Каменщик Дмитрий Владимирович

Дмитрий Каменщик – человек удивительных человеческих свойств, часто неприятных в личном общении, огромного достоинства, способный работать мозгом крупного аэропорта

Справочная информация:

  • ФИО: Каменщик Дмитрий Владимирович
  • Дата рождения: 26 апреля 1968 года
  • Образование: социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Экономическая социология», кандидат экономических наук
  • Дата начала предпринимательской деятельности/возраст: 23 года
  • Вид деятельности при старте: совладелец московского филиала «Малахита» (чартерные авиаперевозки)
  • Текущий вид деятельности: председатель совета директоров «Домодедово» и группы компаний «Ист Лайн»
  • Текущее состояние: 3,6 млрд долларов по версии Forbes

Каменщик Дмитрий Владимирович – бизнесмен, предприниматель, миллиардер. Его основным капиталом является группа DME – холдинг, состоящий из 23 различных компаний, главные из которых – аэропорт Домодедово и «Аэротрополис». Последние 20 лет его имя связывают именно с «Домодедово». Хотя он и не стремится к публичности, говорят о нем много и часто. Отсюда и даются столь противоречивые характеристики – от «Короля Домодедово» до «Международного авантюриста», а сам аэропорт порой именуют «Каменодедово».

Он называет себя счастливым человеком, что неудивительно. Дмитрий Каменщик – человек, для которого отлаженный им бизнес является не просто способом зарабатывания денег, а делом жизни.

«Я посвятил этому делу всю жизнь и горжусь им».
«Я получаю большое удовольствие от того, чем занимаюсь, поэтому мне кажется, что сам-то я счастливый человек».

Даже краткая биография Дмитрия Каменщика наполнена значимыми событиями. Быть на публике и давать интервью он не любит. Оттого и немного известно о его личной жизни, как, впрочем, и об успехах в бизнесе. Даже о семье пресса публикует самые противоречивые сведения. По одним источникам он женат, по другим – холост, по третьим – детей не имеет, а по четвертым сведения расходятся: один, четыре, даже пять. И только благодаря известному судебному процессу (о нем чуть позже) доподлинно стало известно, что жена у Каменщика гражданская, она же мать его четырех детей (1999-го, 2005-го, 2007-го и 2014-го г.р.), а сам он 15 лет проживает в поселке Одинцово ГО Домодедово в арендуемом доме.

Что еще известно о личном? Его увлечения, среди которых есть необычные. Дмитрий Каменщик предпочитает отдых активный, но в уединении: сноубординг, кайтинг, дайвинг, горные лыжи, пилотирование реактивных самолетов, искусство шанги – древнейшей школы боевых искусств Бирмы, а по чхвегвандо даже имеет черный пояс.

«У меня есть особенность: я увлекаюсь постепенно. Увлечение не приходит ко мне быстро — это требует времени и труда. Но, начав заниматься, уже не бросаю, а, напротив, со временем обнаруживаю, что горизонт отодвигается, увлекая меня за собой».

Потеря самоконтроля для него нехарактерна, и не потому что он не способен на сильные чувства, а потому что убежден: если эмоциональную реакцию показать, инициатива может оказаться потерянной.

Детство и юность – чудесные годы

Родился Дмитрий Каменщик 26 апреля 1968 года в Свердловске. Знакомство его родителей, радиофизиков по образованию, состоялось во время учебы в Уральском политехе (УПИ). Оба (мама на закрытом предприятии, специализация которого – картография и геодезия, а папа – в «Уралгипротрансе») управляли Вычислительными центрами.

Не было ничего удивительного, что и сын, «талантливый и яркий» ученик, за свой характер получивший кличку «Камень» (по словам одного из земляков), который выигрывал школьные олимпиады, но компаний сторонился, хотел стать физиком-ядерщиком и поступил в Московский энергетический институт сразу после окончания школы №104. Но это позже, а пока…

Под парусом «Каравеллы»

Да-да, Дмитрий Каменщик – «крапивинский мальчик», выпускник Свердловского отряда «Каравелла», который в начале 1960-х годов создан известным детским писателем Владиславом Крапивиным. У отряда был статус пионерской дружины, хотя в реальности он стал неформальным братством подростков.

И это было весьма примечательным в детстве будущего миллиардера.

Рис. 1. Дима Каменщик – член «Каравеллы»

Рис. 1. Дима Каменщик – член «Каравеллы»

Здесь был собственный пресс-центр, даже киностудия, не говоря о парусной флотилии. Книги Крапивина знали и любили многие советские подростки, но только школьникам Свердловска посчастливилось оказаться в рядах «Каравеллы», ходить в походы, заниматься фехтованием, морским делом, историей флота и оставаться верным клятве смелых, благородных людей, живущих по законам чести:

«Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня».

Через это братство прошли и другие известные люди:

  • Александр Школьник, ныне возглавляющий «Мультимедиа Холдинг»;
  • Дмитрий Емельянов – командир спецподразделения ОМОНа;
  • Сергей Бобунец – лидер группы «Смысловые галлюцинации»;
  • Вячеслав Гулевич – начальник Екатеринбургской морской школы;
  • Вера Тарасова – редактор журнала «Я – покупаю!».

«Каравелла» гордится своими выпускниками, многие из которых работают в ФСБ и военном ведомстве, занимают высокие посты. Среди них немало научных работников, прекрасных педагогов, врачей, преуспевающих бизнесменов.

Совсем недавно вышла книга о Вячеславе Крапивине. Почетный командор и выпускник «Каравеллы», владелец московского аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик оказал существенную помощь в ее издании.

После окончания школы…

За своей мечтой в 17 лет Дмитрий поступил в Московский энергетический институт. И хоть отучился он только первый курс, потому что ждала армия, но именно этот год он называет одним из наиболее интересных в своей жизни.

Срочную службу он прошел в танковых войсках (1986-1988). Возвращаться к учебе не стал: приехав в родной город, устроился на работу в областной комитет по телерадиовещанию, но ненадолго. Уже в 1990-ом он приезжает в столицу и поступает на философский факультет МГУ.

С ним на одном курсе учатся будущие журналисты: Максим Кашулинский (сейчас – главный редактор «Слона») и Юрий Сапрыкин (ныне – редакционный директор The Moscow Times).

«Где-то в полях Можайского района Подмосковья Каменщик шел по картофельным грядкам, обсуждая с другими такими же первокурсниками МГУ стихи Роберта Фроста из антологии американской поэзии» (Сапрыкин).

Через полтора года Каменщик берет «академку» (только в 2000 году он закончит МГУ). Его ждут великие дела.

На пути к предпринимательству

Вернувшись из армии, Каменщику пришлось столкнуться с нищетой. Так что в бизнесе он оказался, по его же словам, не по замыслу, а чтобы заработать на жизнь. Предпринимательство вызывало у него нескрываемый скепсис.

«Вспомните, какие были предприниматели в самом начале 1990-х — криминальные личности в спортивных костюмах. Я полагал, что встречавшиеся мне экземпляры определяют тип. Я принял видимость за сущность. Когда я сам начал заниматься бизнесом, то вначале думал, что просто решу проблему средств к существованию и выйду. Но стал получать нематериальное удовольствие от работы и увлекся».

С 1992 года он занимается авиабизнесом – именно тогда началась история успеха Дмитрия Каменщика.

Малахит

С Антоном Баковым, 25-летним предпринимателем из родного города, владельцем туристической фирмы «Малахит», Дмитрий Каменщик познакомился случайно. Их места оказались рядом в самолете. Быков потом вспоминал:

«Он моложе меня на два года, а сложилось впечатление, что лет на семь. Я уже к тому времени был второй раз женат, дети, свой бизнес, а тут со мной сидит не то абитуриент, не то первокурсник».

Еще в самолете они договорились, что специально для Каменщика Баков откроет второй филиал «Малахита», уже в Москве, потому что Дмитрий жаждал работать на себя. Ему была передана «логистика поляков»: туристов из Польши «Малахит» возил в Москву или в Индию через Москву. Этим направлением и стал заниматься 23-летний студент МГУ. Правда, для этого ему пришлось на время оставить учебу.

Через два года это была уже независимая компания, основным занятием которой стали чартерные перевозки туристов. Ее основали Каменщик и другие сотрудники, ушедшие из «Малахита». Только Каменщику пришлось уйти оттуда из-за своего отвратительного характера.

«Из-за плохого характера Каменщика оттуда выгнали. Он просто очень неприятный, жесткий человек. Если бы я был его подчиненным, я бы повесился» (Баков).

Владелец бренда «Ист Лайн»

Баков ценил деловую хватку этого парня, потому и взял его партнером в новый бизнес, который вырос из туристического. Это была экспедиторская компания, занимавшаяся чартерными авиаперевозками. Так Дмитрий стал владельцем 20% акций предприятия. По обоюдному решению партнеры начали работать в Домодедово. Офис компании устроили в квартире будущего миллиардера, которую он снимал, в ней был телефон.

В самом начале 1990-х аэропорт принадлежал Домодедовскому производственному объединению гражданской авиации (ДПО ГА), в распоряжении которого было около 50-ти «Илов», выполняющих рейсы в Поволжье, на Урал и Дальний Восток.

Партнеры заключили с ДПО ГА договор о сотрудничестве и аренде самолетов. Их стараниями Домодедово обрело статус международного аэропорта. Сначала это был хорошо знакомый «Ист-Лайну» маршрут на Польшу. А с открытием в 1993 пассажирских и грузовых рейсов в Пекин компания получает первые серьезные деньги.

Тогда же в 1993 году на базе аэропорта создаются несколько предприятий, каждое из которых предоставляло определенный вид услуг. Совместное предприятие, которое объединяло «Ист лайн» и аэропорт, занялось инвестициями в грузовой терминал. Через него проходит основной грузовой поток всех российских челноков.

Недолго Баков оставался партнером Каменщика – в начале 1994 он выходит из бизнеса. Всему виной непростой характер Дмитрия, и больше они не общались. В 1994 году Дмитрий Каменщик занимает пост гендиректора, а через год становится председателем совета директоров группы компаний «Ист Лайн».

Стараниями Каменщика «Ист-Лайн» превратился в монополиста на рынке грузоперевозок из Китая (подробно о преимуществах доставок грузов из Китая авиаперевозчиком узнайте здесь). Конечно, были нарушения.

  1. Перегруз.
    «В Китае самолеты грузились так плотно, что пилот не мог добраться до кабины. Вещи укладывались в пакеты, из которых выкачивали воздух, а потом их утрамбовывали бульдозерами» (Олег Пантелеев, аналитическое агентство «Авиапорт».
  2. Недекларирование огромного количества товаров.

Но все деньги, которые были заработаны на этих перевозках, Каменщик вкладывал в аэропорт.

Компания наращивает обороты, расширяет авиапарк, выбивается в лидеры.

Домодедово

Так строилось

Первым появился большой грузовой терминал. В 1998 была достигнута договоренность с Домодедово, и там, где находился старый аэропорт, появился новый современный терминал.

Тогда же Каменщик на 75 лет арендовал аэродром. Так что все, что входило в собственность аэропорта, перешло на те же 75 лет в долгосрочную аренду «Ист Лайн». Сам Каменщик стал председателем совета директоров аэропорта «Домодедово». Через год предприятие, владевшее старым зданием аэропорта, обанкротилось, и Каменщик выкупил его на торгах. Так он стал полноправным хозяином.

Рис. 2. Дмитрий Каменщик – «лучший менеджер 2001», победитель конкурса, организованного журналом «Компания»

Рис. 2. Дмитрий Каменщик – «лучший менеджер 2001», победитель конкурса, организованного журналом «Компания»

 Международный аэропорт обеспечивал высокий уровень сервиса и услуг, так что совсем скоро в Домодедово базировались большинство авиакомпаний из России и рубежа.

  1. 2008 – немецкая авиакомпания Lufthansa стала 28-й из зарубежных компаний. Всего из аэропорта 74 авиакомпании выполняли отсюда международные и внутренние рейсы. Шереметьево на целых 7 лет уступило Домодедово звание первого аэропорта страны по пассажиропотоку.
  2. 2010 – аэропорт впервые раскрывает финансовую отчетность: становится понятно, что он способен конкурировать с лучшими аэропортами мира, такими как лондонский Хитроу, Aeroports de Paris, управляющий всеми парижскими аэропортами, Fraport, управляющий аэропортом во Франкфурте.

Компания становилась все более прозрачной, в документах по-прежнему не фигурировали реальные собственники Домодедово. Имя Дмитрия Каменщика, председателя совета директоров и владельца аэропорта, известно многим, но документы указывали на компании-офшоры в разных странах. В чем причина? В стремлении многих отобрать единственный в столице частный аэропорт.

Система Каменщика

Рис. 3. Собственник аэропорта Домодедово

Рис. 3. Собственник аэропорта Домодедово

Он создал в Домодедово целую систему.

  1. DME Live – стимулятор, деловая игра с набором всевозможных ситуаций из жизни аэропорта, в которую вмешиваются контролирующие органы. Моделировать ситуации Каменщик считает важным: сотрудники аэропорта должны уметь решать возникающие задачи, сколь сложными бы они ни оказывались.
  2. «Акты корпорации» – автоматизированная информационная система с описанием почти всех известных и протекающих в компании организационных процессов. Любая задача может быть решена с помощью определенной последовательности действий. Здесь содержатся «требования к знаниям и навыкам» (ТЗН) для каждого лица, занимающего некую должность.
  3. Арбитраж – всякий несогласный с инструкцией или взысканием вправе оспорить это через систему арбитража. Арбитры в принятии решений всегда на стороне Закона (федерального, международного или нормы корпорации), рассматривают ли ситуации, связанные с воровством, злоупотреблением служебными полномочиями, коррупцией, растратой, употреблением алкоголя на рабочем месте, немедицинским употреблением наркотиков, дачей ложных показаний при служебном расследовании, отказом от дачи показаний.

«Наша корпорация – не продукт удачной приватизации. То, чего мы достигли, — результат усилий десятков тысяч людей, очень значимых по масштабам отрасли инвестиций и технологий, достойных доброго слова».

Как пытались отнять Домодедово

  • 2005

Росимущество в судебном порядке аннулировало документы, по которым в начале 1990-х был получен в 75-летнюю аренду аэродромный комплекс Домодедово. «Ист-Лайн», по документам – владелец, лишалась возможности отправлять и принимать самолеты.

Тогда Дмитрий Каменщик приглашает Валерия Когана, создателя крупной финансово-промышленной группы «Югтрастинвест» и обладающего репутацией человека, «решающего вопросы», возглавить наблюдательный совет «Ист-Лайн».

Результатом подобного тактического хода стало мировое соглашение между аэропортом и Росимуществом, по которому арендная плата с 1,2 млн долларов в год выросла почти втрое и составляет теперь 3,5 млн.

  • 2007

Новое обращение Росимущества в суд с заявлением о национализации здания аэровокзала по причине нарушения Каменщиком закона при приватизации старого, на месте которого и появился новый аэровокзал. Журналист Владимир Соловьев стал главным публичным защитником Домодедово. Непубличным был Виктор Черкесов, предшественник главы ФСКН Иванова. Понадобился год, чтобы стороны примирились.

  • 2010

Идея слияния московских аэропортов родилась в Минтрансе. Продать актив пытались вынудить и владельцев Домодедово. Среди претендентов называли:

  • Олега Дерипаски с его «Базэл Аэро»;
  • Виктора Вексельберга с «Ренова»;
  • Романа Троценко с «Новапортом»;
  • Зиявудина Магомедова с группой «Сумма»;
  • Виталия Ванцева – совладельца Внуково с партнерами.

Однако продвинуться в переговорах дальше инвестиционного подразделения А1 «Альфа-групп», принадлежащего Михаилу Фридману, не удалось никому. А1 предлагала Каменщику предлагалось за актив 3 млрд долларов, но до сделки дело так и не дошло.

  • 2011

Теракт произошел 24 января в зале международных прилетов Домодедово, когда 37 человек погибли. Одновременно с расследованием власти занялись владельцами Домодедово. Но указать смогли лишь на компанию Hacienda Investments Limited (зарегистрирована на Кипре, управляет имуществом аэропорта). Структуру собственности установить не удалось.

Правда, после заявления о том Александра Буксмана, замгенпрокурора, в Госдуме, Домодедово разместило на Лондонской бирже сообщение, где объявило, что контролирует аэропорт председатель совета директоров Дмитрий Каменщик.

  • 2016

В феврале Каменщика и нескольких топ-менеджеров компании задерживают по обвинению Следственного комитета. Дело о теракте продолжается. Предъявлены обвинения, что услуги, оказываемые компанией, не соответствуют требованиям безопасности и повлекли за собой гибель людей в результате теракта 2011 года. Более 4-х месяцев юристы «Домодедово» продолжали доказывать невиновность своих подзащитных. Они были освобождены из-под ареста в июле, а в сентябре – закрыто дело против топ-менеджмента «Домодедово» без обнаружения в действиях Каменщика и его менеджеров состава преступления.

«Я по-прежнему хочу работать и жить в России, … то, что с нами происходило за последние 20 лет, только подтверждает правильность стратегии — не паниковать, вкладывать деньги в своей стране, не рассчитывать ни на какие преимущества, строго соблюдать законы, а также не использовать трудности в качестве оправдания слабости».

О позиции аэропорта, работающих здесь технологиях в связи с терактом и обвинениями, выдвинутыми к нему лично и топ-менеджерам Домодедова, на брифинге говорил сам Каменщик:

Но не только Домодедово…

В жизни Дмитрия Каменщика была и политическая карьера. Он состоял в Совете по предпринимательству при Правительстве России в 2000-2004 гг., занимал должность советника председателя Госдумы и советника губернатора Московской области.

Одной из важных задач, которые ставил перед собой Каменщик, было снижение дефицита электричек. С этой целью он скупил около 99% акций «Демиховского машзавода», а затем и «Центросвар», и Октябрьский электровагоноремонтный завод. Он даже создал НПО «Трансмаш» – проектное бюро транспортного машиностроения.

О состоянии олигарха

Рис. 4. Дмитрий Каменщик – предприниматель-логик

Рис. 4. Дмитрий Каменщик – предприниматель-логик

2017 год. Журнал Forbes публикует список самых богатых людей России. На 29-ом месте с состоянием в 3,6 млрд долларов – Дмитрий Каменщик, председатель совета директоров международного аэропорта «Домодедово», гениальный человек, потому что только такой мог провести реконструкцию громадного аэропорта, не остановив его ни на час, ни на минуту.

Рис. 5. Изменение состояния Д. Каменщика за период 2011-2017 гг., миллиардов долларов. <br>Источник: Журнал Forbes

Рис. 5. Изменение состояния Д. Каменщика за период 2011-2017 гг., миллиардов долларов.
Источник: Журнал Forbes

Будь его воля, он так и оставался бы в тени, потому что громко заявлять о своих талантах и богатстве не имеет ни малейшего желания. Он просто работает, «плавает и плавает сам по себе», как говорит про Каменщика Баков, его бывший партнер, и «плавает» весьма успешно.

Таб. 1. Дмитрий Каменщик в рейтинге 200 богатейших бизнесменов России

 

Миллиардов долларов

Место в рейтинге

2011

1,1

86

2012

1,0

91

2013

1,0

108

2014

1,4

70

2015

3,8

27

2016

2,9

29

2017

3,6

29

Источник: Журнал Forbes

«Кажется, это хорошо, если мне повезло сделать выбор на всю жизнь. А если так вдруг случится, что будет вынесен судебный акт, запрещающий мне заниматься моей работой, то выберу второй раз. И тогда этот выбор станет делом моей жизни».