В 2021 г. классические стратегии email-маркетинга не дают ожидаемых результатов. Поэтому нужно внедрять современные инструменты. Чтобы добиться доверительных отношений и сблизиться с потенциальным покупателем, процесс взаимодействия необходимо сделать максимально удобным и интересным. Сбор данных, сегментации можно значительно упростить, применяя новые технологии.
Рассказывает эксперт
«Рассказываю, как с помощью digital-инструментов находить, удерживать клиентов и продвигать свой продукт.»
Шудрик Валерия, контент-маркетолог в eSputnik
Темы специализации: крауд-маркетинг, мессенджер-маркетинг.
Как известно, клиент всегда должен быть в центре внимания бизнеса. Поэтому успешные компании давно сосредоточились на покупателях: вовлекают их в диалог, определяют удобные каналы коммуникации, персонализируют сообщения. На первый план в стратегии долговременного общения с клиентами выходит email. Он остается надежным каналом для выстраивания доверительных отношений с аудиторией, помогает вести лиды по воронке продаж. Не зря каждый доллар, потраченный на email-маркетинг, приносит 38-40 $ прибыли. Какими инструментами усилить email-маркетинг для вашего ритейла в 2021 году, рассказываем в этом материале.
Контент
Используйте в рассылках контент, созданный пользователями. Это всевозможные рейтинги, фото- и видеообзоры, комментарии и т.д. User Generated Content – тренд email-рассылок для ecommerce и важный инструмент всего digital-маркетинга. Пользовательский контент имеет высокие показатели вовлеченности и CTR.
Поскольку 85% покупателей принимают решение о покупке, основываясь на отзывах, компаниям необходимо стимулировать клиентов к созданию такого контента. Например, через мотивационные механики: бонус/приз/подарок за отзыв и др.
Пример призыва оставить отзыв
Чтобы максимально упростить процесс добавления отзывов для ваших подписчиков, предоставьте им возможность оставлять отклики прямо в письме. Это можно реализовать с помощью AMP-технологии.
AMP
Accelerated Mobile Pages – это ускоренные мобильные страницы, которые позволяют сделать email автономной веб-страницей. АМР дает подписчикам новые возможности взаимодействия прямо в письме, например, посмотреть товары, сделать покупку, оформить резерв и т.д. Емейлы с АМР-элементами сокращают время на принятие решения о покупке и увеличивают конверсию. В email через AMP можно добавить:
- карусель изображений;
- вкладки с контентом;
- карточки товаров;
- формы обратной связи.
Письмо с элементами AMP
AMP-формы помогут отсеять негативные отклики. Емейлы позволяют использовать систему рейтингов и оценок. Если клиент доволен, ссылка ведет на внешний сайт или Google/Yandex, чтобы он оставил там отзыв. Если нет, то весь негатив он может излить прямо в письме, а компания решит проблему без вреда репутации.
Клиент может написать отзыв прямо в письме
Кроме этого, благодаря AMP-технологии можно качественно геймифицировать ваши письма.
Геймификация
Геймификация уже стала маст-хэвом email-рассылок, основная ее особенность – наличие положительных эмоций при взаимодействии с игрой. Учитывая возрастающую конкуренцию за внимание покупателей и их загруженность, очень важно использовать такие инструменты, которые повлияют на лояльность аудитории. С помощью геймификации вы сместите фокус с цели на деятельность, которая приносит человеку удовольствие. Это могут быть разнообразные квесты, ребусы, загадки и т.д.
Например, можно предложить подписчикам собрать картинку в письме, а в подарок получить промокод. Так пользователь будет взаимодействовать с рассылкой, а не линейно считывать информацию, как это происходит в email с очередным промокодом. Скидка, добытая собственноручно, имеет большую ценность. Реализовать такой пазл можно с помощью АРМ-карусели: пользователю нужно просто перевернуть карточки, чтобы получить картинку и забрать свою скидку. Такие рассылки будет ждать каждый подписчик, ведь там может быть интересный квест, а еще приятный бонус.
Собери картинку, получи приз
Доступность
Все больше брендов адаптируют свои email для удобного восприятия всеми получателями. Согласно ВОЗ, около 2,2 млрд людей имеют проблемы со зрением: дальтонизм, дислексию или другие.
Те компании, которые заботятся об юзабилити контента, могут увеличить свой доход на 8%. Это не требует сверхусилий, достаточно следить за тем, чтобы рассылки были адаптированы.
Так, большинство людей с нарушениями зрения используют для чтения email скринридеры. Перечислим основные правила оформления:
- узнаваемое имя отправителя и точная тема письма;
- адаптивные шаблоны – важно соблюдать логику, т.к. контент будет воспроизводиться слева направо, сверху вниз;
- заголовки письма обернуты в теги h1, h2, а абзацы – тегами р;
- указан язык письма (в начале html-кода емейла);
- присутствуют списки.
Для комфортного восприятия людьми, которые имеют проблемы со зрением и различением цветов, важно:
- учитывать контрастность – не менее 4,5:1;
- избегать сочетания красного и зеленого, а также подчеркиваний;
- использовать достаточно негативного пространства – короткие абзацы, большой межстрочный интервал и больше воздуха в email;
- избегать выравнивания по центру – левостороннее выравнивание считается универсальным;
- разделять пункты списков знаками препинания – например, точкой с запятой в конце каждого пункта.
Такой email легко читать
Сегментация
В 2021 г. обычной сегментации по полу, возрасту, географии, открытию рассылок уже недостаточно. Нужна продвинутая сегментация, которая базируется на поведении пользователей на сайте, в приложении, учитывает их интересы (категории, бренды, товары), средний чек и предыдущие покупки, действия офлайн и др.
Хорошо, если ваша система автоматизации маркетинга умеет проводить один из самых эффективных способов сегментации – RFM-анализ и далее отправлять необходимые сообщения при переходе контакта из сегмента в сегмент. RFM-отчет основан на данных по активности в рассылках и продажах: давности, частоте и прибыльности. Это важная функция для ритейла, поскольку она помогает сразу реагировать на изменения в поведении и удерживать клиентов.
Полный анализ продаж
Можно пойти еще дальше и применить сегментацию по событиям – этот метод позволяет использовать действия человека не только как триггер для отправки рассылки, но и как способ сегментации. Так, в систему можно передавать любые кастомные события: просмотры, наполнение корзины, формирование заказа, покупки в офлайн-магазине. Далее информацию из событий можно использовать для объединения клиентов в группы и делать наиболее актуальные предложения. Например, вы проводите акцию на товар определенного бренда:
- указываете производителя и категорию в условиях построения сегмента;
- собираете тех, кто интересовался этим товаром в течение 4 недель;
- исключаете тех, кто купил этот товар в течение 4 недель.
Таким образом, рассылка будет максимально прицельной, а значит, сгенерирует больше продаж.
Персональные товарные рекомендации
По данным Invespcro, 53% онлайн-покупателей считают ценной персонализацию товарных рекомендаций, а 59% отмечают, что такие рекомендации облегчают поиск и помогают найти интересные для них товары.
Персональные рекомендации – это не только перечень позиций в одном ценовом сегменте или одной категории. В современных ESP это подбор товаров с помощью алгоритмов ИИ, которые учитывают все известные данные о клиентах (их поведение в прошлом) и товарах (характеристики). А также грамотный контроль нейронной сети со стороны человека: data-science-специалиста и/или представителей бизнеса.
Например, реализация сложного блока, как «Вместе дешевле», может происходить следующим образом:
- Система просчитывает вероятность покупки комплектов.
- Data scientist проверяет соответствие категорий в этих комбинациях, исключает нерелевантные.
- Представители ритейлера рассчитывают цену (с учетом маржи и % возможной скидки).
Только при совместной работе ИИ с человеком можно получить самые лучшие результаты для бизнеса в виде увеличения:
- числа конверсионных действий пользователей в рассылках и на сайте;
- вовлеченности посетителей и подписчиков;
- количества покупок и повторных покупок;
- частоты заказов;
- доверия покупателей.
Так, персональные товарные рекомендации позволили крупнейшему ритейлеру «Фокстрот», участнику Euronics (самой большой закупочной группы электроники и бытовой техники в Европе), повысить:
- на 16% продажи аксессуаров;
- на 5% конверсию;
- на 10% вовлеченность на сайте.
Персональное выгодное предложение
Может показаться, что персональные рекомендации – это очень сложная функциональность, которая доступна только гигантам ритейла со своими IT-отделами, но это не так. Например, в eSputnik маркетолог может самостоятельно настроить рекомендательные блоки как в email-рассылках, так и на сайте. Весь процесс происходит в личном кабинете в формате low-code:
- По запросу система формирует скрипт веб-трекинга, его нужно добавить на сайт. Веб-трекинг позволяет отслеживать действия каждого пользователя.
- Загрузить товарный фид в систему.
- Добавить данные по предыдущим заказам (если такие имеются).
- Выбрать алгоритмы формирования товарных рекомендаций. Дополнительно можно задавать приоритет или исключать определенные позиции.
- Если планируется добавлять рекомендации на сайт, то указать типы страниц, места размещения и выбрать (или создать) дизайн карточек.
Омниканальность
Часто омниканальность в маркетинге понимают как подключение различных каналов (email, SMS, mobile и web push, мессенджеров, офлайна) для создания кросс-канального общения с клиентами.
Но понятие омниканальности шире – это не только добавление различных сообщений в цепочке коммуникации, а возможность сбора и обмена данными между всеми каналами. Другими словами, объединение данных конкретного пользователя в единой записи контакта и ее использование любым из каналов.
Кроме этого, омниканальный подход дает возможность проанализировать работу каждого способа связи с клиентами, выделить наиболее продуктивные и выстроить грамотный каскад в сценариях (например: Push → Email → Viber → SMS). Это позволяет распределять затраты на рассылки и получать от них максимальную эффективность.
Пример сложного сценария
Чтобы все маркетинговые инструменты работали сообща, необходима платформа для их слияния в единую стратегию. Этот вопрос решает Customer Data Platform (CDP). Эта система объединяет в себе необходимые маркетинговые каналы и имеет возможность передачи данных другим платформам: BigQuery, PostgreSQL и т.д. Такой целостный подход позволяет компаниям оптимизировать затраты на использование различных ресурсов и выстраивать максимально качественное взаимодействие со своей ЦА.
К выводам
Конкуренция в ритейле возрастает с каждым днем, и чтобы оставаться в лидерах, нужно идти в ногу со временем. Используйте современные технологии, которые помогут вашей компании найти и сблизиться с целевым покупателем. Сегодня достичь этого можно с помощью автоматизации процессов сбора данных, сегментации и создания персональных предложений. Пригодятся также механики, упрощающие и делающие привлекательным процесс взаимодействия получателя с рассылкой. Чем раньше вы подключите инструменты будущего, тем больше конкурентных преимуществ будет иметь ваша компания.
Следуйте трендам, и email-маркетинг принесет только качественные результаты для вашего бизнеса!