 649 млн рублей на третью позицию стало поводом для «расследования» блогера Виктора Леванова.
При этом депутат «справедливоросс» Петров замечен в неоднократных случаях голосования по многим резонансным законопроектам против большинства:
- «закон Димы Яковлева»,
- президентский закон о нацгвардии,
- резонансные ограничительные инициативы об интернете.
Рис. 5. Среди известных персон, с которыми доводилось встречаться депутату Сергею Петрову, была и Маргарет Тэтчер в 2010.
Он с четырьмя однопартийцами внес законопроект, запрещающий исполнительной власти, в том числе президенту, минуя Госдуму, вводить антисанкции.
В одном из своих интервью 2014-го он говорит о бюрократии в России:
Осенью 2015 он решил, что в Госдуму больше не пойдет.
О личном
О своей семье Сергей Петров особо распространяться не любит. Известно о ней немного.
Жена Ирина – бенефициар траста The SAP Family Trust и компании Es Invest B.V.
Два сына: старший Алексей (35 лет) и младший Александр (27 лет).
В одном из интервью 5-летней давности депутат Государственной Думы Сергей Петров утверждал, что сыновья его компанией не интересуются и называют ее «папиной игрушкой», хотя Александру в 2015 передал свое детище, ГК «Рольф» – крупнейший дилерский холдинг России, и теперь он единственный бенефициар компании.
Собственность
На протяжении последних десяти лет бизнесмен входит в число богатейших в России. Так было и в 2008, когда его состояние по версии Forbes оценивалось в 1,7 млрд долларов, когда он занимал 60-ю строчку рейтинга, так было и в 2014, когда оно сократилось до 100 миллионов и вывело его на 109 место. Так обстоят дела и сегодня, когда в рейтинге Forbes‑200 Сергей Петров с состоянием в 950 млн долларов занимает 106-ю строку.
Рис.6. Оценка состояния Сергея Петрова по данным журнала Forbes, млн долларов
Источник: Forbes
«Я верю, что настанут времена, когда большинство наших людей поймет одну важную вещь. Не нефть и не газ главное богатство страны, а предприимчивые люди. Никто, кроме конкурентного бизнеса, не сможет исправить ситуацию в стране. Нет другого локомотива».
Кстати, по информации Forbes, готовится к печати книга Сергея Петрова о том, как им заработан первоначальный капитал на прокате автомобилей, как выбрано название для компании, какие люди помогали ему выстраивать бизнес.