Железная дорога, энергетические сети, транспортировка газа, жилищно-коммунальное хозяйство – это только часть примеров естественных монополий. Появление конкурентов в этих сферах чревато ростом издержек, которые не могут быть покрыты из-за распределения рынка и уменьшения объемов производства. Учитывая специфику выпускаемой продукции, такие монополии играют важную макроэкономическую роль, влияют на жизнеобеспечение и безопасность государства.

Определение и особенности рынка

С греческого слово «монополия» переводится как один (μονο) + продаю (πωλέω). Получается, что на рынке присутствует единственный продавец, который контролирует объем производства и цены, что позволяет ему максимизировать прибыль.

Появление монополистов «убивает» конкуренцию и противоречит принципам рыночной экономики. Поэтому во многих странах мира антимонопольные органы отслеживают возникновение неконкурентных соглашений или картельных сговоров между предпринимателями и пресекают возникновение единственного продавца, который сможет диктовать свои условия на рынке.

Но всегда ли monopoly – это плохо для экономики? И почему государство допускает и даже в некоторых ситуациях поддерживает образование естественных монополий (ЕМ)?

Чтобы разобраться, рассмотрим, в каких условиях возможно возникновение такого состояния рынка:

  1. Производимый товар не имеет аналогов.
  2. Спрос не зависит или зависит в малой степени от изменений цен.
  3. Из-за технологических особенностей издержки на выпуск товара могут быть покрыты только при большом объеме производства, что нивелирует целесообразность возникновения конкуренции.

Предпосылки для формирования ЕМ выявил французский экономист Ж. Депюи. По его мнению, «де-факто монополии» возникают из-за наличия определенных барьеров на рынке:

  1. Для входа нужен огромный капитал.
  2. Новая компания забирает не только клиентов существующей monopoly, но и часть прибыли. В результате покрыть фиксированные издержки не могут оба конкурента.
  3. В наилучших условиях работает тот, кто первым начал бизнес. Последователям сложно выйти на такой уровень.

Если на рынке с признаками естественной монополии начинает работать более одного производителя, вместо одного хорошего бизнеса возникает два или больше, но плохих. Чаще всего такая ситуация складывается в инфраструктурных, энергетических отраслях, где конкуренция экономически неэффективна.

Влияние на экономику

Сущность ЕМ проявляется в их функциях:

  1. Производят важный для жизнедеятельности общества товар. Например, транспортируют газ, электроэнергию, осуществляют железнодорожные перевозки. Некоторые исследователи рассматривают продукцию ЕМ как общественное благо.
  2. Играют важную роль в территориальном развитии, обеспечении коммуникаций. Единые транспортные, коммуникационные, энергетические сети позволяют компенсировать расходы, но экономия достигается только на больших масштабах.
  3. Выполняют важную макроэкономическую функцию. Смягчают эффект спада спроса в кризисных ситуациях. Способствуют восстановлению экономической активности – стимулом часто выступает регулирование тарифа. Являются крупными работодателями и налогоплательщиками.
  4. Влияют на обеспечение безопасности как в отношении государственного суверенитета, так и жизнедеятельности.
Проекты компаний-монополистов могут иметь стратегическое значение для страны и внешней политики

Проекты компаний-монополистов могут иметь стратегическое значение для страны и внешней политики

Если бы естественные монополии действовали по принципам рыночной экономики, неизбежно возникал бы соблазн уменьшить объем производства ниже точки устойчивости. Такие действия чреваты последствиями. Попытки потенциальных конкурентов войти на рынок приведут к ценовым войнам и/или разделу рынка. В результате будут расти убытки у всех участников.

ЕМ, безусловно, должна удовлетворять спрос, причем по более низкой цене, чем это могли сделать 2 или более конкурента. В такой ситуации для всех сторон: продавца, покупателей, государства – выгодно, чтобы на рынке был один производитель.

Поэтому гос-во не только регулирует деятельность естественных монополий, но и содействует решению возможных проблем, поддерживает функционирование бизнес-моделей.

Примеры в России

Для достижения баланса в области интересов ЕМ и потребителей в России издан ФЗ № 147 «О естественных монополиях», который определяет правовые нормы их деятельности. Все компании, которые соответствуют признакам монополистов, находятся на учете в ФАС и внесены в Единый реестр субъектов естественных монополий. По типу антимонопольная служба выделяет ЕМ в разных областях:

  • связи;
  • водоснабжения;
  • захоронения радиоактивных отходов;
  • топливно-энергетическом комплексе;
  • на транспорте.

Крупнейшие компании-монополисты в России:

  1. РЖД – владеет всеми железными дорогами, контролирует рынок ж/д перевозок.
  2. «Газпром» – имеет монопольное право на экспорт газа из России;
  3. «Почта России» – монополист в сфере услуг общедоступной почтовой связи;
  4. РАО «ЕЭС Россия» – владеет всей сетью линий электропередач.

Но если обратиться к реестру ФАС, увидим, что ЕМ могут охватывать не только весь федеральный рынок, но и быть регионального значения.

Например, местными монополистами по своему виду деятельности на железной дороге выступают:

  • в Москве – РЖД, «Центральная пригородная пассажирская компания», «Федеральная пассажирская компания»;
  • в Санкт-Петербурге – «Северо-западная пригородная пассажирская компания»;
  • в республике Крым – «Крымская железная дорога», «Южная пригородная пассажирская компания».

Аналогичная ситуация наблюдается и в других сферах. Например, в каждом регионе и даже в отдельных городах есть свои предприятия, которые занимаются водоснабжением. Такие водоканалы соответствуют всем признакам естественных монополий, но уже на более узком рынке.

Вывод

Субъекты бизнеса, обеспечивающие рынок уникальным, важным для жизнеобеспечения общества и государства продуктом, становятся естественными монополиями. Появление конкурентов из-за специфики производства становится нецелесообразным.

Государство заинтересовано в стабильной работе таких компаний, но для модернизации определенного сегмента, а также для недопущения роста цен, ущемления прав потребителей может вмешиваться в деятельность ЕМ.