Роман Троценко – выдающийся бизнесмен и талантливый руководитель, которому довелось поднять с колен не одно российское предприятие. Пассажирский порт, Южный речной порт, аэропорты в Астрахани, Томске, Калининграде, Чите, Новосибирске – список достижений предпринимателя вмещает десятки компаний транспортной отрасли. Он родился в семье врачей, но упорство, любознательность, воля к победе помогли ему получить в 22 года свой первый миллион, а в 47 лет – попасть на обложку журнала Forbes. Роман Викторович был помощником Министра транспорта РФ и президента Роснефти, создал международный бизнес на базе инвестиционной корпорации AEON. Ныне его состояние оценивается в 1,6 млрд долл.
- ФИО: Троценко Роман Викторович
- Дата рождения: 12 сентября 1970 года
- Образование: Экономический и юридический факультеты МГУ им. М.В. Ломоносова, Йельский университет США и Коимбрский университет Португалии (стажировка)
- Дата начала предпринимательской деятельности / возраст: 1992 год, 22 года
- Вид деятельности при старте: торговля сигаретами и компьютерами
- Текущий вид деятельности: судостроение, сеть аэропортов, девелоперский бизнес
- Текущее состояние (2017, Forbes): 1600 млн долл.
«Свободный художник», «вундеркинд», «человек-компьютер», «человек-факел» – все эти эпитеты в полной мере соответствуют гениальному, начитанному, активному, целеустремленному, организованному бизнесмену, которому удалось поднять с колен не одну российскую компанию и благодаря своему таланту и упорству достичь наивысшего признания – попасть на обложку журнала Forbes.
Рисунок 1. На обложке Форбс, февраль 2017 года.
Источник: сайт «Glossy.ru»
Роман Викторович Троценко – российский предприниматель, руководитель корпорации AEON, владелец компании Новапорт, главный судостроитель страны, миллиардер и филантроп, который начал создание бизнеса с небольшой конторки по продаже сигарет и компьютеров, а ныне занимает почетное место в рейтинге Forbes. В 2017 году его состояние было оценено в 1,6 млрд долл.
Рисунок 2. Динамика состояния Троценко Р.В. в 2012-2017 гг.
Источник: Forbes
История успеха гениального предпринимателя уникальна: будучи выходцем из простой семьи московских врачей, Роман Троценко сумел по кирпичикам собрать громадную бизнес-империю, которая ныне включает крупнейшие предприятия транспортной отрасли.
«Можно вложить деньги в банк – но есть несравнимое удовольствие построить аэропорт»
Краткая биография миллиардера выглядит весьма внушительно: Роман Троценко не только получил блестящее образование в России и за рубежом, но и прошел серьезную школу управленца, побывав на руководящих должностях многих производственных компаний:
- 1988 – коммерческий директор казахской телекомпании «Азия ТВ» (г. Алматы);
- 1989 – председатель правления МССБ «Альбарак-Казахстан» (г. Алматы);
- 1992 – генеральный директор Международной медицинской биржи;
- 1994 – генеральный директор АО «Стройлизинг»;
- 1994 – председатель правления КБ «Платинум Банк»;
- 1996 – председатель правления ЗАО «Промышленное развитие»;
- 1996 – председатель Совета директоров АО «Пассажирский порт»;
- 1997 – председатель Совета директоров АО «Южный речной порт»;
- 1999 – помощник Министра транспорта РФ;
- 2000 – генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство»;
- 2007 – учредитель и владелец корпорации АЕОН;
- 2009 – президент «Объединенной судостроительной корпорации»;
- 2012 – советник президента компании «Роснефть».
Главное детище Романа Троценко – корпорация АЕОН ныне включает более 30-ти предприятий, в числе которых ООО «Новапорт», строительный бизнес, AEON Development, ОАО «Московское речное пароходство», концерн «Связьстрой» и даже российско-голландский концерн Timmerman Yachts. Она осуществляет более 70 видов деятельности и работает на территории пяти стран мира.
№ | Отрасль | Предприятия | Годовая выручка, млрд руб. |
---|---|---|---|
1 | Судостроение | Московский судостроительный и судоремонтный завод, Верфь братьев Нобель (Рыбинск) | 4,3 |
2 | Речные перевозки | Московское речное пароходство, Южный речной порт, Пассажирский порт, Московский яхтенный порт, Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод, Астраханский морской порт, Волгоградский речной порт | 4,2 |
3 | Научно-производственная деятельность | Фармацевтическая компания «Ильмиксгрупп», Проектный институт «Гипронииавиапром», исследовательский институт «НИИХиммаш» | 1,3 |
4 | Химическое производство | Завод «Азот», СДС «Азот», Ангарский азотно-туковый завод, завод «Капролактам Кемерово», трейдер «Нитрогейд АГ» (Швейцария) | 36,6 |
Справка! Миллиардер владеет компанией «Речников-Инвест», которая осуществляет строительство жилого комплекса «Ривер парк» в Нагатинском районе Москвы, а также башней «Федерация» в Москва-Сити. Совокупная площадь строений — 1,2 млн кв. м, из которых 310 тыс. кв. м сдается в аренду.
Бизнес – не единственная страсть Троценко. Он питает тягу к путешествиям, увлекается парусным спортом, рафтингом, дайвингом, виндсерфингом, сноубордом и горными лыжами. Он отличный пилот и может самостоятельно управлять реактивными самолетами.
Как удалось озорному московскому мальчишке, без которого не проходила ни одна дворовая драка, добиться высот в столь разнообразных отраслях деятельности? Сам Роман Троценко считает, что история его успеха основана на колоссальном терпении, поскольку ни один из реализуемых им проектов не имел окупаемости менее 10 лет.
Детство и юность миллиардера
12 сентября 1970 года в московской семье врачей – Виктора и Алевтины Троценко, появился на свет сын Роман. С ранних лет он отличался подвижностью, пытливым умом и неиссякаемой энергией. Для того чтобы направить мощный поток активности ребенка в нужное русло, родители отдали его сразу в три спортивные секции, а позднее – в художественную и музыкальную школы.
Справка! Учителя отмечали его живой ум: Роману достаточно было прочитать учебник в начале учебного года для того, чтобы иметь отличные оценки по предмету всю четверть. Активист, отличник, душа школьных компаний Троценко занимал призовые места на олимпиадах, участвовал в спортивных соревнованиях, хорошо знал английский язык.
По окончании школы Роман Троценко поступил в институт стран Азии и Африки МГУ по направлению «Япония». В 1987-1988 гг. талантливого студента отправили на стажировку сначала в Йельский, а затем в Коимбский университет. Там окончательно определилась сфера его научных и практических интересов: экономический анализ, система управления предприятием, организация работы фондовых рынков.
Справка! Научным руководителем Романа Троценко в университете был известный профессор-международник Иван Омарович Фаризов. Он помог ему с написанием дипломной работы по финансовому анализу зарождающегося в России фондового рынка. По истечении 5-10 лет с момента ее подготовки оказалось, что приведенные в ней прогнозы верны.
В 1988 году Роман Троценко попробовал себя в бизнесе, но его небольшая фирма по продаже сигарет, а затем ПК потерпела полное фиаско.
В 1989 году вчерашнего выпускника МГУ приглашают в Казахстан для работы в телевещательной компании «Азия ТВ». И хотя компания просуществовала чуть больше года, именно в ней Троценко приобрел бесценный опыт и завел немало полезных знакомств.
«Я начинал карьеру коммерческим директором казахской республиканской телекомпании «Азия ТВ». На последнем курсе ИСАА однокурсники поехали на стажировку в Японию и Китай. А я попал в Казахстан и не жалею. Было интересное время, когда только начали формироваться государственные институты в Казахстане. У меня до сих пор там много друзей»
В 1992 году он возвращается в Россию и поступает на бюджетное отделение юридического факультета МГУ. Поскольку параллельно его приглашают на работу в Международную медицинскую биржу, а позднее – в АО «Стройлизинг», то учиться ему приходится ночами. В это же время Роману удается заработать свой первый миллион.
В 1994 году новоиспеченный юрист понимает, что пришла пора реализовать себя в крупном бизнесе – и он решает воспользоваться условиями «банковского бума» в России.
Первые шаги в бизнесе: досадные ошибки и первые победы
В 1994 году Роман Троценко договаривается с владельцами Мастер-Банка и Красбанка о совместном открытии нового финансового института – Платинум-банка. Предприниматель был уверен в успехе своей идеи: он изучал банковскую деятельность не только в России, но также в Йеле и Коимбе.
Справка! Для создания банка были использованы не только собственные, но и заемные средства в сумме 35 млн руб., привлеченных в порядке межбанковского кредитования.
Рисунок 3. Председатель Правления Платинум-банка, 1995.
Источник: сайт Peoples.ru
В 1995 году оказалось, что имеющиеся у Романа Троценко теоретические знания не применимы для России: финансовый институт не сумел выдержать первого банковского кризиса. В 1996 году Платинум-банк прекратил свое существование, и бизнесмен решает уйти в производственный сектор.
«Был межбанковский кризис 1995 г., банк потерял много средств. Мне принадлежало 27% акций банка, и пришлось заниматься реструктуризацией долгов. В результате со всеми клиентами удалось договориться. Правда, на это пришлось потратить год жизни и все деньги, которые на тот момент были»
В 1996-1997 гг. Роману Троценко удалось на заемные средства приобрести транспортные активы двух крупных предприятий – Пассажирский порт и Южный речной порт. Предприятия находились в крайне плачевном состоянии.
Рисунок 4. На покупку центральных пакетов акций ушло всего 300 тыс. долл.
Источник: Ведомости
Колоссальная кредиторская и дебиторская задолженность, высокая текучесть кадров, устаревшее оборудование, вышедшие из строя системы отопления и водоснабжения, фактическое отсутствие системы бухгалтерского и складского учета… На то, чтобы восстановить работу компаний, у Романа Троценко ушло два года кропотливого и упорного труда.
Справка! В 1999 году Пассажирский порт начал получать прибыль: его перевозки выросли на 25%, а Южный речной порт достиг рентабельности в 2,2%. В итоге бизнесмен приобретает еще 9 новых судов и приступает к активной реконструкции старых. В настоящее время Южный порт – самый крупный речной порт РФ по объемам перевозки пассажиров и грузов.
В 1999 году Троценко выступал на одном из очередных заседаний Министерства транспорта РФ как владелец Южного речного порта. Его живая речь и адекватное понимание будущего развития перевозок заинтересовали министра Сергея Франка. Уже через неделю Роман занял место его помощника.
В 2000 году Роман Троценко приобщил к своим активам еще одно предприятие, которое стояло на грани разорения: Московское речное пароходство.
«Никому бы в голову не пришло его покупать, потому что все ожидали банкротства. Я верил, что пароходство можно развивать. Имея столько судов, мы должны были иметь всю инфраструктуру – сами ремонтироваться, строить собственный флот, иметь базы отстоя судов, центры обучения экипажей и так далее. Мы постепенно начали все это собирать. И в итоге сделали очень приличный холдинг».
Восстановить предприятие бизнесмену удалось только к 2003 году. Тогда изрядная часть прибыли пошла на открытие компании по строительству яхт Timmerman Yachts. В этот период Троценко пробует себя в девелоперском бизнесе: за крупные перевозки клиенты нередко расплачивались домами, квартирами, земельными участками, которые нужно было продавать или сдавать внаем.
Рисунок 5. На презентации Timmerman Yachts. 2003.
Источник: Журнал «Yachting»
Рождение AEON Corporation: важная страница в истории Романа Троценко
В 2004 году во время визита Владимира Путина в Астрахань по поводу празднования юбилея города в ходе посещения аэропорта оказалось, что последний находится в весьма плачевном состоянии. Сразу же было решено выставить на торги долю частных минотарных акционеров, составляющую 43,7% (доля государства в нем составляла 56,3%). Через две недели акции приобрели структуры Романа Троценко.
В 2006 году аналогичным образом было выкуплено 75% акций Томского аэропорта Богашево (25% акций осталось у местной администрации).
С историей еще одного миллиардера, интересующегося аэропортами, можно познакомиться в материале История успеха миллиардера Виктора Вексельберга.
В 2007 году миллиардер регистрирует компанию Новапорт, призванную объединить все принадлежащие ему предприятия в сфере авиаперевозок.
Справка! ООО «Новапорт» - компания, главным направлением деятельности которой выступает реализация комплексных программ развития аэропортов РФ. Ныне под ее началом работает 14 российских аэропортов.
В 2007 году бизнесмен создает венец своего бизнеса – корпорацию AEON. Эта частная международная инвестиционная группа «приобретает доли или акции в проблемных компаниях, чтобы развивать их: освоить новые технологии или продукты и, в конечном счете, сделать их прибыльными».
Справка! Основными направлениями деятельности корпорации АЕОН являются транспорт, строительство, прокладка линий связи, управление недвижимостью, управление аэропортами и речным пароходством, производство продукции для авиационной и космической отраслей. Ее подразделения функционируют в России, Германии, Голландии, Украине и Казахстане.
В 2009 году корпорация АЕОН попала в список 200 крупнейших непубличных компаний России. В этом же году на совещании у В. Путина Роман Троценко презентует блестящий доклад, посвященный вопросам развития речного флота. Сразу после мероприятия к нему подошел Вице-премьер Игорь Сечин и предложил ему место президента «Объединенной судостроительной корпорации (ОСК)»
«Во-первых, я человек состоятельный и состоявшийся, и мне хотелось что-то сделать для страны, в которой я живу, без коммерческого интереса, а относясь к этому как к долгу. Во-вторых, последние лет пятнадцать я специализируюсь на антикризисном управлении. В судостроении ситуация была тяжелая, и когда меня пригласили им заняться, это был профессиональный вызов. И в-третьих, мне нравятся корабли. Так что все сошлось».
Рисунок 6. На встрече с В. Путиным, 2012.
Источник: Омский бизнес портал
Однако уже в 2012 году предпринимателю пришлось покинуть свой пост: в течение 3 лет корпорация АЕОН функционировала без его участия. В этом же году его наставник Игорь Сечин приглашает его на место своего советника по корпорации «Роснефть» и куратора шельфовых месторождений.
В 2013 году Сечин и Троценко предпринимают попытку совместно приобрести аэропорт Домодедово. Однако по ряду земельных участков и цене им не удалось достичь согласия с собственником – Дмитрием Каменщиком, и сделка сорвалась.
Рисунок 7. С Игорем Сечиным, 2014.
Источник: Эксперт РА
Однако уже в 2016 году Роману Викторовичу удается приобщить к активам «Новапорт» 60% акций аэропорта «Храброво» (Калининград), 51% акций аэропорта «Минеральные воды», а также 100% аэропорта «Рощино» в Тюмени
«Самый быстрый проект, который мы видели, окупается больше 10 лет. У нас есть проекты очень сложные. Допустим, Калининград, как мы ожидаем, окупится через 15-16 лет. Мы большая группа, мы можем себе позволить очень надолго откладывать возврат денежных средств. На начало 2017 года мы в общей сложности вложили больше 100 миллиардов рублей в инфраструктуру России»
В настоящее время Роман Троценко считает, что судостроение и развитие аэропортов имеет широкие перспективы развития, а также рассматривает возможности выведения акций корпорации АЕОН на публичное размещение (IPO).
Интересные факты биографии Романа Троценко
- Жена миллиардера – российский арт-продюсер, основатель Центра современного искусства Винзавод (Москва), советник Министра культуры РФ, директор Школы дизайна при Президенте РФ – Софья Троценко. Пара воспитывает двоих сыновей – Никиту и Глеба.
Рисунок 8. С супругой Софьей, 2009.
Источник: FB.ru - С 1996 года бизнесмен был избран действующим членом Международной академии Менеджмента.
- В 2015 году Роман Троценко собирался внести залоговую сумму в 20 млн руб. за освобождение обвиненного в мошенничестве предпринимателя Сергея Полонского, однако арест был продлен.
- В 2016 году предпринимателем был выставлен на продажу 20-комнатный пентхаус на 95 этаже башни «Федерации» стоимостью 2 млрд рублей.