Уже 27 лет Группа «ПРОТЕК» являет собой успешный фармакологический холдинг, демонстрирующий устойчивый рост, социальную ответственность и безграничные перспективы.
Справочная информация:
- Название компании: ПАО «ПРОТЕК»;
- Правовая форма деятельности: публичное акционерное общество;
- Вид деятельности: производство и продажа фармацевтической продукции;
- Выручка за 2016 год: 241,5 млрд рублей;
- Основной бенефициар: Вадим Якунин;
- Численность персонала: 13 700 человек;
- Сайт компании:www.protek-group.ru/
Группа компаний «ПРОТЕК» среди современных фармацевтических компаний считается одной из крупнейших. Представлена она во всех основных сегментах отрасли: производстве, дистрибьюции и розничных продажах.
История «Протек» началась в 1990 году, когда свой «Центр внедрения «Протек» основали выпускники МФТИ Вадим Якунин и Григор Хачатуров для занятий торгово-посреднической деятельностью.
Экскурс в историю
Кстати, деятельность свою компания осуществляла в нескольких областях, и в информационных технологиях тоже. Но приоритетным направлением, спустя пару лет после основания, стала дистрибуция фармацевтических препаратов, поставки в Россию лекарственных средств от крупных венгерских фармацевтических компаний: «Гедеон Рихтер», «Биогал», «Эгил», «Хиноин». А по итогам 1995 года Центр впервые стал лидером рейтингов импортеров фармпродукции в РФ.
Компания работает и с отечественными производителями. Региональные филиалы в 1994 году открыты в Санкт-Петербурге и Волгограде. С аптеками устанавливается модемная связь. Среди российских фармдистрибьюторов это был первый опыт.
Дела шли успешно, и в 1999 со своими партнерами, которыми выступили компании «Лек», «Алкалоид» и «Никомед», создается ЗАО «ФармФирма «Сотекс». Его назначение — упаковка и фасовка лекарственных средств. Позже на предприятии будет сосредоточено основное производство Группы.
К началу нового века в составе ЦВ «ПРОТЕК» было уже 39 филиалов и 15 региональных представительств и запущен розничный бизнес – начинает работу первая аптека «Ригла», старт будущей сети.
В результате реструктуризации образуется ОАО «Протек». Оно становится объединяющим звеном, головной компанией всех сегментов бизнеса и дочерних, и зависимых фирм, что появляются:
- ООО «ПРОТЕК-СВМ» - дистрибьютор субстанций, производитель лекарственных средств по контракту (2003);
- ООО «ПРОМОФАРМ» - компания, оказывающая маркетинговые услуги для фармацевтических производителей и владельцев торговых марок (2003);
- ЗАО «Спарго Технологии» - разработчик информационно-технологических услуг для участников фармакологического рынка (2004);
- завод «ФармФирмы «Сотекс» (2005), на котором за десять лет одна за другой запущены три производственные линии ампульных лекарственных средств;
- терминал для таможенно-складской обработки фармацевтических товаров ТСТ «Транссервис» (2006 – первая очередь, 2007 – ввод в эксплуатацию).
К своему 25-летнему рубежу «Протек» превратился в крупнейший российский фармацевтический холдинг, пережил этапы становления – это и выстраивание дистрибьюторского бизнеса ЦВ «ПРОТЕК, развитие розничной сети «Ригла» и расширение производства «Сотекс».
Он вывел на отечественный фармацевтический рынок новые лекарственные средства – «Фламадекс», «Нейпилепт», «Липотиоксон», «Кетоаминол», «Орнилатекс», «Селамерекс».
Число препаратов под собственными брендами (Private label) в его производственном портфеле приближается к 60. А собственную продукцию Группа поставляет в 8 стран‑импортеров.
Рис. 1. Упаковка Biozone и SmileExpert от брендингового агентства SolutionsАlmacor как отражение натуральности и высокого качества продукции СТМ компании «Протек».
Источник: сайт sostav.ru
Современный «ПРОТЕК»
На 27-м году существования Группа компаний в числе ключевых фармакологических российских компаний, работает во всех основных сегментах фармацевтической отрасли и имеет диверсифицированную структуру бизнеса. Она занимается продажей собственной (и не только) фармацевтической продукции оптом и в розницу через свои сети аптек: «Ригла», «Будь здоров» и «Живика».
Группа поставляет лекарственные препараты в больших масштабах государственным учреждениям. И в этом один из секретов ее успеха. Партнером государства в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготных категорий граждан она стала еще в 2005 году.
Своими приоритетами «Протек» считает принципы прозрачности и открытости, заботу о красоте и здоровье людей.
Благодаря вертикальной интеграции в группе есть возможность контролировать качество товаров на каждом этапе его продвижения, мгновенно реагировать на изменяющиеся запросы рынка. Компании Группы – одновременно поставщики и клиенты друг для друга, что позволяет в полном объеме обеспечивать потребности в товаре в количестве и качестве, требуемом для успешной организации производственного процесса.
Все это делает позиции компании конкурентными в любом рыночном сегменте. А на отечественном рынке дистрибуции «Протек» стал безусловным №1. Именно этот сегмент формирует почти 80% выручки ПАО.
Цепочка «Производство – Дистрибуция – Розничная продажа»
Дистрибьютерское направление обеспечивает достойный уровень услуг хранения и логистики, так что компаниям-производителям нет нужды свои усилия растрачивать на поиски схем реализации продукции.
- Производство
Представляет производственный сегмент ЗАО «ФармФирма «Сотекс». Завод расположен в Сергиевом Посаде (Московская область) и производит инъекционные растворы в ампулах и преднаполненных шприцах. У предприятия практически лучшие в стране производственно-технологические мощности.
Рис. 2. На ФармФирме «Сотекс».
Источник: сайт pharmvestnik.ruПредприятие стремится к расширению продуктового портфеля, прежде всего, за счет выпуска инновационных препаратов собственных торговых марок, развития производственных мощностей и лицензионного производства во взаимодействии с известными международными фармкомпаниями.
- Дистрибуция
ЗАО Фирма ЦВ «ПРОТЕК», что представляет дистрибьюторский сегмент, – один из крупнейших российских национальных дистрибьюторов фармпрепаратов и товаров для красоты и здоровья. Аналитическим агентством IMS Health предприятие признано первым в рейтинге прямых продаж. У него 20 тысяч клиентов в 83 субъектах Федерации, которым поставляются лекарства и фармацевтика.
В региональной сети: филиалов – 42, складов – 24, складов-депо – 28.
Рис. 3. ЦВ «Протек» крупного российского фармдистрибьютора.
Источник: сайт expert.ruВажнейшими направлениями работы Группы в данном сегменте определены:
усиление работы с клиентской базой;
повышение эффективности бизнеса;
внедрение новых партнерских программ для поставщиков и клиентов.
- Розничная продажа
Этот сегмент представлен аптечной сетью «Ригла». Среди крупнейших российских аптечных сетей «Ригла» уверенно держит второе место по объему продаж в рейтинге журнала «Вадемекум».
«Ригла – это 1768 аптек в 47 российских регионах, это три бренда:
«Ригла» с форматом открытой торговли и ценовым сегментом выше среднего;
Рис. 4. Аптека «Ригла».
Источник: сайт vademec.ru«Будь здоров!» с закрытой формой торговли и средней ценовой категорией;
Рис. 5. Аптека «Будь Здоров».
Источник: сайт vademec.ru«Живика» также с закрытой формой торговли для дискаунтеров.
Рис. 6. Аптека «Живика».
Источник: сайт zhivika.ruГруппа выбрала курс на продолжающийся рост сети и выход ее в новые регионы, развитие всех трех брендов с приоритетом на формат дискаунтеров, развитие программ лояльности клиентов, усиление конкурентных преимуществ в области сервиса и ценообразования.
«Мы любим конкуренцию на рынке, и чем она жестче, тем мы лучше работаем. Мы не видим ни в ком угроз, а видим коллег по бизнесу» (В. Музяев)
На рынке фармацевтической продукции «Протек» чувствует себя более чем уверенно. Даже сентябрьское 2016 года соглашение о партнерстве фармдистрибьютора «СИА Интернейшнл» с розничной группой X5 Retail Group, предусматривающее открытие 3,3 тыс. аптек на площадях торговых сетей крупнейшего отечественного ритейлера, не поколебало этой уверенности и позволило президенту «Протека» заявить, что доля его компании на рынке не только не снизится, а даже увеличится.
Высокие показатели, которые демонстрирует компания, служат отличным подтверждением эффективности работы менеджмента и всех ее сотрудников.
Финансовое положение
У компании довольно прочное положение на фармацевтическом рынке России, она постоянно повышает доходность собственного бизнеса.
Эффективная операционная деятельность в каждом сегменте рынка и сокращение операционных затрат позволили компании достигнуть положительных финансовых результатов. Практически вдвое за пять лет выросла консолидированная выручка. По итогам работы за 2016 год она составила 241 482 млн рублей.
| Выручка | Чистая прибыль |
---|---|---|
2012 | 125,5 | 2,81 |
2013 | 139,3 | 2,02 |
2014 | 156,9 | 4,79 |
2015 | 195,3 | 10,97 |
2016 | 241,5 | 6,11 |
Источник: официальный сайт компании
«Нас удовлетворили показатели 2016 года прироста по выручке, мы будем стараться их удерживать в дальнейшем» (В. Музяев, президент ПАО «Протек»).
Компания демонстрирует устойчивый рост выручки, а значит, и свои позиции в рейтинге журнала Forbes. По итогам за 2016 год, среди двухсот крупнейших частных компаний России она занимает 29-ую строку.
| Выручка, млрд рублей | Место |
---|---|---|
2013 | 125,5 | 37 |
2014 | 139,3 | 38 |
2015 | 159,9 | 34 |
2016 | 195,3 | 31 |
2017 | 241,5 | 29 |
Источник: Forbes
«Протек» к концу 2016 достиг уровня капитализации в 866 млн долларов и в списке Агентства РиаРейтинг занимает 69 строку, а за последнее пятилетие он поднялся с 89 места.
| Капитализация на конец года | Место |
---|---|---|
| Миллионов рублей |
|
2012 | 15 920 | 89 |
2013 | 25 988 | 78 |
| Миллионов долларов |
|
2014 | 375,7 | 77 |
2015 | 435,4 | 72 |
2016 | 866 | 69 |
Источник: Агентство РиаРейтинг
Акции и акционерный капитал
В Совете Директоров только его председатель В. С. Якунин владеет акциями «Протека» (24,42%). А с акциями компании (58,79%) он является основным акционером. У венгерской Gedeon Richter – еще 5%. Остальные 11,79% – в свободном обращении. Так утверждает годовой отчет компании за 2016 год.
Впервые акции появились на торгах биржи РТВ в 2010 году. Тогда же «Протек» стал публичной компанией, и с 2011года его акции допущены к торгам на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). Сегодня обыкновенные акции ПАО «Протек» считаются одними из перспективных, а значит, потенциально доходными для долгосрочного инспектора. И у них есть реальный потенциал для роста.
«Среди факторов инвестиционной привлекательности отметим лидирующие позиции в Дистрибуции и Рознице, вертикально-интегрированную структуру Бизнеса, устойчивое финансовое состояние и отсутствие долговой нагрузки. Среди факторов риска – низкий Free Float и низкая ликвидность. Мы сохраняем рекомендацию «Покупать» акции компании долгосрочным инвесторам с перспективой высоких дивидендов» (Ксения Шульгина, ведущий аналитик «Универ Капитал»).
Рис. 7. Котировки акций ПАО «Протек» на ММВБ, рублей.
Источник: сайт ru.investing.com
Социальная ответственность и благотворительность
Благотворительный фонд «ПРОТЕК» был основан в 2006 году. Его благотворительная деятельность осуществляется в рамках запатентованной программы «ЗДОРОВЬЕ — ЛЮДЯМ». Это:
- финансовая помощь социально-незащищенным гражданам, к каким относятся инвалиды ВОВ, сироты и дети без попечения родителей, малообеспеченные и многодетные семьи;
- безвозмездное лекарственное обеспечение;
- спонсорство акции «Семья помогает семье. Соберем ребенка в школу».
Кроме того, фонд поддерживает науку и образование, фундаментальные исследования, культуру и сохранение культурно-исторического и духовного наследия России.
В перспективе
«Группа компаний «ПРОТЕК» уверено смотрит в будущее. Основанием для этого служат: финансовая устойчивость, стабильно положительная динамика операционно-финансовой деятельности, тщательно проработанная и планомерно реализуемая программа инвестиций и прочное положение на рынке» (В. Г. Музяев, президент ПАО «ПРОТЕК»).
Стратегическими направлениями своей деятельности Группа считает:
- рост рыночной доли в каждом сегменте;
- усиление интеграции и гарантированный эффект синергии между сегментами;
Справочно: Синергия (ударение на вторую «и») — это полезное взаимодействие, эффект от которого превосходит суммарное действие поодиночке всех его сторон.
- усиление экономического эффекта от деятельности интегрированного бизнеса, прежде всего, путем сокращения затрат и роста прибыльности;
- развитие производственных мощностей и расширение портфеля производимой продукции.
Компания уверена, что к 2021 году будет существенно увеличена ее стоимость, повышена доходность бизнеса и выручка, обеспечена устойчивая и непрерывная бизнес-деятельность.
«В 2017 году ГК «ПРОТЕК» продолжит развиваться, двигаться вперед и инвестировать в расширение производственных и складских мощностей, а также розничной сети» (В. С. Якунин, председатель Совета директоров ПАО).