Франчайзингом называется направление предпринимательства, в котором владелец торговой марки (франчайзер) предоставляет компании или ИП (франчайзи) право использовать ее на протяжении определенного периода в своем бизнесе с выполнением всех инструкций и соблюдением корпоративного стиля. Сущность франчайзинга состоит в продаже франшизы – прав на временное использование своей торговой марки.
Преимущества, получаемые покупателем франшизы
На сегодняшний день франчайзинговые схемы в России используются повсеместно. Любой желающий может купить франшизу на Бизнесменс.ру. Для начинающих бизнесменов такое решение обеспечивает целый ряд выгод, которые при выстраивании собственного дела с нуля недостижимы или требуют очень много времени и сил. В число этих выгод входят:
- раскрученная торговая марка;
- готовый бизнес-план;
- обучение персонала;
- консультации специалистов;
- содействие в подборе сотрудников, помещения и оборудования;
- готовая маркетинговая программа.
Приведенный список выгод является типичным, но не универсальным. Он определяется условиями конкретной франшизы. В некоторых случаях владельцы франшиз не предоставляют их покупателям ничего, кроме уникального товара.
Преимущества, получаемые продавцом франшизы
Продажа франшизы позволяет ее владельцу развивать свой бизнес быстро и с минимальными затратами. Как правило, открытие новой точки с применением франчайзинга обходится значительно дешевле создания филиала. Таким образом, франчайзер продвигает свой бизнес в другие города и регионы и при этом экономит весьма существенные ресурсы. В ряде случаев добавляется и третья выгода – значительный рост прибыли. Особенно это относится к производителям, чей доход от продажи выпускаемых товаров с использованием франчайзинговой схемы заметно увеличивается.
Стоимость франчайзинга
Величина первоначального платежа за франшизу (паушального взноса) устанавливается индивидуально и обычно определяется размером затрат, которые ее владелец несет для того, чтобы предоставить франчайзи возможность зарабатывать. Существуют варианты без первоначального платежа. Чаще всего это товарные франшизы, в рамках которых франчайзи принимает на себя обязательство покупать партию товара у франчайзера на некоторую сумму.
Некоторые новички ошибочно полагают, что паушальный взнос представляет собой чистый доход франчайзера. На самом деле это не так, поскольку он тратит свои ресурсы и время на помощь покупателю франшизы. Хотя иногда попадаются и недобросовестные франчайзеры, из-за которых и распространяются такие мнения.
Помимо паушального взноса покупатель франшизы должен перечислять ее владельцу периодические платежи – роялти. Как правило, это делается раз в месяц. Величина роялти может быть фиксированной или зависеть от объема продаж. Она зачастую становится камнем преткновения между деловыми партнерами. В особенности если покупатель франшизы еще не успел выйти на окупаемость бизнеса, но обязан платить роялти вне зависимости от этого.
Разновидности франчайзинга
Количество разновидностей франчайзинга очень велико. Они классифицируются по разным критериям. По форме выделяются следующие направления франчайзинга:
- Эксклюзивные территориальные права. В этом случае покупателю франшизы дается гарантия того, что на занятой им территории не будут работать другие франчайзи той же торговой марки.
- Множественный франчайзинг. В этом случае покупателю франшизы предоставляется право открыть сразу несколько точек.
- Мастер-франшиза. Данная схема предусматривает продажу франчайзером прав компании из другого государства. Сделавшись франчайзи, эта компания может продавать данную франшизу в своей стране.