Любая история успеха удивительна и поучительна. Создавая АО «Тандер», Сергей Галицкий рассчитывал добиться успеха. Сегодня его состояние исчисляется в миллиардах долларов, а бренд «Магнит» - самый дорогой продуктовый ритейлер в России

Справочная информация

  • Название компании: АО «Тандер»;
  • Правовая форма деятельности: Закрытое акционерное общество;
  • Вид деятельности: основной − торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах; дополнительные − производство мяса и пищевых субпродуктов в охлажденном виде, готовых пищевых продуктов и блюд, хлеба и мучных кондитерских изделий и др.;
  • Выручка за 2016 год: 1 074 млрд рублей;
  • Бенефициар: Владимир Гордейчук;
  • Численность персонала: 271,4 тыс. человек на начало 2017 года;
  • Сайт компании: https://magnit-info.ru/
  • Юридический адрес: 350000, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Леваневского,185.

История АО «Тандер» − управляющей компании одного из крупнейших продуктовых ритейлеров «Магнит», магазины которого знакомы огромному количеству россиян, интересна и поучительна.

История создания

Обращаясь к моменту создания этого столь известного на российском рынке предприятия, следует рассказать о человеке, который основал его, владеет и является председателем правления сети магазинов «Магнит» и неизменным гендиректором компании АО «Тандер».

Галицкий Сергей

Родился 14 августа 1967 года в поселке Лазаревское Краснодарского края. Учился без троек, но и назвать себя "фантастическим учеником" не мог. В седьмом-восьмом классе он увлекся игрой в шахматы и два года занимался ими, став кандидатом в мастера спорта и чемпионом Сочи. Служил в армии в 1985-1987 годах. Демобилизовавшись, стал студентом факультета экономики и планирования народного хозяйства Кубанского государственного университета. (https://lenta.ru/lib/14215237/)

Рис. 1. Сергей Галицкий − основатель и владелец крупнейшего продуктового ритейла

Рис. 1. Сергей Галицкий − основатель и владелец крупнейшего продуктового ритейла

Это сегодня состояние его исчисляется в миллиардах долларов. А было время, когда будущему бизнесмену случалось подрабатывать грузчиком, в студенческую пору начинать простым клерком и дорасти до заместителя управляющего в одном из банков родного Краснодара.

Кстати, детское свое увлечение шахматами, а он становился даже чемпионом Сочи, очень пригодилось ему в жизни. По его словам, именно благодаря им, он научился быстро считать и логично мыслить, а в бизнесе, по его же собственному уверению, «невероятно важен элемент логики».

Компания «Трансазия», что была основана совместно с однокурсниками, организовывала оптовые поставки бытовой химии и косметики таких популярных марок, как Johnson & Johnson, Avon. Но чтобы выполнить требование Procter & Gamble распространять только ее товары в качестве эксклюзивного дистрибьютора, решено было поделить «Трансазию». Так в 1995 году образовалась компания «Тандер». Галицкий возглавил ее, оставив налаженный бизнес своим партнерам.

«В бизнесе надо не бояться каждый день выходить с открытым забралом и иметь шанс потерять все. Когда ты боишься потерять все, ты должен признать, что у тебя уже нет той воли, которая была. Надо уважать себя. Надо верить в себя». Из интервью С. Галицкого К. Собчак

Он всегда готов делиться своим собственным опытом. Взять, к примеру, это интервью:

Молодым предпринимателям многому можно у него поучиться.

Начало и становление розничной сети

Первый продовольственный магазин компания открыла в 1998. А за ним последовали все новые и новые, преимущественно в небольших городках, чтобы обойтись без конкуренции с другими более крупными торговыми сетями. Магазины открывали небольшие, площадью примерно в 400 кв. м, а со временем объединялись в торговую сеть.

Сам Галицкий называл их «магазины у дома по низкой цене».

Рис. 2. Открытие юбилейного 8 000 магазина «у дома» в октябре 2014 года  Источник: официальный сайт компании

Рис. 2. Открытие юбилейного 8 000 магазина «у дома» в октябре 2014 года
Источник: официальный сайт компании

За десять лет компания с оборотом в 1,6 млрд долларов опередила сеть «Пятерочка». А она была серьезным конкурентом. Сам владелец ее и основатель с состоянием, насчитывавшим 460 млн долларов, впервые оказался в числе самых богатых представителей бизнеса – 64 место, согласно рейтингу Forbes (русскоязычной версии).

Количество магазинов постоянно росло. К началу 2007 их уже почти 1 900, в 2010 – более 4000, число гипермаркетов «Магнит», первый из которых открыли в 2007, теперь достигло 50. Компания обеспечила рабочими местами больше 100 тыс. человек.

Сегодняшний день розничной сети «Магнит»

Отдельные показатели деятельности

Компания «Тандер», учрежденная в 1995 году, за пару десятилетий превратилась в один из ведущих продуктовых ритейлов России. «Магнит» – это более 10 700 «магазинов у дома», 237 гипермаркетов, 189 «Магнитов семейных» и за 3100 «Магнитов Косметик» в больше чем 2 500 больших и малых городах в самых разных субъектах РФ: от Брянска до Красноярска, от Мурманска до Владикавказа.

Мощная система логистики позволяет обеспечить бесперебойную и эффективную поставку товаров по всей сети. Деятельность всех 35-ти распределительных центров дистрибьюторской сети направлена на обеспечение качественного сохранения продуктов питания и их упорядоченной поставки в торговые точки посредством своего автопарка, насчитывающего больше 6 000 автомобилей.

И это не говоря уже о том, что АО «Тандер» и его розничная сеть «Магнит» обеспечивает рабочими местами более 270 000 наших соотечественников и каждую неделю открывает новые рабочие места (до 300), что позволяет считать его крупнейшим из российских работодателей.

Рис. 3. Изменение количества магазинов и сотрудников в них за период 2011-2016 годы  Источники: официальный сайт компании

Рис. 3. Изменение количества магазинов и сотрудников в них за период 2011-2016 годы
Источники: официальный сайт компании

Компания заслужила право называться «Привлекательным работодателем» на протяжении уже нескольких лет. Такое звание ей присуждалось по результатам ежегодных исследований портала Superjob.ru.

Выручка компании за 2016 год составляла 1 074 миллиарда рублей. В последние годы она неуклонно росла. Правда, темпы роста замедляются с каждым годом (с 42,13% в 2011 к 2010 до 13,07% в 2016 к 2015), что наглядно демонстрирует график

Рис. 4. Выручка АО «Тандер» в 2011-2016 годах<br>  Источники: официальный сайт компании

Рис. 4. Выручка АО «Тандер» в 2011-2016 годах
Источники: официальный сайт компании

Текущая стоимость на рынке ММВБ акций компании "Магнит" составляет 9280 рублей за акцию.

Рис. 5. Изменение курса акций «Магнит», руб.  Источники: https://katashi.ru/quotes/magnit/

Рис. 5. Изменение курса акций «Магнит», руб.
Источники: https://katashi.ru/quotes/magnit/

Признание

По итогам торговой сессии Лондонской биржи в конце 2012 стоимость «Магнита» превысила 21 млрд долларов.

Понадобилось 15 лет деятельности, чтобы к началу 2013 года сеть стала безусловным лидером и возглавила список продуктового ритейла России.

В апреле 2014 она стала первой российской маркой среди 50-ти самых дорогих розничных брендов Европы.

По версии журнала Forbes (2016), она в числе ста инновационных компаний в мире. В рейтинге РБК «Топ-500» у сети 8 позиция.

А сегодня она − одна в пятерке самых дорогих брендов России и на 18-й строке рейтинга Brand Finance самых богатых и респектабельных компаний мира в 2017 году. По последним данным рыночная капитализация «Магнита» составляет 19 млрд долларов.

«Ритейл — простой бизнес: там побеждает тот, кто каждый день приходит на работу и работает с утра до вечера, потому что это бизнес маленьких улучшений, ежедневных открытий, ежедневного изучения спроса». Из выступления С. Галицкого в Сколково на открытой дискуссии в марте 2016 года

Отмечены и заслуги самого Галицкого. Это:

  • благодарность и именные часы, врученные президентом России за вклад предприятия в экономику страны − в январе 2006;
  • «Бизнесмен года» по утверждению газеты «Ведомости» − в декабре 2011;
  • почетное звание «Герой труда Кубани» – в сентябре 2011;
  • номинация на премию «GQ Человек года 2017» и др.

«Для меня не является вопросом необходимости приходить на работу. Мне этого хочется. Человек, который заставляет себя приходить на работу, он не тем занимается. Как только начинаешь заставлять себя делать что-либо, надо бросать это занятие. Искать то, для чего ты родился». С. Галицкий в интервью корреспонденту РБК

Обеспечение контроля качества

Чтобы обеспечивать все торговые предприятия безопасной продукцией хорошего качества, компания осуществляет целый комплекс работ по его контролю. Этот процесс непрерывный и затрагивающий все стадии: от выбора производителя и поставок в центры до реализации.

Конкуренция в сфере розничной торговли – факт общеизвестный. Именно потому в компании обслуживанию покупателя уделяется все больше внимания. Покупатель голосует рублем, а потому одной из главных задач розничной сети является создание сервиса, способного сделать покупку максимально комфортной и гарантировать качество товара, который лежит на полках магазинов.

Действующая в АО «Тандер» система контроля основана на принципах (и придерживается их):

  • Ориентир – приоритет покупателя.
  • Законность соблюдать безусловно.
  • Некачественная и опасная для здоровья продукция не должна появляться на прилавках.

Из чего складывается надежность реализуемых товаров?

  1. Хранение и транспортировка продукции

    Своя система логистики, автопарк, распределительные центры, отлично оснащенные, вкупе с отличными условиями хранения позволяют сохранять потребительские свойства товара на должном уровне качества и безопасности до момента, когда он попадет в руки потребителя. Некачественный товар выявляется уже на входном контроле в распределительном центре.

  2. Аудит предприятий-поставщиков

    Располагая подлинной информацией о том, как обстоят дела у тех, кто поставляет товар для сети, специалисты АО «Тандер» получают возможность оценить риски поставок низкосортного товара. В ходе проверки они знакомятся с производственными и складскими помещениями, изучают техническую документацию, оценивают, в какой мере соблюдаются нормы и правила санитарии.

    Если появляется необходимость в разработке мер, исключающих подобные риски, эта работа проводится совместно с поставщиками.

  3. Лабораторные исследования товаров

    В этом деле партнерами компании являются ведущие отечественные научные центры, а также другие лаборатории из числа аккредитованных для испытаний. Продукция оценивается на предмет соответствия ее заявленному качеству и требованиям закона.

  4. Дегустационная экспертиза

    Так выбирается только лучшее, когда новинка вводится в торговую сеть. К тому же это реальная возможность отследить неприятные изменения в продукции, которая предлагается потребителю.

  5. Горячая линия

    Обеспечивает обратную связь с покупателем. Еще один из способов обеспечить контроль за качеством товаров. Каждая жалоба на приобретенную низкосортную продукцию служит основанием тщательного анализа ситуации и расследования с участием производителя товара, если необходимо, а сам товар из продажи исключается.

Рис. 6. Гипермаркет с кассами самообслуживания, Самара  Источник: официальный сайт компании

Рис. 6. Гипермаркет с кассами самообслуживания, Самара
Источник: официальный сайт компании

Собственные торговые марки (СТМ)

Компания занимается реализацией товаров СТМ. Их представляют ведущие изготовители, и не только отечественные, но и зарубежные.

Есть и собственное производство продукции. Система по контролю качества и обеспечению безопасности касается и этой категории. Часто ее рассматривают в роли замены домашней кухни. Купить такой продукт в гипермаркете – значит, реально сэкономить время, проведенное на кухне и потраченное на готовку еды. Для сотрудников компании это – существенное основание для соблюдения стандартов пищевой безопасности и качества. На осуществление этих целей направлены:

  • применение новейшего оборудования;
  • в точности выдерживаемая технология приготовления;
  • пользование только качественным сырьем;
  • повышение профессионализма персонала на этом участке работы;
  • контроль на каждом этапе производства и реализации продукта.

Сотрудникам этой компании знакомы тенденции в управлении рисками, внедряются эффективные технологии приготовления продуктов питания. Каждый новый открывающийся гипермаркет предлагает своим потребителям свежайший продукт сразу, как только он изготовлен. Хранение или, тем более, длительная транспортировка исключаются.

Сотрудники компании идут навстречу пожеланиям потребителей и постоянно пополняют ассортимент, даже создают свои неповторимые рецепты новых блюд.

Рис. 7. Дегустация готовой продукции

Рис. 7. Дегустация готовой продукции

Ни один продукт собственного изготовления не появляется в отделе кулинарии, не пройдя внутреннего контроля. Разработан определенный порядок внутренних проверок, который позволяет оценить, как соблюдается санитария и гигиена в подразделениях, где организовано это производство. Это внутренний аудит эксперта «на месте» и пользование камерами видеонаблюдения.

Главные конкуренты

Галицкий называет трех игроков рынка, трех главных конкурентов – это Магнит, X5 Retail Group и Дикси.

  1. X5 Retail Group с выручкой 1033,7 млрд рублей и ее брендами:

    «Пятерочка» − 9000 магазинов и 76% в выручке;

    «Перекресток» − 544 и 15%;

    «Карусель» − 90 и 7%.

  2. ГК «Дикси» с выручкой 311,2 млрд рублей и 2729 магазинов

«У нас есть конкуренты, мы знаем их сильные стороны, слабые. Мы должны фокусироваться на том, что мы можем сделать. Надо фокусироваться на улучшениях». Из интервью С. Галицкого телеканалу «Дождь»

А Михаила Фридмана Галицкий считает бизнесменом №1 в России. Во многом именно он заставлял постоянно искать новые пути, новые формы организации бизнеса. В стремлении обогнать главного конкурента X5 Retail Group, как признает сам Галицкий, за 15 лет, пока пытались угнаться за ним, даже выработался «комплекс неудачника», потому что были всегда вторыми.

Можно как угодно относиться к этой или любой другой розничной сети, но нельзя не признать тот факт, что миллионы наших соотечественников получили возможность именно в магазинах крупных торговых компаний возле своего дома покупать все необходимые продукты питания, не расходуя при этом много денег.