Предприятия, имеющие представительства в разных государствах, крупные финансовые обороты, реализующие продукцию в больших масштабах, называются транснациональными корпорациями (ТНК). Международные фирмы: Microsoft, Apple, Amazon, Газпром, ЛУКОЙЛ, прочие. Это компании, выручка которых превосходит финансовые показатели некоторых стран. Они часто являются монополистами в своей отрасли, но с их помощью создаются новые технологии, продукты, развиваются рынки, продвигается научно-технический прогресс

Крупные фирмы, размещающие производства, представительства в разных государствах, изготавливающие большие объемы продукции, стали важной частью международной торговли. Они завоевывают новые рынки, создают необходимые для потребителя товары, являются движущей силой научно-технического прогресса.

Такие бренды, как Coca-cola, Nestle, P&G, Apple, российский Газпром и многие другие, всегда на слуху, о них знают все. Изменения стоимости их акций влияет на колебания национальных валют. От деятельности мегапредприятий зависят бюджеты некоторых государств.

Транснациональные корпорации (ТНК) — субъекты мировой экономики, владеющие филиалами или производствами в двух и более странах. Подобные фирмы – важная  часть международной системы. Существенность бизнеса определяется наличием 25-30% зарубежных активов.

Материнская компания располагается в стране базирования, где находится головная штаб-квартира ТНК. Доли капитала (собственность) распределены между предприятиями в различных принимающих странах.

Подразделения корпораций создаются в формах:

  • отделов – представительств, не оформленных юридически;
  •  дочерних компаний – самостоятельных субъектов, имеющих необходимые для функционирования фонды;
  • ассоциированных фирм – ТНК владеет до 50% их уставного капитала.

Справка. Транснациональной можно назвать любую корпорацию, которая имеет длительный период высокие обороты, объединяется с другими субъектами отрасли, выходит со своей продукцией на международные рынки, открывая подразделения. Многие фирмы переносят производства в соседние страны в целях экономии: дешевой рабочей силы, доступного сырья, выгодного налогообложения. Но основной капитал по-прежнему отражается в стране, где зарегистрирована головная компания.

Критерии

К качественным признакам глобальных корпораций относят:

  • возможность реализовывать значительную часть продукции на зарубежных рынках; 
  • размещение производств в любых странах (в зависимости от выгоды или необходимости);
  • учредители могут быть гражданами различных государств.

Достаточно иметь один признак, чтобы попасть в категорию ТНК. Крупным корпорациям присущи все характеристики одновременно. Но главным остается вопрос реализации продукции на зарубежных рынках.

Например. Швейцарская фирма «Nestle», крупнейший производитель продуктов питания,  экспортирует большую часть своего товара. Но более 90% продукции фирмы, продаваемой в нашей стране, производится в России, при этом 70% сырья закупается здесь же.

Современное экономическое развитие предполагает глобализацию всех отраслей. Происходит постепенная интернационализация рынков сбыта. ТНК появляется больше, они сильнее и влиятельнее, чем другие компании.

ООН, начиная с 1960-х гг., относила к транснациональным фирмы с годовым оборотом 100 и более млн долл., имеющие представительства не менее, чем в шести странах. Позже критерии сдвинулись. Выведен специальный показатель, определяющий степень глобализации фирмы:

Индекс ТНК = 1/3 (Иностранные активы/Общие + Объемы продаж вне страны/Общие + Зарубежный штат/Общий) * 100%.

Виды

Существует несколько типов ТНК. По масштабам фирмы делят на крупные и малые. Характеристика зависит от множества составляющих: годовой выручки, количества филиалов, объемов экспорта и т.д. Например, в 1980-х гг. при оборотах более 1 млрд долл. и множества представительств корпорация считалась крупной.

По интеграционным признакам выделяют горизонтальные и вертикальные ТНК. В первом случае производства одной отрасли расположены в разных странах (Coca-cola). Продукция при этом стандартна. Во втором ‒ заводы располагаются в головном государстве, товар поставляется на экспорт (Газпром).

Существуют также ТНК с использованием местных ресурсов, когда продукцию под определенной маркой изготавливают на отечественных мощностях. Например, Schwarzkopf & Henkel.

Крупнейшие ТНК мира и России

Ведущие международные корпорации сосредоточены в развитых странах: США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и Нидерландах.

Таблица 1. Топ крупнейших ТНК в 2019 году

Название

Капитализация, млрд долларов

1. Microsoft

905

2. Apple 

896

3. Amazon

875

4. Alphabet

817

5. Berkshire Hathaway

494

6. Facebook

476

7. Alibaba

472

8. Tencent

438

9. Johnson@Johnson

372

10. ExxonMobil

342

Источник: составлено по данным рейтинга Global Top 100

В 2019 г. рост капитализации 100 богатейших компаний мира составил 5%, совокупный объем превысил 21 трлн долларов США. Увеличение показателя произошло за счет американских компаний. Корпорации Китая и Европы, напротив, снизили данные.

Интересный термин: Что такое коэффициент капитализации.

В десятку крупнейших ТНК вошли представители технологического, финансового сектора, онлайн-торговли.

Впервые за последние годы сменился лидер: Apple опустился на вторую строчку, уступив место Microsoft. Растет доля компаний из США, составляя в общемировом объеме рыночной капитализации более 63%.

Например, Amazon ‒ это сравнительно молодая фирма, которая из небольшого книжного интернет-магазина превратилась в ведущего торговца разнообразной продукцией, производителя собственной марки техники, владельца издательства, киностудии. Поставки заказов возможны в любые точки мира.

В международном рейтинге половина компаний технологического сектора. Здесь отличие иностранных ТНК от отечественных. В России нет известных корпораций в этой области. В пятерку лидеров входят представители топливно-энергетического комплекса и транспортная компания. Все фирмы являются самыми дорогими участниками рынка.

Таблица 2. Топ крупнейших российских компаний 2019 года

Название

Выручка, млрд руб.

Газпром

8 224

ЛУКОЙЛ

7 479

Роснефть

6 850

Сбербанк

3 160

РЖД

2 413

Источник: составлено по данным РБК

Среди других российских ТНК можно назвать компании: Сургутнефтегаз, ВТБ, Алроса, Русал и прочие.

Например, X5 Retail Group ‒ одна из молодых розничных компаний РФ. Это деятельность торговых сетей под брендами: «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Карусель». Рыночная доля фирмы постоянно растет, к концу 2019 года составила около 15%. Акции торговой группы котируются на ведущих биржах.

Роль в мировой экономике

Транснациональные корпорации имеют существенный вес в международной торговле и финансовой сфере. Это мегафирмы, обладающие активами, превышающими общий бюджет некоторых государств. Производственные мощности могут обеспечить мировые потребности населения Земли. Корпорации дают рабочие места, являются крупными налогоплательщиками.

История. Термин появился в 1970-х гг., хотя  первыми ТНК считаются монополии-тресты конца 19 века, образованные в результате слияния мелких производителей и торговцев. Это добывающие компании в колониях США. В середине 20 века появились крупные производители оружия и военной техники. Перед началом Второй мировой войны в мире существовало около 300 ТНК, а в конце 90-х насчитывалось около 60 000.

Транснациональные компании вносят существенный вклад в развитие науки и техники. На долю крупных фирм приходится порядка 80% зарегистрированных патентов. Финансы направляются на усовершенствование машин, оборудования, автоматизацию и компьютеризацию производственных процессов. Такие корпорации, как Microsoft, держат пальму первенства в области программного обеспечения.

Но ТНК ‒ это не только производственные, но и финансово-информационные институты: банки, страховые компании, аудиторские фирмы, инвестиционные, прочие фонды, СМИ и т.д. Эти игроки в мировом масштабе занимаются кредитованием, организацией денежных расчетов, минимизацией рисков, распространением информации и прочими услугами.

К положительным аспектам деятельности крупных компаний относят:

  • обеспечение потребностей в продукции за счет большого охвата территорий, наличия филиалов и т.д.;
  • низкую стоимость производства благодаря эффекту масштаба (чем больше объемы выпуска, тем меньше себестоимость);
  • снижение уровня безработицы;
  • инновационные изыскания;
  • благотворительность и прочие социальные мероприятия.

Но эти  корпорации часто являются монополиями, что затрудняет развитие рыночных отношений, создание благоприятной конкурентной среды (не всегда, иногда, наоборот, способствуют развитию). Крупные игроки могут лоббировать свои интересы на уровне правительств государств, принятия законов, нормативов.

К отрицательным сторонам относят:

  • отсутствие или ограничение конкуренции;
  • налоговые махинации;
  • влияние на политику.

В развивающихся странах холдинги скорее «давят», заставляют уйти с рынка мелких производителей. Воздействие ТНК на страны с бедной экономикой бывает пагубным.

Но современное существование общественных отношений невозможно без крупного бизнеса. Корпорации ‒ это ключевые элементы глобализации мирового хозяйства. Благополучие и доходы сообщества людей зависят от развития интегрированного международного сотрудничества. Вот почему многие государства поддерживают деятельность ТНК на своих территориях.