Рынок однородных или дифференцированных товаров, услуг, который контролируют и создают видимость конкуренции несколько крупных компаний, называют олигополией. Доминирующие продавцы, производители создают условия, невыгодные более мелким конкурентам, устанавливают свои правила, включая ценообразование.

Определение

В переводе с греческого слово «олигополия» означает малочисленный (ὀλίγος) + продаю (πωλέω). То есть суть понятия заключается в том, что аналогичными товарами торгует мало продавцов.

В современной интерпретации олигополию рассматривают как модель рынка, на котором доминирует ограниченное число компаний. Чтобы разграничить признаки разных монополистических структур, рассмотрим схожие понятия:

  1. Монополия – рынок контролирует одна фирма («Росатом» в атомной отрасли) или картель продавцов (ОПЕК).
  2. Дуополия – присутствует всего 2 крупных игрока. Часто такую модель называют разновидностью oligopoly, хотя, по сути, она таковой не является, а относится к особым случаям.

При олигополии доминирующие продавцы контролируют рынок, но охватывают только большую его долю. То есть на оставшейся части могут присутствовать и другие, более мелкие игроки, но существенно влиять на ценообразование, другие условия они не в состоянии.

Формируются oligopolies по разным причинам:

  1. Необходимы значительные инвестиции для входа на рынок, что недоступно мелким компаниям.
  2. У лидеров формируются со временем прочные связи с другими участниками рынка и покупателями.
  3. Появление новых компаний ограничивают нематериальные препятствия. Наличие лицензий, брендов, патентов играет на руку олигополиям.
  4. Доминирующие продавцы активно вытесняют новичков при помощи рекламы, демпинга.

Особенности рынка

В экономической теории рассматривают два основных вида конкуренции:

  1. Совершенная – присутствует много продавцов, которые торгуют одинаковыми продуктами на идентичных условиях. То есть цены открыты и есть место для конкуренции.
  2. Монополистическая – количество продавцов меньше, но их товары имеют отличия. То есть конкурировать они могут, предлагая клиентам лучший продукт.

При олигополии весь рынок находится под контролем нескольких игроков, то есть сама суть конкуренции стирается. Во многих отраслях сейчас соперничают между собой всего несколько продавцов. Для усиления своих позиций они создают масштабные корпорации, в чьих руках сосредоточены материальные, трудовые, финансовые ресурсы.

Игроки часто вступают в сговор. Источник: freepik.com/vectorjuice

Игроки часто вступают в сговор.
Источник: freepik.com/vectorjuice

Признаки oligopoly:

  • неценовая конкуренция;
  • регулирование крупными игроками не только цен, но и производства, что дает возможность контролировать предложения (создавать искусственный дефицит);
  • вводят патенты, лицензии в отрасли, что становится искусственным барьером для входа новых участников.

Протекающие экономические процессы не соответствуют модели свободного рынка и противоречат принципам конкурентно-рыночной экономики. Олигополию можно смело называть переходным шагом к глобализации, когда вся промышленная власть сконвертирована в руках доминирующих организаций.

Читайте, с какими опасностями столкнется постиндустриальное общество.

Влияние на экономику

Стремление продавцов масштабировать бизнес и увеличивать производственные объемы неизбежно ведет к формированию олигополий. Сторонники глобализации отмечают существенные плюсы для экономики:

  1. Растет конкуренция, но уже между лидерами отрасли, что ведет к улучшению качества товара, обслуживания. Под их стандарты вынуждены подстраиваться и мелкие продавцы.
  2. Крупные игроки ориентируются на перспективу, им легче воплощать долгосрочные и дорогие проекты.
  3. Доминирующие компании менее болезненно переживают кризисы, краткосрочные колебания, что отражается в целом на экономике.
  4. Именно лидеры продвигают научно-технические инновации.

Для экономики возникновение олигополий имеет и негативное воздействие:

  1. При сговоре ведущих игроков возникают риски монополизации рынка с вытекающими последствиями: регулирование объемов выпуска, ценообразования, видимость конкуренции. Фактически участники извлекают выгоду за счет покупателей, перекладывая на них издержки.
  2. Ограничение предложений. Лидеры продвигают высокорентабельные продукты, что не всегда соответствует потребностям клиентов.
  3. Завышенные цены. При слабой конкуренции компании устанавливают свои цены, то есть выгоду извлекают за счет повышенного спроса.

Главная борьба происходит между доминирующими компаниями и новичками. С одной стороны, мелким игрокам любыми способами закрывают дорогу в отрасль. Даже новаторские идеи, разработанные представителями малого бизнеса, чаще всего внедряют крупные корпорации.

Но рынок не стоит на месте. Чем больше лидеры расширяют свое влияние, тем сложнее контролировать процессы. Повышая цены до монопольных границ, компании-олигополии получают невероятную прибыль в краткосрочном периоде, но рискуют столкнуться с проблемами в долгосрочной перспективе. Новички, выходя с товарами-заменителями или аналогами, все же способны занять сегмент, на котором присутствуют ограниченные предложения корпораций.

Примеры

В наше время олигополии перестали быть исключением, они присутствуют практически во всех сферах экономики как мира, так и отдельных стран.

В мировом масштабе к классическим oligopolies относят:

  • Boeing и Airbus – производство самолетов;
  • Intel и AMD – производство компьютерных процессоров;
  • Apple, Samsung, Huawei, Xiaomi – доля продаж мобильных устройств 75%;
  • Windows, Android, iOS – доля продаваемых операционных систем 88%.

В России федеральная антимонопольная служба характеризует несколько сегментов экономики как олигополии.

На газовом рынке 70% оборота приходится на «Газпром», НК «Роснефть», «НОВАТЭК». Аналогичная ситуация в нефтяной отрасли, которая характеризуется наличием вертикально-интегрированных компаний.

В банковском секторе 63% активов, по данным Центробанка на 1 сентября 2021 г., приходится на пятерку крупнейших игроков: Сбер, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-Банк, Россельхозбанк. Они же выступают лидерами и по другим финансовым продуктам. На пятерку приходится 67% корпоративных кредитов. Доверительное управление на 23% контролирует Альфа-Банк, 20% – Сбер, 13% – ВТБ, что суммарно дает 56%.

Яркий пример появления новых крупных конкурентов, способных сместить с пьедестала лидеров, – рынок сотовой связи в России. Длительное время по количеству абонентов доминировала «Большая тройка»: МТС, «Мегафон» и «ВымпелКом» (бренд «Билайн»). Но объединение активов Теле 2 и Ростелекома привело к появлению нового крупного игрока. По итогам 2020 г., на четверку приходится 99% абонентов, причем на Теле 2 – 19%, а на «Билайн» – 21%. При этом есть все предпосылки, что новичок к концу 2021 г. займет третью позицию в рейтинге.

Один и тот же рынок при изменении масштабов рассмотрения может приобретать или терять признаки олигополии. Так, среди крупных продовольственных ритейлеров максимальная доля приходится на X5 Retail Group, «Магнит», «Ленту», «Ашан» и «Метро». Но если рассматривать продовольственный рынок в целом, эти игроки занимают только пятую часть, то есть не имеют доминирующей позиции. В то же время в разрезе отдельных районов или городов доля каждого их них может быть значительно выше.

Вывод

Олигополии – неизбежное явление в экономике, которое одновременно становится двигателем прогресса и убивает конкуренцию, то есть тормозит развитие. Подвижность рынка не гарантирует лидерам постоянных доминирующих позиций. В то же время объединение в корпорации, трасты, картели ведет к еще большей монополизации и глобализации.