С 1 января 2016 года для всех предпринимателей изменились правила учета пивной продукции. Теперь ИП и организациям, продающим пиво в розницу, при закупе товара нужно отчитываться в ЕГАИС, но для этого необходимо знать правила регистрации и подключения к системе, а также технические требования к оборудованию.
ЕГАИС расшифровывается как «Единая государственная автоматизированная информационная система» и содержит в себе базу данных о предприятиях, производящих алкогольную продукцию, а также об организациях, занимающихся его поставками. В ней учитываются все спиртные напитки: где они производятся, куда продаются оптовыми поставщиками и в каком количестве. Программа «ЕГАИС: пиво в розницу для ИП» имеет как достоинства, так и недостатки, но в целом позволяет контролировать весь рынок сбыта алкогольных изделий и снизить процент продаж несертифицированных товаров.
Сама система начала работать уже давно – с 2005 года, но до 1 января 2016 года в нее отправляли данные только поставщики и компании-производители. Согласно Письму ФСРАР от 21.09. 2015 г №17788/15-02, с 1 января 2016 года все организации, занимающиеся торговлей пивом, сидром, медовухой или пуаре обязаны отчитываться в ЕГАИС. Пиво в розницу для ИП нужно регистрировать только при получении от поставщика, а для продажи учет не обязателен.
Задачи ЕГАИС для пива в розничной торговле
Главной задачей системы является следующее:
- Полный учет производства и сбыта производителями любой алкогольной продукции, вплоть до указания города, в котором она была помещена в тару, а также объема, крепости и наименования.
- Учет импортированных спиртных напитков для контроля начисления акцизов.
- Сбор информации об акцизных марках для контроля за производством и сбытом спиртосодержащих напитков.
- Анализ реализации и развития производства спиртного в пределах РФ.
- Недопущение сбыта на территории РФ контрафактной продукции благодаря проверке документов, отправляемых друг другу поставщиком и покупателем.
Кто должен отчитываться через ЕГАИС:
- Оптовые компании, занимающиеся хранением, закупкой и поставкой.
- ИП при закупке.
- Организации общепита (кафе, рестораны, бары) – при закупке.
- Магазины, реализующие пиво в черте города – при розничной продаже (с 01 июля 2016 года). Для тех, кто торгует в сельских поселениях, обязанность по отчетам через систему при продажах наступает с 01 июля 2017 года, а при закупке сроки такие же, как и для всех остальных участников рынка – с 01 января 2016 года.
Таким образом, ЕГАИС для ИП, торгующих пивом, необходима для предоставления данных, и это должны выполнять как предприниматели, реализующие пивные напитки на разлив, так и те, кто продает их в обычной таре. Торгующие в розницу ИП или ООО, находящиеся в республике Крым, должны будут отправлять данные о совершенных закупках только с 01 июля 2017 года.
Как работать в ЕГАИС: учет пива
Примерная схема сотрудничества с поставщиками по ЕГАИС для тех, кто торгует в розницу, выглядит так:
- Перед сдачей заказанного товара покупателю поставщик заполняет накладные, и их же обозначает в самой системе в остатках.
- Организация, заказавшая продукцию, получает накладные через универсальный транспортный модуль – созданную для отправки в систему всех сведений программу, которая устанавливается на ПК.
- Получив и пересчитав количество заказанного товара, покупатель (магазин) сравнивает все данные с документами. Если поступление соответствует им, он утверждает это, отправив в ЕГАИС подтверждение.
- После отправки уведомления полученный объем спиртного списывается с остаточного количества товаров поставщика и начисляется на остаток заказчика.
- В случае несоответствия фактически полученного товара с данными в документах (например, поставщик привез меньше пива, чем указано), покупатель может либо отказаться от продукции, либо ее принять, при этом недостача будет зафиксирована в системе. То же самое касается и излишков.
Все эти действия необходимы для контроля реализованной поставщиком продукции: сколько товара он отправил в розничную точку и сколько в конечном итоге пришло.
Какое оборудование нужно и как подключиться к ЕГАИС по пиву?
Чтобы приступить к работе в системе, необходимо сделать следующее:
- Произвести на сайте ФСРАР РФ регистрацию и завести личный кабинет.
- Обратиться в организацию, которая занимается выдачей крипто-ключей Jacarta, чтобы его приобрести. Он необходим на все точки торговли.
- После получения крипто-ключа произвести на него запись Квалифицированной цифровой подписи.
- Для оформления КЭП (цифровой подписи) необходимо обратиться в уполномоченную для этого организацию и предоставить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, пенсионное свидетельство СНИЛС, ИНН, ОГРН, паспорт, заявление и при необходимости – доверенность на лицо, уполномоченное заниматься ведением подобных дел. Сертификат КЭП действует 1 год, после чего его нужно обновлять.
Чтобы работать в ЕГАИС, нужно также соблюдать и определенные требования к оборудованию с технической точки зрения:
- Процессор с разрядностью 32 бит и с частотой от 2.0 ГГц.
- Внутренняя память объемом от 2 Гб.
- Сканер с функцией считывания PDF417 (за исключением ИП без ККТ).
- Сетевой контроллер 100/1000 Mbps.
- Объем сетевого хранилища – не менее 50 Гб.
- Операционная система от Windows 7 Starter и выше.
- Системное ПО Jawa 8 и более.
- Выданное Росалкогольрегулированием программное обеспечение для ЕГАИС – его можно получить совершенно бесплатно.
Со стороны работа с системой выглядит примерно так: в магазин приходит покупатель, выбирает нужный напиток и подходит к кассе, где продавец при помощи сканера считывает имеющийся на акцизной марке код. После считывания информация поступает в кассовое ПО, которое впоследствии направляет ее в систему. В этом случае отпадает необходимость вести учет розничных продаж, однако для индивидуальных предпринимателей, освобожденных от применения ККТ, приобретать сканер необязательно.
Ответственность за не предоставление данных в ЕГАИС
В России схема контроля за продажей и производством спиртосодержащих продуктов с 1995 года регламентируется ФЗ №171-ФЗ, в который регулярно вносятся дополнения. Ответственность за нарушение норм данного закона, включающего и обязанность работы с ЕГАИС, наступает только с 01 июля 2016 года и карается немалыми штрафами по ст. 14.19 КоАП РФ:
- Для ИП-руководителя – 10 000-15 000 руб.
- Для организации-юридического лица – 150 000-200 000 руб.
Здесь тем, кто использует ККТ, следует учитывать один немаловажных нюанс: если не будет онлайн-обмена по системе, то и не будет возможности считать количество продукции и пробивать чеки при продаже – а значит, реализовать ее не удастся.